Центры производства бронетанковой промышленности. Бронетанковая промышленность фрг. Заводы военного судостроения

И опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие.

Перед распадом СССР ВПК состоял из 1100 заводов с числом работающих более 9 млн чел., более 900 научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ), а также армии в составе сухопутных, военно-воздушных, ракетных войск, военно-морского флота, пограничных, а также вспомогательных (железнодорожных, строительных) войск. ВПК обладал собственными космодромами, аэро- и морскими портами, арсеналами, испытательными полигонами с системой лабораторий, мощной коммуникационной инфраструктурой (транспорт и связь). Основная часть ВПК СССР располагалась на территории России и в настоящее время составляет ВПК Российской Федерации.

ВПК частично включает производства других комплексов, например в машиностроении доля оборонных заводов составляет более 60% (табл. 19, рис. 31).

В свою очередь, отрасли оборонной промышленности производят гражданскую продукцию, при этом проводимая на оборонных производствах конверсия увеличивает долю гражданской продукции при сокращении оборонного заказа.

Кратко перечислим основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК.

1. Основной принцип - безопасность размещения его производств, учитывая полетное время ракет и авиации из-за границы. Отсюда - размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны (Урал, Сибирь).

Таблица 19


Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения

Межотраслевой комплекс
Оборонные производства Специализированные оборонные комплексы
Топливно-энергетический Производство ядерного топлива
Ядерно-оружейный (атомно-оружейный)
Машиностроительный Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, производство средств связи, огнестрельного оружия, электроники, электротехники и др. Авиационно-космический и ракетно-космический
Конструкционных материалов: металлургический
Химико-лесной
Производство композитов, металлических порошков и проката
Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов
Химико-оружейный
Строительный
Цементное и др. производства Военно-строительный
Агропромышленный
Перерабатывающие отрасли (производство казеина)
Товаров народного потребления и услуг Производство технических тканей и обмундирования

2. Принцип дублирования: размещение в разных районах страны предприятий-дублеров. Например, авиационные заводы, выпускающие однотипные истребители (типа «МиГ» или «Су») или бомбардировщики «Ту», размещаются в разных частях страны, начиная от Москвы и Нижнего Новгорода, городов Поволжья (Казань, Самара, Ульяновск) до Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре).

3. Концентрация производств и научно-производственных объединений ВПК в Москве и вокруг нее, где Россия имеет право на создание и наращивание средств противоракетной обороны.

В Советском Союзе в составе ВПК существовало множество специальных закрытых секретных городов (ЗАТО - закрытое административно-территориальное образование), многие из которых имели особые названия: Арзамас-16, Челябинск-65 и Челябинск-70, Красноярск-26 и Красноярск-35, Томск-7.

В них концентрировались особо важные объекты ВПК. Некоторые из них сейчас становятся перспективными технополисами, в которых разрабатываются новейшие технологии.

Таким образом, главные факторы размещения ВПК: безопасность и сохранение военного потенциала как в мирное, так и в военное время, наукоемкость, высокая квалификация кадров, транспортный фактор.

В составе ВПК выделяются системы отраслей (комплексов). Среди них важным является ядерный комплекс - щит, обеспечивающий безопасность страны. Главными в его составе являются два российских ядерных центра: в Сарове (Арзамас-16) и Снежинске (Челябинск-70).

Само ядерное оружие в значительной мере предназначалось для использования на ракетных системах. Естественно, что ракетно-космическая промышленность стала важнейшим комплексом ВПК. Особенно важно было подготовить научно-техническую базу для космонавтики и ракетостроения. Первые крупные научно-производственные центры были созданы в Подмосковье. Это прежде всего мощная корпорация «Энергия», которая создавалась в г. Королеве (Калининград). Здесь под руководством известного конструктора ракет С. П. Королева с 1946 г. велись работы по созданию баллистических ракет, были созданы искусственные спутники Земли, космические корабли, в том числе «Восток», на котором совершил полет первый космонавт Ю. А. Гагарин. В Москве в Научно-производственном машиностроительном центре им. М. В. Хруничева также создавались баллистические ракеты, долговременные орбитальные станции («Мир»). На базе научных и проектных разработок работают заводы по производству баллистических ракет на Урале (Вот- кинск, Златоуст) и в Сибири (Красноярск), ракет-носителей - в Самаре, Омске. Ракетная техника производится также в Санкт-Петербурге.

Главный военный космодром России, с которого стартовали все основные военные космические аппараты и запускались военные искусственные спутники, находится близ г. Мирный (ст. Плесецк) к югу от Архангельска. Здесь было проведено значительно больше космических запусков, чем с Байконура, правда, с последнего стартовали корабли с космонавтами на борту. Существовал еще один космодром - Капустин Яр - в Астраханской области, превращенный затем в полигон для испытания ракет и боевой техники. В настоящее время создан новый российский космодром - «Свободный» - в Амурской области.

Для управления военно-космическими силами России был создан центр в Подмосковье - г. Краснознаменск (ранее - Голицыно-2), а для пилотируемых космических полетов - Центр управления полетами (ЦУП) в г. Королеве. Близ него имеется Центр подготовки космонавтов - г. Звездный.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Особое место в отрасли занимает военное машиностроение, производящее вооружения и военную технику. Кроме , характерных для других производств, для него важное значение имеет военно- стратегический фактор — удаленность от государственных , размещение важнейших предприятий в «закрытых» городах, куда ограничен доступ иностранцев и посторонних людей. Наибольшей концентрацией предприятий военного машиностроения отличаются регионы Урала (Свердловская и Пермская области, Республика Удмуртия). Основные подотрасли следующие.

Производство ядерного оружия

Производство ядерного оружия, включающее добычу урановой руды и изготовление уранового концентрата, обогащение урана, производство тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛ) и оружейного плутония, сборку ядерных боеприпасов и утилизацию ядерных отходов. Основные предприятия находятся в «закрытых» городах, само существование которых до середины 1990-х годов было засекреченным. Главными центрами разработки ядерного оружия являются Саров (Арзамас-16) в Нижегородской области и Снежинск (Челябинск-70), в которых расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. Сборка (в настоящее время демонтаж — в соответствии с международными договорами) ядерных боеприпасов осуществляется в Сарове, Заречном (Пенза-19), Лесном (Свердловск-45), Трехгорном (Златоуст-16). Утилизация ядерных отходов (захоронение в горных породах) происходит в Снежинске и Железногорске (Красноярск-26).

Ракетно-космическая промышленность отличается высокой наукоемкостыо и технической сложностью продукции . Ведущие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро подотрасли находятся в Москве и Московской области (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Крупнейшие серийные производства ракет и космических аппаратов расположены в Воронеже, Самаре, Златоусте (Челябинская область), Воткипске (Республика Удмуртия), Омске, Красноярске, Железногорске (Красноярский край).

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность производит самолеты, вертолеты и авиационные двигатели . Предприятия располагаются в основном в крупных городах, имеющих хорошие возможности для кооперирования и значительные квалифицированные трудовые ресурсы. Высока концентрация центров самолетостроения в Поволжском районе — это Казань, Ульяновск, Самара, Саратов. На территории Центральной России самолеты производят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Воронеже. В азиатской части страны самолеты выпускают в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. В городе Таганроге Ростовской области размещаются разработка и производство гидросамолетов. Вертолетостроительные заводы находятся в Москве, Люберцах (Московская область), Казани, Ростове-на-Дону, Кумертау (Республика Башкортостан), Улан-Удэ, Арсеньеве (Приморский край). Важнейшие заводы по производству авиационных двигателей расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Уфе, Рыбинске (Ярославская область).

Заводы военного судостроения

Заводы военного судостроения расположены в тех же городах, что и гражданское судостроение. Главным центром является Санкт-Петербург, в котором на многочисленных предприятиях производились суда различных типов — от катеров и сторожевых кораблей до ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В настоящее время российские атомные подводные лодки выпускают только в городе Северодвинске Архангельской области. Утилизация отслуживших атомных подлодок происходит в городах Большой Камень (Приморский край) и Снежногорск (Мурманская область). Военные суда производят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Зеленодольске (Республика Татарстан), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).

Бронетанковая промышленность является наиболее металлоемкой подотраслью военного машиностроения. Поэтому главные предприятия расположены вблизи металлургических заводов. Танки производят в Омске и Нижнем Тагиле (Свердловская область), бронетранспортеры выпускают в Арзамасе (Нижегородская область), а боевые машины пехоты — в Кургане.

Производство стрелкового оружия является самой старой подотраслью военного машиностроения. Еще с XVII в. крупным центром производства является Тула. С XIX в. в больших масштабах выпускают оружие в

Ижевске, где делают охотничьи ружья и самый массовый на Земле вид стрелкового оружия — автомат Калашникова. Важными центрами производства являются Ковров (Владимирская область) и Вятские Поляны (Кировская область).

Производство артиллерийских систем со времен сконцентрировано па Урале. Главные центры подотрасли — Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Златоуст (Челябинская область). Современные артиллерийские системы выпускают в Туле, Нижнем Новгороде, Ульяновске.

Производство боеприпасов состоит из выпуска взрывчатых веществ (химическая промышленность) и сборки боеприпасов (машиностроение). Предприятия отрасли находятся во многих регионах (Челябинская, Пермская, Кемеровская, Владимирская, Тульская области, Республика Татарстан и др.).

Бронетанковая промышленность ФРГ является развитой отраслью ВПК страны. Она способна обеспечить производство всех видов боевых бронированных машин (ББМ): танков, боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники, а также высокий технический уровень разработок и конкурентоспособность как конечной продукции, так и основных систем и подсистем (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели).

Германия располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску современных ББМ. В настоящее время в производстве бронетанковой техники задействовано более 60 заводов базовых отраслей промышленности, в том числе свыше 30 машиностроительных, до десяти автомобильных, три металлургических, два судостроительных, три электротехнических и другие. Это обусловлено особенностями производства составных элементов бронетанковой техники (башни, корпуса, ходовая часть, вооружение, двигатели, различные узлы и агрегаты).

Важное место среди этих предприятий занимают машиностроительные и автомобильные заводы, на которых осуществляется окончательная сборка бронетанковой техники. Расположенные, как правило, в крупных промышленных центрах или в непосредственной близости от них, они оснащены современным станочным и другим технологическим оборудованием. На их территории располагается до 30 производственных корпусов, до 90 технических, служебных, складских и административных зданий, площадки для открытого хранения готовой продукции, комплектующих и заготовок, поступающих с других заводов. Характерным для большинства этих предприятий является наличие на их территории или в непосредственной близости полигонов для ходовых испытаний техники и грузовых железнодорожных станций.

К наиболее важным и постоянно занятым производством бронетанковой техники относятся машиностроительные заводы компаний «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен), «Мак систем» (г. Киль) и «Тиссен Хеншель верке» (г. Кассель), а также «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (г. Кайзерслаутерн).

Завод компании «Краусс-Маффей Вегманн» является головным предприятием по выпуску танков «Леопард» различных модификаций. На его территории расположены 12 корпусов основных производственных цехов, а также более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Кроме того, там оборудованы площадки для хранения готовой продукции (часть из них имеет навесы) и есть испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники. На заводе помимо бронетанковой техники налажено производство тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Из гражданской продукции здесь выпускаются локомотивы, автомобили, тягачи, автобусы и различное оборудование для металлообрабатывающей, горнодобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, стекольной и пищевой промышленности.

В настоящее время на этом предприятии по заказу сухопутных сил ФРГ проводятся работы по комплексной модернизации танков «Леопард-2А4» до уровня «Леопард-2А6», а также по усовершенствованию ЗСУ «Гепард».

Танк «Леопард-2А4»


Танк «Леопард-2А6»

За счет собственных средств компании разработан и запущен в серийное производство БТР АТF-2 «Динго» на базе тактического автомобиля «Унимог». Он предназначен для оснащения миротворческих контингентов бундесвера в Афганистане. Поставки сухопутным силам ФРГ ведутся с 2000 года. Также в инициативном порядке разработан и представлен демонстрационный образец легкого БТР «Терьер».

Завод фирмы «Мак систем» является вторым предприятием в стране, специализирующимся на производстве танков «Леопард» и бронированных машин на их базе. Кроме того, здесь налажен выпуск инженерных машин и артиллерийского вооружения (гаубицы, торпедные аппараты, 40-мм ЗСУ). Из гражданской продукции производятся локомотивы, дизельные двигатели и чугунное литье. На территории завода размещены 17 корпусов основных и вспомогательных цехов, до десяти технических и лабораторных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен Хеншель верке» (старейшее предприятие отрасли) специализируется на производстве БМП, БТР и БРМ. Гражданская продукция - дизель-электровозы, электровозы, дизельные двигатели, детали различных машин и механизмов. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт и модернизация техники. На базе многоцелевой платформы ТН 495 созданы демонстрационные образцы БМП и БТР. На территории предприятия размещены 22 корпуса основных и вспомогательных цехов, до 20 технических, лабораторных и служебных зданий, складские здания для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен индустри-Рейншталь» до середины 90-х годов занимался сборкой БТР (главным образом для войск пограничной охраны) и БРМ на экспорт. Кроме того, здесь было налажено производство башен для танков «Леопард», корпусов САУ и бронетранспортеров. Сейчас завод полностью переведен на выпуск гидротехнического оборудования. Производственное оборудование и техническая документация на БТР ТМ-170 и UR-416 были переданы объединению «КУКА Хеншель». Из гражданской продукции здесь выпускаются оборудование для шахт, резервуары, сварные конструкции, чугунное литье, а также проводится ремонт железнодорожных вагонов. На территории завода размещены 11 корпусов основных и вспомогательных цехов, до 15 технических, лабораторных и административных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

В 1999 году концерн «Рейнметалл» приобрел контрольный пакет акций компании КУКА и сформировал производственное отделение «Боевые машины сухопутных сил». В его состав была включена также фирма «Мак систем», все акции которой с 1992 года принадлежат ему. Рассматривался вопрос о переносе производства БРМ «Визель-2» из г. Киль на предприятие «Рейнметалл Де Тек» (г. Унтерлюс, земля Нижняя Саксония).

БРМ «Визель-2»

Фирмы «Краусс-Маффей Вегманн» и «Рейнметалл» с 1999 года ведут разработку БТР GТК «Боксер», предназначенного для замены бронетранспортеров «Фукс» и М11З. Кроме того, в программе участвуют Нидерланды (местное наименование РWV). Первый прототип нового БТР был продемонстрирован в июле 2002 года, а к серийному его выпуску приступили в 2007-м непосредственно после завершения разработки. Первая серия будет включать 200 бронетранспортеров для каждой страны.

БТР СТК «Боксер»

По финансовым причинам отложена разработка боевой машины NGP, которую предполагалось использовать в качестве базы для создания нового основного боевого танка, БМП и ЗСУ.

Важную роль в обеспечении потребностей сухопутных сил ФРГ в инженерной технике и амфибийных машинах играет фирма «Эйзенверке Кайзерслаутерн». Ее продукция экспортируется в США, Великобританию, Австралию, Канаду и другие страны.

К числу заводов, которые также могут привлекаться к выпуску бронетанковой техники, следует отнести те, что имеют опыт ее производства в предыдущие годы. Это прежде всего предприятия фирм «Арнольд Юнг локомотив фабрик» (г. Кирхен) и «Лютер верке» (г. Брауншвейг - предсерийные образцы танков «Леопард-1»), «Келлер унд Кнаппих» (г. Аугсбург - прототипы танка МВТ-70), «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (БРМ АРЕ), «Даймлер- Бенц» (БТР и БМП) (г. Гаггенау), «Рейншталь, Ганномаг баумашинен» (г. Ганновер), а также компании «Машинен фабрик Аугсбург-Нюрнберг, Верк Нюрнберг (МАН)» (г. Нюрнберг - танки). Возможности перечисленных заводов по производству бронетанковой техники обеспечиваются также внедренными в 80-е годы требованиями к стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции (применение в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции). Этому также способствовали реконструкция отрасли, направленная на установку новейшего оборудования (в том числе микрокомпьютеров и станков с числовым программным оборудованием), и внедрение автоматизированных систем управления производством.

Особое место в отрасли занимают заводы по ремонту и модернизации бронетанковой техники. К их числу относятся шесть специальных ремонтно-восстановительных предприятий, принадлежащих частным фирмам (в городах Бад-Бергцаберн, Берггейм, Веттер, Дармштадт, Франкфурт-на-Майне, Фрейзен), машиностроительный завод компании «Лютер-Верке» и судостроительный - «Фленсбургер Шифсбаугезельшафт» (г. Фленсбург). К ремонту и модернизации бронетанковой техники может привлекаться завод фирмы «Вегманн унд Ко» (г. Кассель).

В ФРГ имеется пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), входящих в состав командования поддержки сухопутных сил. Четыре из них занимаются ремонтом бронетанковой техники. Это 800 РВЗ (г. Юлих, земля Северный Рейн-Вестфалия) и 850 РВЗ (г. Дармштадт). В г. Бад-Бергцаберн расположен 870 РВЗ, который специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. После объединения Германии в интересах бундесвера используется 890 РВЗ (г. Доберлуг-Кирххайн, земля Бранденбург).

Ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются частные фирмы: «Индустри-Верке Саар» (г. Фрейзен) и «ФФГ Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург), а также «НФВ Нойбранденбургер Фарцойгверке» (г. Нойбранденбург, земля Мекленбург-Предпомерания). В 2000 году компания «Краусс-Маффей Вегманн» основала в г. Кёлледа (земля Тюрингия) дочернюю фирму «Системинштандзетцунгс Ост», специализирующуюся на ремонте бронетанковой техники на гусеничном и колесном ходу (численность персонала до 150 человек).

Основными направлениями модернизации являются: повышение противоминной и противокумулятивной защиты ОБТ за счет установки на днище дополнительной плиты из титанового сплава и новых бортовых экранов корпуса, а также башни из композиционных материалов со стальной облицовкой; усиление прочности конструкции аварийного люка под механиком-водителем; применение амортизационной конструкции его сидения, что позволит значительно снизить воздействие ударной волны при подрыве на мине. Кроме того, машину предполагается оснастить дистанционно управляемым модулем вооружения с 40-мм автоматическим гранатометом GMG и комплексом оптико-электронного противодействия MUSS, а в состав табельного имущества танка включить навесное бульдозерное оборудование для преодоления завалов на маршрутах выдвижения и оборудования огневых позиций в обороне.

В ходе разработки вооружения и военной техники в интересах ВС ФРГ немецкими специалистами создано новое поколение ББМ средней грузоподъемности, предназначенных для выполнения задач управления, связи и транспортного обеспечения подразделений сухопутных сил. При этом особое внимание при проектировании было уделено возможности их последующей модернизации.

Так, компании «Краусс-Маффей Вегманн» был предоставлен заказ на реализацию проекта создания ББМ «Гризли». Программа разработки предусматривает ее выпуск в вариантах машины управления, транспортной и санитарной машины.

ББМ «Гризли»

В конце 2007 года немецкий парламент одобрил запрос бундесвера на выделение 3 млрд. евро в рамках закупки новых БМП «Пума», предназначенных для замены устаревших «Мардер». Предполагается, что на вооружение сухопутных сил Германии поступят 405 таких машин, после чего 634 «Мардер» будут сняты с вооружения.

БПМ «Пума»

«Мардер-1А3»

Планируется, что с 2010 года БМП «Пума» будет представлена на рынке ВВТ для продажи другим странам.

В рамках программы оснащения сухопутных сил ФРГ новыми видами ВВТ во второй половине 2007 года был разработан экспериментальный образец ББМ «Гефас». При ее создании разработчики основывались на следующих принципах: модульность, высокая защищенность экипажа, подвижность и живучесть.

Машина «Гефас» создавалась с 2003 по 2007 год в конструкторском бюро компании «Рейнметалл лэндcистем» в сотрудничестве с фирмами, которые занимались проектированием и производством отдельных ее систем и агрегатов:

IBD Deisenroth Engineering - разработка пассивной и активной брони;
ESW - проектирование электрической генераторной системы;
MTU Friedrichshafen - производство четырехцилиндрового дизельного двигателя серии 890 мощностью 560 л. с. (MTU 4R890);
Sensor-Technik Wiedemann - разработка системы электропривода;
Timoney Technology - разработка элементов подвески.
Анализ иностранной прессы показывает, что за последние десять лет в производственной базе бронетанковой промышленности ФРГ существенных изменений не произошло. Однако она отмечает наращивание темпов НИОКР по разработке современного ОБТ и модернизации танка «Леопард-2», а также по созданию ББМ.

В целом бронетанковая промышленность ФРГ располагает мощной производственной и научно-технической базой, позволяющей разрабатывать и выпускать современную бронетанковую технику в таких количествах, которые не только обеспечат потребности собственных вооруженных сил, по и позволят осуществлять экспортные поставки.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

1. Северный центр судостроения (Северодвинск).

2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).

3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).

4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров. Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.