Что явилось предпосылками возникновения интегрированной логистики. Интегральная логистика. d) управление транспортировкой

В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, KANBAN, LP, SCM и др.

TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством - непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, предоставляемую стандартами ISO-9000, так и интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.

JIT (just in time) - концепция (технология) построения логистической системы или организация логистического процесса в отдельной функциональной области, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку. Применение концепции «точно в срок» позволяет снизить запасы, сократить производственные и складские площади, повысить качество изделий, сократить сроки производства, эффективно использовать оборудование, уменьшить количество непроизводственных операций.

Система JIT зародилась в Японии в середине 1970-х гг. в компании Toyota и в настоящее время с большим успехом применяется во многих экономически развитых странах.

Сущность системы JIT сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство. При этом снабжение производственных цехов и участков осуществляется столь малыми партиями, что по существу превращается в поштучное. Данная система рассматривает наличие товарно-материальных запасов как факт, затрудняющий решение многих проблем. Требуя значительных затрат на содержание, большие материальные запасы отрицательно сказываются на нехватке финансовых ресурсов, маневренности и конкурентоспособности предприятия. С практической точки зрения главной целью системы JIT являются уничтожение любых лишних расходов и эффективное использование производственного потенциала предприятия.

Основные положения философии технологии «точно в срок»:

  • 1) любые остатки материально-производственных запасов - зло, поскольку они омертвлены (практически бесполезны), нуждаются в дополнительных затратах на их складирование и хранение;
  • 2) поломки и простои производственного оборудования должны сводиться к минимуму;
  • 3) производство должно быть остановлено при выявлении брака или отсутствии комплектующих.

Система JIT более увязана со спросом, чем традиционный метод «выбрасывания продукции на рынок». При этой системе действует принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются, и только в таком количестве, которое требуется покупателю. Спрос сопровождает продукцию через весь производственный процесс. При каждой операции производится только то, что требуется для следующей. Производственный процесс не начинается до тех пор, пока с места последующей операции ие поступит сигнал о необходимости приступить к производству. Детали, узлы и материалы доставляются только к моменту их использования в производственном процессе.

Система JIT предусматривает уменьшение размера обрабатываемых партий, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов не по месяцам и неделям, а по дням и даже часам. При этом упрощается также система производственного учета, так как появляется возможность осуществления учета материалов и затрат на производство на одном объединенном счете. При этом использование обособленного счета для контроля за складскими запасами материалов теряет свою актуальность.

Применение принципов JIT приводит к лучшему качеству производства, лучшему обслуживанию и лучшей оценке стоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что потенциальные преимущества системы//Г многочисленны. К основным из них можно отнести следующие.

Во-первых, ее применение приводит к уменьшению уровня запасов, что означает меньше вложений капитала в товарно-материальные запасы. Поскольку в этой системе требуется иметь в наличии для немедленного использования минимальное количество материалов, то существенно снижается общий уровень запасов.

Во-вторых, в условиях применения системы JIT имеют место сокращение цикла выполнения заказа и возрастание надежности его исполнения. Что в свою очередь способствует существенному уменьшению потребности в резервном запасе, который представляет собой дополнительные товарные единицы запасов, сохраняемые во избежание возможного дефицита. График производства в рамках плановопроизводственной перспективы также сокращается. Это позволяет выиграть время, необходимое для того, чтобы отреагировать на измепение конъюнктуры рынка. Производство продукции небольшими партиями также способствует достижению большей гибкости.

В-третьих, при применении этой системы отмечается улучшение качества производства. Когда заказанное количество продукции невелико, источник проблем с качеством легко выявляется и корректировки вносятся немедленно. В этих условиях у работников многих фирм наблюдается большее понимание значения качества, что ведет к улучшению качества производства на рабочих местах.

К другим преимуществам системы JIT можно отнести: уменьшение капитальных затрат на содержание складских помещений для запасов материалов и готовой продукции; снижение риска морального устарения запасов; снижение потерь от брака и уменьшение затрат на переделку; уменьшение объема документации.

Использование рассмотренной модели в отечественных организациях обеспечения потребностей руководителей в принятии эффективных управленческих решений о виде, цене, себестоимости, составе и путях сбыта продукции способствует дальнейшему совершенствованию производственной и коммерческой деятельности организации.

Многие исследователи отмечают, что концепция JIT нацелена на синхронизацию работы всех элементов цени, на раннюю идентификацию требований отгрузки товаров но заказам, обеспечение строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек - с другой, приоритетное значение получает задача поиска консолидации грузов. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для применения технологии JIT необходимо создание максимально тесных взаимоотношений между покупателем и поставщиком с точки зрения обмена информации и координации планов; также повышаются требования к качеству поставляющих материалов и комплектующих .


Рис. 4.3.

Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами, более адекватными объектами концепции интегрированной логистики. Под логистическим бизнес-процессом понимают взаимосвязанную совокупность операций и функций, трансформирующих ресурсы компании в результат, определяемый сопутствующими потоками. Этот результат обычно определяется ключевыми факторами логистики, такими как общие затраты, время исполнения заказа, качество потребительского сервиса и г.д.

Для улучшения эффективности функционирования компания должна рассматриваться не просто как сложившаяся структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение стратегических, тактических или оперативных целей бизнеса.

Основной проблемой в рассматриваемой концепции является определение потребностей клиента в логистических услугах и включение в логистический процесс только тех операций/фуикций, которые действительно обеспечивают выполнение этих потребностей с минимальными затратами ресурсов. Отсюда возникает проблема определения базового уровня обслуживания потребителей. Ключевым потребителям может быть предложен уровень сервиса несколько выше базового. При этом логистический сервис выше базового уровня называют «логистикой с добавленной стоимостью». Такое обслуживание уникально но определению и предоставляется особым (VIP) потребителям помимо базовых сервисных программ компании .

Основное предназначение интегрированной концепции логистики состоит в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование - закупки - производство - распределение - продажи - сервис" . Концепция интегрированной логистики предполагает объединение функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции и технологии TQM, JIT, LP, VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.

TQM (total quality management) - всеобщее управление качеством - непрерывно развивающаяся во времени концепция, направленная на формирование конкурентного качества при отсутствии пределов его совершенствования. TQM объединяет техническую сторону качества, предоставляемую стандартами качества, и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и, прежде всего, с потребителями.

JIT (just-in-time) - концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, позволяющая обеспечить поставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку.

Концепция JIT использовалась еще в 1920-х гг. на заводах Генри Форда, но не получила распространения до 1960-1970-х гг., когда ее успешно реализовали па ряде японских предприятий.

Технология "точно в срок" позволяет сократить сроки производства, снизить запасы потребителя и, соответственно, уменьшить производственные и складские площади, повысить качество изделий, эффективно использовать оборудование и при этом уменьшить количество непроизводственных операций.

Сравнение концепции "точно в срок" и традиционной формы организации логистических процессов производится по разным критериям. В табл. 4.3 в обобщенном виде представлено сравнение традиционного подхода к управлению и концепции JIT по наиболее значимым параметрам.

Таблица 4.3. Сравнение традиционного подхода к управлению и концепции "точно в срок"

Параметр сравнения

Традиционный подход

Концепция JIT

Качество и затраты

"Приемлемое качество" с наименьшими издержками

Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов

Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания страховых запасов

Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок; запас покрывает только текущую потребность; страховые запасы практически отсутствуют

Продолжительность логистических циклов

Длительные циклы, потребности в сокращении продолжительности циклов нет

Короткие циклы, снижение неопределенности, высокая скорость реакции логистических решений

Гибкость

Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость

Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя

Транспортировка

Наименьшие затраты при сохранении приемлемого уровня обслуживания

Абсолютная надежность всех уровней обслуживания; стремление к предоставлению полного комплекса услуг

Взаимоотношения с поставщиком/ перевозчиком

Значительное количество поставщиков; стремление избегать зависимости от одного источника; переговоры осуществляются в "антагонистической" форме; поддержка конкуренции между поставщиками; наличие скрываемой информации

Партнерские, долгосрочные, открытые взаимоотношения; количество поставщиков небольшое; свободный обмен информацией, совместное решение проблем

Общий подход

Ориентация на сокращение издержек

Ориентация на обслуживание покупателя

Концепция J IT позволяет синхронизировать работу всех участников цепи поставок и направлена па раннюю идентификацию требований отгрузки товаров по заказам при условии соблюдения строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек - с другой, приоритетное значение получает задача поиска места консолидации грузов и участника цепи поставок, который будет выполнять эту операцию. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точно обозначенные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для реализации технологии JIT необходимы создание максимально тесных взаимоотношений, обмен информацией и координация планов между потребителем и поставщиком. Данная технология также повышает требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих.

Концепция JIT послужила толчком для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как LP и VMI.

LP (lean production) - "стройное/плоское/бережливое производство". Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового "стройное" производство требует меньших запасов, меньше времени. При бережливом подходе возникает меньше потерь от брака и сохраняется преимущество массового производства - "большие объемы - низкая себестоимость".

Основная идея LP - это "борьба" с различными видами потерь, и прежде всего с излишними запасами. Транспортировка, упаковка, площади и оборудование, время, управление также рассматриваются как потери, если их использование не ведет к созданию максимальной высокой ценности для клиентов и разумному повышению прибыли предприятия. Так, к потерям могут быть отнесены перепроизводство, ожидание в очередях, транспортирование, производственные процессы, не создающие добавленной стоимости, лишние запасы, лишние движения, затраты, связанные с качеством.

Принципы "бережливого" производства таковы:

  • предоставлять потребителям ценность, которую они действительно хотят получить;
  • определить поток создания ценности по каждому виду продукции;
  • устранить ожидание между этапами и запасы;
  • предоставление потока ценности - это бесконечный поиск совершенства.

VMI (vendor managed inventory) - более совершенная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Управление запасами поставщиком может быть реализовано следующими способами:

  • поставщик осуществляет регулярные поставки, берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне, заданном потребителем. По сути, данный вариант совпадает с концепцией непрерывного пополнения запасов;
  • применение консигнации, при которой потребитель на своих складских площадях хранит запасы, принадлежащие поставщику, и закупает у поставщика столько, сколько необходимо, например, для работы конвейера в течение суток;
  • поставщик имеет доступ к складской базе данных клиента, самостоятельно анализирует и принимает решение о номенклатуре и размере партий заказов. Данный способ предполагает, что вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком;
  • представитель поставщика постоянно присутствует па территории заказчика, этот представитель в нужный момент размещает заказы потребителя на своем предприятии. Данный способ управления запасами поставщиком иногда называют JIT II.

Управление запасами поставщиком имеет преимущества и недостатки. Положительной стороной данной концепции (технологии) является улучшение уровня обслуживания, снижение неопределенности спроса, сокращение сроков поставки, расходов на содержание и пополнение запасов, повышение оборачиваемости запасов, установление долгосрочных партнерских отношений. Эти достоинства концепции позволяют считать управление запасами поставщиком выгодным для обеих сторон. Однако концепция имеет ряд слабых мест.

Так, в качестве недостатка данной концепции (технологии) для поставщика можно назвать повышение издержек и снижение оборачиваемости капитала. Потребитель получает возможность снизить издержки, но при этом ощущает сильную зависимость от поставщика, от качества выполняемых им процессов. Кроме того, потребитель существенно рискует, передавая конфиденциальную информацию, необходимую для формирования плана пополнения запасов.

SCM (supply chain management) - управление цепями поставок - термин, появившийся в конце 1980-х гг., хотя и в настоящее время ведутся дискуссии по поводу того, что он означает, часто SCM отождествляют с понятием логистики. Так, М. Кристофер считает, что управление цепью поставок служит для налаживания связей и координации между поставщиками, клиентами и самой организацией. SCM - "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

Д. Сток и Д. Ламберт отмечают, что управление цепочками поставок - это "интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

TBL (time-based logistics) - технология логистики, позволяющая оптимизировать все фазы жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

VAD (value-added logistics) - концепция, основой которой является понимание того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. В соответствии с данной концепцией логистический процесс представляется в виде последовательности действий по созданию выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, с точки зрения конкретного потребителя, способом.

ERP (enterprise resource planning) - система интегрированного планирования ресурсов, объединяющая всю деятельность предприятия и включающая в себя модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.

Концепция ERP предложена фирмой Gartner Group. Главная задача ERP-системы - оптимизировать по времени и ресурсам такие бизнес-процессы, как управление цепочкой поставок (SCM); планирование и составление расписаний (АРС); автоматизации продаж (SFA); окончательное планирование ресурсов (FRP); электронную коммерцию (ЕС) и др.

CSRP (customer synchronized resource planning) - система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем. Данная система основана на функционале CSRP -систем, позволяет переориентировать планирование от производства на конечного потребителя, учитывает не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.

На рис. 4.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями. Стрелками показаны места, где в логистической системе могут быть применены те или иные концепции.

Рис. 4.1.

SC M управление цепями поставок-; ТОМ всеобщее управление качеством; MRP I система планирования потребностей в материалах; MRP II - система производственного планирования ресурсов; DRP - система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах; ERP - система интегрированного планирования ресурсов; CSRP система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем; VM1 управление запасами поставщиком; CR - непрерывное пополнение запасов; QR - быстрое реагирование; LP - бережливое производство; JIT - точно в срок

  • Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М. : ИНФРЛ-М, 2004. С. 77.
  • Кристофер М. Логистика и управление пенями поставок: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. С. 29.
  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой. С. 51.

Рис. 6.1

2. Текущая система (pull system) , при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).

Рис. 6.2

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам организации производственного процесса , а именно:
1) обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
2) обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
3) обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:

· дефицит производственных мощностей;

· субоптимальность календарных планов производства;

· большие длительности производственных циклов;

· неэффективное управление запасами;

· низкий КПД оборудования;

· отклонения от технологии производства;

· достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;

· непрерывность планового руководства;

· соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;

· прямоточность;

· пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;


· параллельность;

· концентрация однородных предметов труда в одном месте.

11.Особенности этапов развития логистики и функции которые они выполняли в данный период своего развития.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

12.Охарактеризуйте основные принципы логистики.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

· конкретности: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

· конструктивности: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;

· надежности: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;

· вариантности: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

13.Охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня.

Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передви­гается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие мес­та.

Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчи­вается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком. При этом осуществляется сквозное планирова­ние в цепи «сбыт-производство-снабжение», что позволяет со­здать эффективную систему организации производства, постро­енную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требова­ний в систему материально-технического обеспечения предпри­ятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистиче­скую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют на­меченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные си­стемы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством верти­кальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдель­ными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных пото­ков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

o возрастает скорость обмена информацией,

o уменьшается количество ошибок в учете,

o уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы,

o совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

o снизить их стоимость;

o ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, построенные на ба­зе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической ин­формационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек -машина».

Интеграционная логистика

Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возмож­ность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

В конце 90-х гг. центробежные настроения, порожден­ные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках об­щих организационных форм.

Выделяют внешние и внутренние факторы развития интег­рации в отрасли.

^ Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:

Рыночная неопределенность; - падающий по различным причинам спрос; - обострение проблемы реализации товаров; - многочисленные осложнения на пути движения то­варов к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

^ Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. ос­новным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.

С учетом анализа мировой торговой практики предпо­лагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объедине­ний, как: - цепные торговые организации; - кооперативные объединения торговых структур; - добровольные оптово-розничные цепи.

С организационно-экономической точки зрения разви­тие различных форм интеграции предприятий торговли позволит: - снижать накладные расходы за счет введения цент­рализованных служб управления, централизации снабжен­ческих транспортных и учетных функций; - осуществлять закупки крупными партиями на вы­годных условиях платежа и поставок;

Использовать новейшие информационные техноло­гии для осуществления управления сетью и создания ин­формационных банков данных по номенклатуре продавае­мой продукции; - поддерживать отечественных производителей, пре­доставляя им приоритетность поставок и т. д.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу.

Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем.

Таким образом, существуют следующие направления интеграции:

· координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;

· интеграция экономических потоков разных видов;

· интеграция технологий , используемых участниками процесса движения книжной продукции.

Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:

· информационная открытость партнеров по бизнесу;

· строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;

· координация планирования совместной работы;

· разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.

Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени).

15 Цепь поставок и маркетинговый канал

Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM ) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain ) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

…отличие цепи поставок от маркетингового канала состоит в том, что маркетинговый канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования (производства - Ю.Л.) продуктов и процессов (логистических - Ю.Л.) таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко».

Маркетинговый канал (канал продаж) – это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы - это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.

При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:

· особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;

· возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;

· характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;

· степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;

· характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.

16 Сожержание понятия логистика и ее применение в предпринимательсткой деятельности, цели и задачи логистики

Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства,сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Задачи, решаемые логистикой

1. выбор вида транспортного средства;

2. определение маршрутов;

3. организация транспортировки груза;

4. упаковка товаров в контейнеры;

5. управление запасами;

6. ответственное хранение на складских площадях;

7. маркировка;

8. формирование сборных заказов;

9. таможенные услуги

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляетфизическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворениипотребностей организации в производственных ресурсах. При управлениилогистической системой используются три основные концепции системного подхода:

10. 1) концепция общих затрат;

11. 2) концепция предотвращения подоптимизации;

12. 3) концепция финансовых обменов.

13. Четыре условия, выполнение которых необходимо,

14. чтобы достичь основной цели логистики:

15. 1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

16. 2) определенное договором установленное время;

17. 3) определенное место поставки;

18. 4) минимизация общих затрат.

19. Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

20. Виды логистических потоков:

21. 1) информационные и материальные;

22. 2) транспортные и людские;

23. 3) финансовые и энергетические и др.

24. Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

25. Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

26. 1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

27. 2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

28. 3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

29. 4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

Введение.

Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку.

Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы, позволяет преодолеть инерционные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам.

Логистика в методическом плане основывается на общеизвестных подходах, которые применяют при планировании и управлении производственными и экономическими системами. Вместе с тем, для управления логистическими цепями используют также специфические методы, вытекающие из особенностей учения материальных потоках и концепции системного подхода. Эта особенность находит свое выражение в методах решение многоразмерных оптимизационных задач, которые ставятся в рамках макрологистических систем.

Вариант №4.

1.Алгоритм построения логистических систем. Интегрированные логистические системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Построение логистических систем обычно реализуются по следующему общему алгоритму:

1.Сбор и анализ необходимой информации для построения такой системы при соблюдении необходимых ограничений для ее функционирования.

2.Четкая формулировка цели и задачи создания системы, а также принимаемых при этом ограничениях.

3.Анализ недостатков существующих систем управления и возможных путей их устранения.

4.Определение данных о потребных входных и выходных материальных, финансовых и информационных потоках, циркулирующих между системой и внешней средой.

5.Разработка возможных вариантов создаваемой логистической системы при выборе наилучшего по установленному экономическому критерию.

6.Согласование интересов всех участников этой системы и документальное оформление между ними.

7.Детальная разработка концепций логистической системы с позиций макро- и микрологистики. При изучении процессов в логистических системах возможно применение двух принципиально различных подходов. Один из них –локальный, другой – системный. Системный подход и системный анализ предполагают, что система сама по себе сложный объект, где необходимо учесть:

1).тесную связь между обилием факторов, определяющих поведение этой структуры;

2).неполную определенность поведения системы и особенно в процессе ее развития. 2.(78с.)

Системный подход позволяет установить принципы, на основе которых разрабатываются логистические системы и осуществить внедрение в практику оптимизационное решение по общему для всей этой структуры критерию. Но с другой стороны, если эта система становится слишком громоздкой, ее невозможно реализовать с практической точки зрения. В этом случае целесообразно деление на ряд подсистем, а входную и выходную информацию в них учитывать в возможных оптимальных вариантах. Но в любом случае системный подход объединяет в рациональных соотношениях методы анализа и синтеза систем.

В основу построения логистических систем заложены четыре основные парадигмы: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая и интегральная.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая основана твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики, теории массового обслуживания. В итоге разрабатывается сложная экономико-математическая модель,но реализовывать ее на практике трудно, а подчас и не имеет смысла. Поэтому применение таковой ограничено внутрипроизводственными процессами, где существует однотипная и не столь разнообразная исходная информация, и построение экономико-математической модели не вызывает особых затруднений. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральномподходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы.

Технологическая (информационная) парадигма в своей основе предполагает решение простых управленческих задач с приминением информационно-компьютерных технологий. Стратегия логистического управления помогает решить ряд административных функций: планирование, закупка материальных ресурсов, регулирование производственных проблем, распределение готовой продукции и др. Примером практического использования являются системы MRP\DRP во внутрифирменном планировании закупок и поставок продукции. Недостатком является то, что такие логистические системы не обладают гибкостью и динамичностью и не способны урегулировать отношения производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Маркетинговая парадигма стала развиваться в течении последних двадцати лет и подчиняться стратегической цели фирмы – стратегии конкуренции на рынке сбыта продукции. В основе решения моделей, использующих эту парадигму, лежат качественные и достоверные исходные данные, что, безусловно, затрудняет получение простых аналитических решений. Практическим примером может служить система LDP (систем управления логистической цепью). Эта система обеспечивает:

    концептуальный маркетинговой подход к управлению запасами в распределительной сети внутри фирмы;

    прогнозирование потребностей в материальных ресурсах и спроса на готовую продукцию;

    определение потребностей в транспортных средствах;

    определение оптимального количества звеньев в логистической цепи;

Интегральная парадигма. В моделях логистических систем, спроектированных на основе данной парадигмы, материальный поток представлен в качестве интегратора всего процесса. При этом интегрирующая функция может распространяться на ряд предприятий, организаций, подрядчиков, обобщенных функций, информационных систем и финансовых институтов. Другими словами, логистическая система представляется как интегрированная система, реализующая цели предприятия. 3(145 с.)

Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

    новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

    новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

    радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.

На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).

Сущность новой интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. В этой связи считаем целесообразным при формировании интегрированных микрологистических производственных систем для фармацевтических предприятий, включая ГФП, придерживаться интегральной парадигмы и рассматривать логистическую систему как единое целое - интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя.

Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики .

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

    Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.

    Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.

    Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции. построения логистической системы и акцентирования внимания... по специальному алгоритму . Так, сначала... интегрированную микрологистическую систему , в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система ...

  • Реструктуризация системы управления хозчасти МЛПУ Семеновская ЦРБ

    Дипломная работа >> Менеджмент

    3)8. Частные потоки Интегрированный поток материальный ПАЦИЕНТ финансовый... проектирования логистических систем . 3.4. Принципы проектирования и построения логистических систем , формирования логистических связей. 3.5. Логистические информационные системы и...

  • Совершенствование логистической системы путем оптимизационного сочетания отраслей

    Реферат >> Логика

    Агрохолдингов и тому подобных интегрированных структур. Логистика - это... решений (так называемый алгоритм действий). Знание показателей... системы ; их следует взять за основу при планировании и постановке задач. Принципы построения логистических систем ...

  • Цели и роль информационных потоков в логистической системе

    Реферат >> Логика

    Применения интегрированных информационных и управленческих систем , ... основой для построения всех логистических систем . В... информационных потоков в логистической системе Важность информационной логистической системы , прежде всего... специальному алгоритму на...

  • Фирмы, достигшие стратегических преимуществ
    благодаря компетентности в логистике, определяют
    характер конкуренции в своих отраслях?

    Д. БАУЭРСОКС, Д. КЛОСС

    Современная экономика России все в большей степени поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы новой экономики характеризуются эффектом интеграции, вызванным существенным снижением затрат и качеством обслуживания потребителей.

    Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

    Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики .

    Наиболее ярко это проявляется не только в межфункциональной координации внутри фирмы, но и преодолением межфирменных, межотраслевых границ в эффективных интегрированных логистических цепочках.

    Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

    1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.
    2. Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.
    3. Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

    Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции.

    А – финансовый поток, обслуживающий снабжение (поставщиков)
    В – поставка комплектующих, материалов
    С – продвижение товарного потока
    D – выручка от реализации продукции и услуг

    Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать цели бизнеса и государства. На максимизацию прибыли будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, низкие издержки и структура отрасли. Интегральная ответственность за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных потерь материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских предприятий управляется на основе традиционных методов и не приспособлено к извлечению дополнительного эффекта от логистики. Таким образом, логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный процесс по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами. До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной логистики. С этой точки зрения интегрированная логистика имеет следующие особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность:

    • формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
    • сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
    • возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.

    Существующий экономический механизм на предприятиях сосредотачивает внимание преимущественно на процессах, происходящих внутри предприятия. Его цель – доведение до максимума разницы в цене между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников. Цепочки ценностей (логистические цепочки) содержат пять областей эффективности:

    • связь с поставщиками;
    • связь с потребителями · технологические процессы внутри одного подразделения;
    • логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
    • логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.

    Системы предприятий, построенные по этому типу, нацелены на существенное снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения времени выполнения заказов, координацию работы с сетью поставщиков. С точки зрения интегрированной логистики модель функционирования предприятия, построенная по критерию «В2В» («бизнес для бизнеса») будет выглядеть следующим образом:

    Анализ приведенных схем позволяет выделить ключевые сферы компетентности логистики, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия или группы предпрятий Компании мирового класса обычно демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких очерченных руководством ключевых областях.

    Как правило, среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют следующие (см. Рис. 3):

    • управление запасами;
    • транспортировка;
    • логистическая информация;
    • логистическая инфраструктура;
    • складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.

    Рис.3 Ключевые сферы компетентности интегрированной логистики

    Из Рис. 3 видно, что логистика направлена на достижение высокого качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых компетенций. Это позволяет выработать современные технологии логистического менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической системы. Особо следует выделить логистическую информацию, которая составляет важнейший стратегический ресурс логистики. Использование электроники позволяет снизить издержки логистики благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации. Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс справедливо подчеркивают: – Фирмы с передовыми логистическими системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные решения, чем осуществлять неоптимальные перемещения запасов?. Информационные ресурсы интегрированной логистики мы представляем в виде своеобразного «дерева», состоящего из 12 базовых элементов. (см. Рис. 4)

    Forlog Services SA управляет всей цепочкой поставки оборудования

    Компания Forlog Services SA является одной из немногих действующих в России компаний, способной предоставить полный спектр услуг по управлению материально-техническим снабжением предприятий. Изначально компания создавалась как центр контроля поставок медицинского оборудования в Россию, в рамках международного проекта. Организаторы: Международный банк и Фонд «Российское Здравоохранение». К исполнителю проекта Международный банк выдвинул следующие требования:

    • обязательное наличие передовой информационной системы;
    • отслеживание поставки должно проходить в режиме реального времени;
    • все стадии документооборота должны быть учтены и контролируемы;
    • по запросу Фонда «Российское Здравоохранение» должны даваться отчеты любой формы и сложности на основании реальной оперативной информации.

    Компания осуществляла контроль всей цепочки поставки оборудования, начиная от поставщика, до конечного получателя. После раскомплектации на региональном складе, оборудование доставлялось конечному получателю определенного региона России.

    Поставленные Международным банком задачи были решены Российской компанией «ИнтегПрог-Сервис», которая провела комплекс работ по созданию логистической информационной системы контроля поставок с использованием разработок французской фирмы «Data Dynamic Systems».

    Система контроля, разработанная на базе «Pro Shipper Data» позволяет полностью отслеживать последовательность контрольных событий, обусловленных географическим перемещением груза и изменением его состояния, начиная от отправки всей поставки поставщиком и заканчивая получением отдельной партии товара заказчиком. Кроме того, система позволяет отслеживать финансовую информацию по товару: учитывается не только стоимость товара, но и связанные с ним дополнительные расходы.

    Именно инструментарий интегрированной логистики наиболее полно обеспечивает стабильность предприятия в рыночной среде, обеспечивая эффективный выбор и комбинацию ключевых компетенций.

    Таким образом, достижение стратегических целей современного предприятия возможно только при интеграции функций логистики.

    Перевод экономики России на рыночные отношения диктует необходимость пересмотра существовавших при планово-административной системе хозяйствования принципов государственного управления размещением поставок продукции для федеральных государственных нужд. При выборе номенклатуры комплектующих и материалов при создании комплексов, систем, образцов техники должны решаться задачи:

    удовлетворения потребностей всех государственных заказчиков в процессе эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;

    • снижение затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции среди поставщиков;
    • поддержка отечественных производителей и поставщиков продукции для государственных нужд;
    • сокращения закупок импортной продукции и расширения экспорта российской продукции;
    • оптимального перераспределения запасов предметов снабжения, находящихся на складах, между различными государственными заказчиками и регионами.

    Одно из направлений по реформированию экономики России, прежде всего военно-промышленного комплекса, лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистики: «поставки-производство-складирование-транспортировка-сбыт» в рамках решения указанных задач.

    Для достижения этих целей особое значение приобретает информационная интегрированнная логистическая поддержка, позволяющая на всех этапах жизненного цикла изделий эффективно управлять формированием и выполнением заказов. По-существу, речь идет о придании промышленности, транспортным системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию работы государственного и частного сектора экономики на основе межотраслевой логистической координации.

    При этом мы учитываем и мировой опыт применения интегрированной логистики. После Второй мировой войны логистика становится приоритетным направлением в функционировании не только ВПК США, Японии, стран Западной Европы, входящих в НАТО, но и предприятий гражданского сектора экономики. Наиболее важными новшествами в промышленности и военной сфере явился переход от управления организацией, ориентированного на определенный продукт или военную систему «род войск-оружие», к управлению с ориентацией на функцию. Эта тенденция имела революционизирующий характер, как в промышленности, так и в сфере военного планирования.

    Последствием ориентации на функцию является тенденция к большей централизации и координации в едином центре . Именно этому подходу мы обязаны возникновению современной экономики «золотого миллиарда». На деловую активность и конкурентоспособность предприятий оказывает существенное влияние функциональная диверсификация , которая вырастает из внедрения технологических нововведений, которых так не хватает, прежде всего, российским промышленным предприятиям. Она принимает форму интеграции предприятий, занятых на последующих стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли, либо между предприятиями смежных отраслей.

    В этом случае предприятия авиапромышленности будут заинтересованы не только в изготовлении авиационной техники, поставки ее по лизингу, но и в эффективной ее эксплуатации в авиакомпаниях. Наиболее существенной особенностью данного подхода является устранение традиционных функциональных структур в гражданских и военных ведомствах, деловых предприятиях и государственных унитарных предприятиях и замена их логистической функциональной диверсификацией. Динамика возможных изменений при применении горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции представлена в таблице 1.

    Метод управления, ориентированный на продукт, препятствует быстрому техническому прогрессу. Стратегическая политика компаний все в большей степени будет зависеть не от высокого качества выпускаемого в настоящее время продукта, а от внедрения нововведений на основе механизма интегрированной логистики. Решающим вопросом для любого предприятия отрасли будет поиск новых сфер деятельности. Это обязательно приведет к взаимодействию с предприятиями других отраслей.

    В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент организации и информационной поддержки всей цепочки участников по созданию, производству и реализации продукции на всех этапах жизненного цикла. Это позволяет сокращать издержки производства и эксплуатации, повышать уровень сервиса. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся «ядром» концепции CALS-технологий. С помощью ИЛП достигаются следующие цели:

    • обеспечение влияния на разработку и последующую оптимальную реализацию проекта;
    • планирование и оперативное уточнение выделяемых ресурсов;
    • поставка ресурсов;
    • обеспечение ресурсами с минимальными затратами в течение всего жизненного цикла.

    Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование

    Таким образом, интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) – это информационно-организационное сопровождение послепроизводственных стадий ЖЦИ: закупка, поставка, внедрение в эксплуатацию, сервисное обслуживание, включая поставку запчастей. Цель ИЛП – постоянное совершенствование процессов во всех звеньях логистической цепочки, сокращение затрат и поддержание изделия (например, воздушного судна) в исправном состоянии.МО США на одном из семинаров в России представило 14 новых приоритетов технологических концепций. Среди них – разработка единой информационной системы логистики для вооруженных сил США и НАТО. Правительством РФ осуществляется комплекс мер по созданию программно-технической базы внедрения CALS – технологий в различных отраслыя промышленности (авиапромышленности, судостроении).

    Министерству промышленности, науки и технологий совместно с Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами в условиях реструктуризации органов государственного управления необходимо выработать эффективные механизмы управления поставками авиационной техники, запчастей и оказанию сервисных услуг на базе современных информационных технологий. Основу построения такого механизма мы видим в применении интегрированной логистики. При этом информационно-логистические центры должны играть стратегическую роль в функционировании отраслей, превратиться в аналитический инструмент управления и контроля «критических точек» межотраслевого взаимодействия.