Должностная инструкция педагога библиотекаря в школе. Как составить график работы педагога-библиотекаря. Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Педагог-библиотекарь

Наименование должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Должностные обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле, Конвенцию о правах ребенка, содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок, основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены, индивидуальные особенности развития детей разного возраста, специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности, современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота, нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы, профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения, правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда, условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках, современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании, систему классификации информации и правила составления каталогов, единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента, порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда, порядок составления отчетности о работе библиотеки, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Педагог-библиотекарь по общероссийской базе вакансий

В связи с переосмыслением роли национального библиотечного фонда в России, как и многих других странах, возникла необходимость качественного реформирования должностных полномочий сотрудников сферы, что затронуло и работников школьных библиотек. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 31.05. 2011 г. № 448н в ЕКС была внесена новая должность. Педагог-библиотекарь - это специалист, на которого возлагается ряд концептуально важных обязанностей:

  • хранение, расширение имеющегося книжного фонда;
  • практическое переформатирование работы библиотечного пространства, в условиях нового времени призванного стать институтом социализации, центром активной коммуникации и неотъемлемой частью системы информационного образования;
  • создание условий для поддержания детской читательской инициативы, расширения навыков ориентации в многообразии доступных источников информации.

Педагог-библиотекарь - новая должность в школе

Стремительное развитие технологий, которые мы наблюдаем в последние годы, находит свое отражение в темпах развития всех социально-экономических областей, и сфера образования не стала исключением. Повсеместная доступность информации фактически уничтожила ценность знания как системной единицы, вместе с тем обусловив высокую значимость навыка быстрой ориентации в условиях информационного перенасыщения, умения осуществлять классификацию источников знаний и мыслить критически. В свете этого школьные библиотеки, которые традиционно считались придаточным звеном в системе образовательных учреждений, приобрели новый статус, трансформируясь в центры информации, духовного и культурного воспитания, а в российских школах появилась новая должность - педагог-библиотекарь.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Организация инновационного библиотечного пространства для учащихся и педагогов (зонирование и организация мероприятий)
- «Не библиотека в школе, а школа в библиотеке» (интервью)

Необходимость утверждения нового статуса библиотеки в ОУ была определена на крупномасштабных мероприятиях, проводимых по инициативе РШБА (Русская школьная библиотечная ассоциация) в 2007-2010 годах. Закономерным результатом усилий инициативной группы стало провозглашение В.В. Путиным на VI съезде Всероссийского педагогического собрания новости о введении должности педагог-библиотекарь. При этом Председателем Правительства тогда отметил, что миссия работник, старательно трудящихся в более чем 50 тысяч школьных библиотек России, выходит далеко за пределы простых операций по сохранению библиотечного фонда и выдаче-приеме книг. Библиотекари помогают участникам образовательного процесса ориентироваться в существующем многообразии информации, тем самым закладывания предпосылки становления культуры личности, оказывают практическую помощь учителям, и при этом не имеет преференций, предоставляемых всем группам педагогических работников. Таким образом, поднимая вопрос о новой должности педагога-библиотекаря в школе и рассуждая, чем она лучше, следует отметить следующие перспективы для работников, осуществивших или планирующих осуществить переход:

  1. Библиотекари, которые ранее относились к категории учебно-вспомогательного персонала, получали минимум на треть меньше учителей, что не отменяло высокого уровня ответственности (в т.ч. материальной) и эмоциональной загруженности. Перевод в статус педагогических работников обусловливает качественное улучшение системы начисления заработной платы, а также перспективу роста дохода до средне экономических показателей по региону.
  2. Внесение изменение в ЕКС позволяет библиотекарям пользоваться привилегиями, актуальными для педработников правами и льготами, включая возможность получения единоразовых пособий для молодых специалистов, компенсаций для организации отдыха в пансионатах и санаториях, удлиненный отпуск.
  3. Изменение статуса предусматривает расширение списка трудовых функций и обязанностей. Сотрудники, занимающие должность, обязаны проходить в установленном порядке аттестационное оценивание, свободно владеть ИКТ-средствами, принимать участие в реализации программного содержания на уровне начального, общего, среднего образования, принимать участие в организации полезного и содержательного досуга школьников посредством поддержки читательской инициативы, подготовки и проведения тематических мероприятий, освоению детьми информационных технологий.

Чтобы снять вопросы, кто такой педагог-библиотекарь и обеспечить возможность сознательного перехода претендентов на эту должность, было принято решение разработки профессионального стандарта, основанного на принципах системности, целостности, технологичности, совместимости, включенности в общий педагогический процесс. При разработке трудовых функций по новой должности остро возникла проблема гармоничного сочетания педагогической и библиотечной составляющей, поскольку в отечественной образовательной практике впервые предстояло провести интеграции двух самодостаточных направлений деятельности в одно. Было крайне важно избежать «перекоса» или небрежной трактовки должностных обязанностей педагогов-библиотекарей и, на наш взгляд, это удалось благодаря сильной базе профессиональной переподготовки, изучению зарубежного опыта и потребностей работодателей. В остальном успешность внедрения в учебно-воспитательный комплекс новой должности зависит от управленческого таланта и усилий директоров школ, которые с одной стороны должны строго следить за реализацией внедрения нового профессионального стандарта для библиотекарей, с другой - оценивать ситуацию критически, с пониманием того, что в реальных образовательных условиях все должно работать на удовлетворение потребностей школьников и педагогов, а потому возможно проведение коррекции с поправкой на специфику функционирования конкретной ОУ.

Педагог-библиотекарь в школе: должностные обязанности

Определение обязанностей по должности педагога-библиотекаря основывается на профессиональном стандарте, создатели которого, в свою очередь, выделили конкретные трудовых функции на основе обобщенных, обеспечив совокупность библиотечных и педагогических составляющих. Главное новшество в списке обязанностей педагога-библиотекаря в школе - опосредованное ведение педагогической работы, предусматривающее участие в реализации ООП на уровне начальной, основной, средней школы, что будет рассмотрено нами подробнее.

Обобщенная трудовая функция Профессиональные обязанности
Педагогическая работа по проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса в ОУ. Согласно общепедагогической функции педагог-библиотекарь в школе создает условий для обучения, воспитания и общего развития детей, руководствуясь требованиями ФГОС, особенностями возрастной психологии, образовательными потребностями и интересами учащихся. Специалист, занимающий должность, в рамках ведения библиотечной деятельности, во время проведения дополнительных занятий способствует личностному и культурному развитию школьников, обеспечивает широкую поддержку читательского интереса, обучает методам и формам ведения библиотечно-информационной работы.
Педагогическая деятельность по формированию информационной культуры, обеспечению информационной безопасности учащихся и педагогов.

Педагог-библиотекарь в школе участвует в реализации программ информационной культуры личности:

  • на уровне начального, основного, среднего (общего) образования (рабочие программы учебных курсов для школьников всех возрастных групп);
  • в рамках мероприятий по повышению профессионального уровня педработников ОУ (как представитель внутришкольной методической службы).

Также педагог-библиотекарь обязан принимать участие в реализации кластера внеурочной деятельности, обеспечивая условия для общеинтеллектуального развития личности учащихся, привитию им основ информационной культуры.

Библиотечно-информационное сопровождение основных образовательных программ общего образования.

По данному направлению деятельности педагог-библиотекарь в школе:

  • комплектует, систематизирует, обеспечивает ремонт и хранение библиотечного фонда;
  • организует обслуживания пользователей;
  • предоставляет культурно-просветительские и досуговые услуги; формирует справочно-библиографический аппарат;
  • создает необходимые абонентам библиотеки информационные ресурсы;
  • обеспечивает деятельность школьной библиотеки.

Также в обязанности педагога-библиотекаря в школе входит:

  • разработка программ допобразования для поддержания интереса школьников к специальной и художественной литературе, всестороннего развития личности;
  • анализ достижений детей для выявления интеллектуальной или творческой одаренности, склонностей к той или иной профессиональной деятельности, что особенно важно для профориентации школьников;
  • организация читательских конференций, литературных вечеров, семинаров, мастер-классов, тематических выставок, встреч с читателями и презентаций;
  • планирование работы по комплектации библиотечного фонда электронными и печатными информационными ресурсами;
  • инвентаризация книг, журналов, справочников, обеспечение сохранности и ремонт фонда;
  • составление каталога литературы, работа с картотеками, ИК-технологиями и передовыми поисковыми системами;
  • соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Что касается непосредственно практической деятельности, то при осуществлении профессиональных обязанностей педагог-библиотекарь, занимающий новую должность в школе, обязан руководствоваться должностной инструкцией, локальными актами и постановлениями, рабочей программой, которую он разрабатывает перед началом учебного года и согласовывает со школьной администрацией. В плане работы специалиста на год должен быть отражен широкий спектр целей и задач (организационные, образовательные, прогностические, мониторинговые), соответствующих широкому охвату трудовых функций, объединяющих педагогический и библиотечный компонент. Так, в список трудовых задач специалиста можно включить следующие:

  • стимулировать читательскую активность детей, используя для этого нестандартные или ИКТ-методики;
  • посредством акции «Подари книгу школе» пополнить школьный литературный фонд;
  • работать над созданием комфортной библиотечной среды, повышением доступности информации и качества обслуживания читателей;
  • способствовать формированию у детей интереса к здоровому образу жизни, познанию, эстетической культуре;
  • обучать школьников пользоваться различными носителями информации, а также каталогами и библиографическими сборниками, анализировать и систематизировать информацию.

Может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью?

Согласно действующей квалификационной характеристике педагогу-библиотекарю, помимо обслуживания имеющегося на балансе информационного фонда и ведения консультационной деятельности, вменяется педагогическая работа, не подлежащая дополнительной оплате. Педагогическая работа специалиста, работающего по должности «педагог-библиотекарь», заключается в участии в реализации ООП путем информационного обеспечения учебных дисциплин и формирования информационной культуры учащихся.

Поднимая вопрос о том, может ли педагог-библиотекарь заниматься преподавательской деятельностью, хочется отметить, что работник, имеющий соответствующую подготовку и желание организовывать обучение детей по учебному предмету, курсу, в рамках кружковой активности, имеет право заниматься преподаванием на тех же основаниях, что и другие сотрудники ОУ - директор, его заместители, педагоги-психологи и т.д. Поскольку преподавательская деятельность педагога-библиотекаря не предусмотрена ЕКС, то отработку часов утвержденного учебного плана необходимо оплачивать отдельно, по ставке педагога основного или дополнительного образования (в зависимости от типа учебной дисциплины). При этом руководителю следует учитывать, что преподавательская нагрузка без занятия штатной должности не считается совместительством, поэтому она может реализовываться в основное рабочее время, если это не мешает педагогу-психологу выполнять базовые должностные обязанности и согласовано с администрацией ОУ.

Подводя итог, хочется отметить, что директор школы вправе самостоятельно принимать решение о наименовании должностей работников и кадровой комплектации образовательного учреждения, что подтверждает ст. 32 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Поскольку и для библиотекаря, и для педагога-библиотекаря организация работы по обеспечению свободного доступа участников учебно-воспитательного процесса к библиотечному фонду является основной, обеспечивать введение новой должности не обязательно. Так, библиотекари и педагоги-библиотекари могут совместно трудится в больших школах, имеющих значительные материально-технические и финансовые ресурсы, но для малокомплектных образовательных организаций данное управленческое решение является нецелесообразным. В то же время если в штатном расписании не предусмотрена возможность оплаты труда библиотечному работнику, то необходимо в законном порядке организовать перевод заинтересованного сотрудника на новую должность или, подготовив необходимое документационное обеспечение, открыть соответствующую вакансию, более полно отвечающую актуальным кадровым потребностям и образовательным запросам.

Утверждаю

[должность, подпись, Ф. И. О.

Руководителя или иного

Должностного лица, уполномоченного

Утверждать

[организационно-правовая форма, должностную инструкцию]

наименование организации, [число, месяц, год]

предприятия] М. П.

Должностная инструкция

педагога-библиотекаря [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-библиотекарь должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

Конвенцию о правах ребенка;

Методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

Основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

Индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

Современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

Нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

Профиль деятельности, специализацию и структуру образовательного учреждения;

Правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

Условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

Современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

Систему классификации информации и правила составления каталогов;

Единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

Порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

Порядок составления отчетности о работе библиотеки;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Педагог-библиотекарь:

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.