Должностная инструкция психолога кцсон. Должностные и функциональные обязанности педагога-психолога образовательного учреждения. I. Общие положения

Психолог в компании - это сотрудник, который отвечает за душевный мир работников. Он должен способствовать тому, чтобы они сохраняли положительный субъективный настрой в ходе своей деятельности на предприятии. Также он обязан следить за микроклиматом в коллективе и принимать меры по его улучшению.

Общие положения инструкции

Общие положения должностной инструкции психолога включают предписания базового характера, которые относятся к выполнению данным сотрудникам своих функций. Они размещаются в начале инструкции. Эти общие положения включают следующий перечень:

Если психолог отсутствует на своем рабочем месте по тем или иным причинам, в компании назначается лицо, которое временно исполняет его обязанности . Такая должность может быть прямо не указана, в таком случае заместитель назначается решением директора.

Обязанности и задачи

Психолог выполняет весьма широкий круг обязанностей, поскольку психологические потребности сотрудников любой компании весьма разнообразны. В частности он должен:

Еще одна обязанность психолога - проведение собеседований. Оговаривается, что от него требуется беседовать не только с лицами, нанимающимися на предприятие, но и с теми, кто с него увольняется. Сотрудник обязан помочь таким работникам покинуть предприятие без каких-либо психологических травм.

Требования к специалисту

Требования к психологу могут быть различными. Их уровень зависит от характера предстоящей ему деятельности. Таким образом, в инструкциях конкретных организаций могут быть указаны критерии, оптимальные именно для них.

При этом в типовой должностной инструкции предусмотрено, что психологом может стать лицо, которое окончило высшее учебное заведение по специальности психолог и проработало на аналогичной должности два года.

Также для психолога установлена необходимость иметь достаточное представление о:

  • законодательстве, регулирующем его сферу деятельности;
  • локальных правовых актах, содержащих предписания относительно его работы на предприятии;
  • методических материалах, относящихся к управлению кадрами;
  • стратегии и политике компании в области кадровой работы;
  • базовой психологии, в том числе общей, социальной и психологии труда;
  • деятельности по профориентации;
  • психологическом консультировании.

Какими личностными качествами должен обладать психолог

Набор личностных качеств, которыми желательно обладать психологу, включает следующие:

  • эмпатия, способность погрузиться в мир другого человека;
  • толерантность или терпимость;
  • большой объем знаний, эрудиция;
  • стремление к анализу;
  • общая тактичность и деликатность;
  • стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
  • умение наблюдать.

Ответственность и права

Психолог несет ответственность, которая в стандартном случае может носить материальный и дисциплинарный характер. Она наступает в случае:

  • невыполнения обязанностей, установленных для данного специалиста либо же выполнения их ненадлежащим образом, в частности если он выполняет их несвоевременно или халатным образом;
  • нарушения существующих на предприятии предписаний, включая инструкции, а также распоряжения и приказы руководства;
  • действий, которые привели к раскрытию конфиденциальных данных или коммерческой тайны ненадлежащим лицам;
  • несоблюдения правил трудового распорядка, норм дисциплины, предписаний техники безопасности.

Помимо этого, психолог несет ответственность в общем порядке при нарушении в ходе трудовой деятельности административного или уголовного законодательства. Она наступает согласно соответствующему кодексу.

Права психолога включают:

  • доступ к решениям, которые касаются сферы, за которую он несет ответственность;
  • составление и последующее представление руководству проектов решений по улучшению работы компании в области, определенной данной инструкцией;
  • информирование непосредственного руководителя об обнаруженных недостатках и внесения предложений относительно мер по их устранению;
  • подача запроса на получение сведений и документов, требуемых для выполнения своих функций;
  • требование содействия от вышестоящих работников при выполнении своих функций.

Преимущества и недостатки профессии

Среди плюсов профессии психолога имеет смысл выделить:

  • ее безусловную востребованность, соискатель, окончивший вуз по данному направлению, всегда отыщет себе работу;
  • офисный характер работы, психологу не приходится трудиться в опасных условиях.

Часто выделяют ещё одно преимущество: психолог может помочь и себе самому справиться с проблемами данного плана . Однако стоит оговорить, что, если эта мотивация при выборе подобной работы становится основной, это не слишком хороший знак для психолога, да и для организации. Желательно, чтобы она была второстепенной.

Минусы данной специальности включают:

  • эмоциональное выгорание, психологический аппарат сотрудника, слишком долго работающего психологом, в конечном итоге изнашивается;
  • средняя зарплата для большинства психологов, это массовая профессия и те, кто выбрал её, но не смог пробиться в меньшинство настоящих профи, много получать не будут.

О том как продиагностировать себя смотрите видео опытного психолога.

Должностная инструкция психолога - это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими - узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.

Детский психолог: особенности профессии

Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.

Согласно современным образовательным программам во всех государственных образовательных учреждениях (школах и ДОУ) в штате должная быть предусмотрена ставка педагога-психолога. Должностная инструкция этого сотрудника составляется по единому образцу. Согласно документации, этот специалист должен работать с детьми, родителями и педагогами. Его главная задача - помочь ребенку социализироваться, справиться с неизбежным стрессом, который он испытывает, попадая в новую для себя среду. Психологу предстоит провести серьезную работу по выявлению и предупреждению факторов, провоцирующих асоциальное поведение у воспитанников, также он должен помогать детям успешно реализовывать себя в различных жизненных ситуациях.

Должностная инструкция психолога-педагога

Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.

Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду - это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.

Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)

Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года.
  • Приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 761-н, редактированного 31 августа 2011 года, регулирующим квалификационные характеристики работников образовательной сферы.
  • Трудовым кодексом РФ.
  • Федеральным законом №273 «Об образовании в РФ» от 3 июля 2016 года.
  • Декларацией прав человека.
  • Конвенцией о правах ребенка.
  • Правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором он работает.

Претендент на должность педагога-психолога обязан иметь действительный диплом, подтверждающий наличие у него высшего или среднеспециального образования по направлению «Педагогика и психология». При этом руководитель школы или садика не вправе требовать от кандидата на вакантную должность какого-либо опыта работы по специальности, а его отсутствие не может быть законным основанием, по которому человека не приняли на работу. Все эти нормы прописаны в должностной инструкции психолога, в разделе, содержащем общие положения.

Также, согласно инструкции, трудовая нагрузка психолога в школе и ДОУ ограничивается 36 часами в неделю, при этом непосредственные занятия с детьми должны занимать не более 18 часов. В остальное время педагог-психолог занят «бумажной» работой - составлением планов и отчетов, систематизацией и анализом результатов, полученных во время работы с детьми.

Функции психолога в школе и ДОУ

Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.

Психолог работает сразу по нескольким направлениям:

  • сопровождает педагогический процесс с точки зрения психологии;
  • контролирует психическое развитие подопечных;
  • оказывает консультативную помощь детям, воспитателям, родителям;
  • занимается профилактикой психологических проблем у каждого ребенка в отдельности и у всех детей в коллективе;
  • защищает права и свободы малышей.

Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.

Круг обязанностей педагога-психолога

Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные - это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы - инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.

Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.

Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.

Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.

Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).

Запрещенные действия

Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:

  • он не может ставить воспитанникам диагнозы, назначать и проводить специфическое лечение;
  • психолог не может составлять индивидуальную программу воспитания ребенка для родителей, он может лишь консультировать их по отдельным вопросам;
  • проводить занятия, которые будут опасны для физического или психического здоровья ребенка;
  • проводить глубинный психологический анализ развития ребенка без ведома и согласия родителей.

Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.

Трудовые права

Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.

Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.

В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.

Рамки ответственности

В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.

Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.

Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи

Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019/2020 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности психолога

1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Психолог должен знать

2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации психолога

3) Требования к квалификации.

1. Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

  • Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
  • Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.

4. Психолог должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
  • психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
  • методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
  • технические средства, применяемые при изучении условий труда;
  • передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
  • основы технологии производства;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы профориентационной работы;
  • законодательство о труде;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5. В своей деятельности психолог руководствуется:

  • законодательством РФ,
  • Уставом организации,
  • приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности психолога

Психолог:

1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.

15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,

17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.

3. Права психолога

Психолог имеет право:

1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция психолога - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.

«УТВЕРЖДАЮ»

________________________

(должность руководителя)

________________________

(наименование организации)

__________/______________

(подпись) (Ф. И.О.)

«___»_____________ _______г.

Должностная инструкция психолога

I . Общие положения

1. Психолог относится к категории специалистов.

2. Психолог назначается и освобождается от должности директором организации.

3. Психолог подчиняется непосредственно директору организации.

4. Психолог должен иметь высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

1. Психодиагностическая работа;


2. Психопрофилактическая работа;

3. Психологическое консультирование;

4. Психокоррекционная работа;

5. Психологическая пропаганда.

II . Должностные обязанности.

Психолог:

1. Ведёт и оформляет необходимую для работы учётно-отчётную документацию;

2. Ведёт личный приём сотрудников организации;

3. Проводит работу в организации, направленную на обеспечение психологического здоровья и развитие личности сотрудников;

4. Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования оказывает психологическую помощь сотрудникам и в случае необходимости членам их семей;

5. Ведёт работу с руководством организации в рамках психолого-педагогической деятельности;

6. Принимает меры по поддержанию здорового психологического климата в организации;

7. Участвует в профессиональном отборе и подготовке резервного состава на руководящую должность;

8. Ведёт психологическую пропаганду и обучение сотрудников организации;

9. Разрабатывает предложения по социально-психологической адаптации сотрудников организации;

10. Проводит психологическое обследование и анализирует психологическое состояние работника во время его работы.

11. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников Организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

12. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития , определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

13. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

14. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

15. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

16. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

17. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

18. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.


19. Принимает участие в формировании трудовых коллективов , в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени , рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

20. Консультирует руководителя Организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

III . Права

Психолог имеет право:

1. Требовать от администрации организации создания необходимых условий для работы с сотрудниками;

2. Требовать своевременного обеспечения необходимым оборудованием, диагностическими и развивающими пособиями;

3. Вносить предложения по совершенствованию деятельности организации;

4. Проходить в установленном порядке переподготовку и повышение квалификации;

5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности;

6. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению;

7. Возложение на него должностных обязанностей, не предусмотренных настоящей инструкцией, не допускается.

IV . Ответственность

Психолог несёт ответственность за:

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка организации и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, - дисциплинарную ответственность в установленном трудовым законодательством порядке;

2. Правильность психологических заключений, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций;

3. Сохранение протоколов обследований, документации, оформление их в установленном порядке;

4. Сохранность имущества, оборудования, методических пособий;

5. Состояние и результаты работы на порученных направлениях.

V . Условия работы

2. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Организации.

3. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в т. ч. местного значения).

VI . Право подписи

1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с

_________________________________________________________

(наименование, номер и дата документа)

СОГЛАСОВАНО:

Юрисконсульт

_________________________________ _________ «___» __________ ______г.

(Ф. И.О.) (подпись)

С инструкцией ознакомлен:

________/____________________________________/ «___»_______ ____г. (подпись) (Ф. И.О.)

4. Должностные обязанности организационного психолога

Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:

1) изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия;

2) поиск и отбор персонала;

3) разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее;

4) мониторинг умений работников;

5) помощь в организации труда и рабочего места сотрудников;

6) участие в разработке дизайна продукции;

9) проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.

Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Жизнь по обязанности и необходимости Жизнь по обязанности не дает человеку чувствовать себя человеком. Чем выше уровень развития, тем более творчески нужно относиться к жизни. Если что-то умею и отдам вам, а вы дадите мне то, что вы можете дать, тогда энергии

Из книги Психологические проблемы современного бизнеса: сборник научных статей автора Иванова Наталья Львовна

С. А. Липатов Социальная психология организационного поведения В современных условиях одной из основных задач бизнес-психологов является разработка новых концептуальных подходов и поиск путей обеспечения работоспособности и психического здоровья людей в

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

14. Элементы профессиональной самоидентификации. Понятие организационного развития. Самостоятельные группы Основными элементами профессиональной самоидентификации выступают:1) статусы и роли, предлагаемые обществом;2) социальные группы и институты, в рамках которых

Из книги Как избавиться от комплекса жертвы автора Дайер Уэйн

Абсурдность обязанности оправдываться Если вам приходится оправдываться перед другими, значит, вы находитесь под контролем тех, кому должны предъявлять доказательства. Спокойное и деловитое поведение не подразумевает необходимости заниматься самоутверждением. В

автора Стивенс Джон

Повседневные обязанности Выберите несколько повседневных обязанностей, таких, как мытье посуды, чистка зубов, вынос мусора и т.д. Выполняя их, уделяйте пристальное внимание тому, что чувствует ваше тело. (…) Попробуйте несколько минут выполнять выбранное дело в два раза

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Обязанности Сейчас я хочу, чтобы А говорил партнеру фразы, которые начинаются со слов «Я должен». Я хочу, чтобы после каждой сказанной им фразы Б четко, уверенно и твердо отвечал «Нет». Кроме этого, ничего говорить не нужно. Продолжайте эксперимент в течение четырех минут,

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива. Можно сказать, что организационное

Из книги Руководство по исправлению личности автора Бендлер Ричард

Как выполнять ответственные обязанности В нашей жизни масса дел, выполнять которые необходимо, но заставить себя это сделать очень трудно. Я говорю об учебе, уплате налогов, домашней уборке. Мы медлим с исполнением этих обязанностей, стремясь оттянуть неприятный момент.

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Пиры и обязанности «Тот, кто понимает бабуина, больше продвинулся по части метафизики, чем Локк». Чарльз Дарвин. Записные книжки78.1836-1844 Вообразите, что люди занимались бы сексом сообща и публично, а кушали тайком и при закрытых дверях. Нет никаких конкретных причин, по

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

1. Мужчина по обязанности Рассмотрев сложение сексуального поведения у человека как вида (филогенез), можно перейти к формированию сексуальной ориентации у индивида (онтогенез). Большое значение в этом приписывается освоению социально-половой (гендерной) роли: мальчик

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

ОБЯЗАННОСТИ И ЗАНЯТИЯ В первой же беседе с ребенком о том, как он будет проводить время один, постарайтесь выяснить, какие занятия ему нравятся, а какие нет. Предполагается, что каждый ребенок должен выполнять определенную домашнюю работу, соответствующую его возрасту.

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Должностные инструкции не отвечают изменившимся условиям Отдел занимается обработкой информации. Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать материалы «вручную». Однако увеличение их объемов диктует необходимость автоматизации

Из книги Путь исполнения желаний автора Джумм Юлия

Глава 24. Обязанности Обязанностей у нас в жизни намного меньше, чем нам кажется. Всю нашу сознательную и несознательную жизнь нам создают иллюзии обязанностей, которые не имеют под собой реальной почвы. Это начинается с тех пор, как нас заставляют держать головку в два

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы автора Келли Том

От обязанности к увлечению Диаграмма любезно предоставлена IDEOКаждый, кто работал с Дэвидом один на один, видели, возможно, как он набрасывает крайне простой рисунок: весы, на одной чаше которых находится «сердце», а на другой – значок доллара. Это противоречие между