Эффективность использования периодических изданий в обслуживании пользователей в отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы. Сценарий познавательного часа информации о периодике «Верные друзья Формы работы с периодическими изданиями

24.01.2017

20 января в детской библиотеке-филиале № 3 состоялся день периодики «Журнально- газетная карусель» , который был полностью посвящен периодическим изданиям для детей и подростков.

Широкому кругу читателей была представлена выставка-просмотр «Страна Журналия» . У выставки проводились обзоры «Про всё интересное на свете, узнай в журнале и газете» . В течение дня ребята посещали читальный зал и удовольствием листали любимые журналы.

В этот день гостями библиотеки стали воспитанники старшей комбинированной группы МБДОУ № 41 (воспитатель Коротова Г.А.). Для них были проведёны экскурсия по библиотеке «Приглашаем в Книжкин Дом!» и библиотечный урок «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы» (Школа маленького читателя ).

Библиотекарь познакомила дошкольников с понятиями: газета, журнал, статья, заметка, журналист. Вместе с ребятами выявили отличительные и схожие признаки газет и журналов. Дети узнали, что обложка – это лицо журнала, на ней есть вся нужная информация. Выяснили, что детские журналы нужны для дополнительного чтения, получения интересных сведений об окружающем мире, развития мышления, развлечения и отдыха. Один за другим были представлены ребятам журналы, о каждом следовал небольшой рассказ о том, какие познавательные и развлекательные материалы он содержит.

В заключение ведущая пригласила всех чаще посещать читальный зал библиотеки, где их ждет их любимая пресса.







Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Найдется ли такой человек, который не любит новостей? Конечно, нет. Все мы очень любознательны. Обо всем новом, что нас интересует, расскажут газеты и журналы. 24 июня в библиотеке-филиале №9 прошел день периодики «Обо всём на свете в журнале и газете» . К этому дню была оформлена выставка с одноимённым названием. Периодика для выставки подбиралась исходя из читательских потребностей и интересов пользователей разных возрастных категорий.

Детей младшего возраста ждали прекрасные издания журналов «Том и Джерри», «Мурзилка», «Юный натуралист», «Мир Принцесс», «Скуби-Ду», «Свирель».

У ребят средней возрастной группы и старшеклассников наибольшей популярностью пользуются журналы «Маруся», «Юный техник», «Золотой ключик». Это яркие, красочные, полезные издания, с массой интересных публикаций, которые затрагивают и помогают решать молодежные проблемы. В них ребята находят для себя интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин.

Для взрослых читателей были представлены такие периодические издания как «Рыболов», «Наука и Жизнь», «Природа и Человек», «Приусадебное хозяйство», «Коллекция караван историй», «Крестьянка», «Добрые советы», «За рулем».

Любой желающий имел возможность полистать журналы, получить консультацию по интересующим вопросам. Предложенные материалы дали возможность каждому читателю найти интересующую их информацию на любую тему. Журналы с массой интересных публикаций помогают найти ответы на многие вопросы, в них публикуются советы психологов, юристов, врачей. В периодических изданиях много хороших идей, которые вдохновят читателей на создание рукодельных украшений, а также описание всех необходимых умений.

Дни периодики не только привлекают в библиотеку новых читателей, но и позволяют опытным пользователям лучше ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки и повышают интерес посетителей к периодическим изданиям.










4.12. Работа с периодическими изданиями
Сегодня выпускается огромное количество печатной продукции, и для читателя-ребенка очень важно суметь сориентироваться в потоке информации . Задача библиотекаря – постараться познакомить читателя с возможно большим числом периодических изданий, адресованным детям, научить пользоваться ими, обратить внимание на лучшие публикации. Очень важно, чтобы уже с детства ребенок относился к периодике с интересом. Периодические издания предоставляют детям обширную информацию по различным отраслям знаний, оказывают помощь в изучении школьной программы, расширяют их знания об окружающем мире.

Научить юных читателей пользоваться справочным аппаратом издания, находить материал по интересующей теме помогают различные формы и методы работы с периодическими изданиями, как традиционные, так и инновационные. Библиотеки, получающие периодические издания, активно используют их в своей работе. В детских библиотеках области успешно применяют такие формы работы с периодикой, как познавательно-игровые часы, презентации журналов, обзоры содержания журналов, библиотечные уроки и др.

Одной из характерных особенностей формирования фонда детских библиотек стало расширение круга периодических изданий. Часто с помощью периодических изданий выполняются справки, проводятся массовые мероприятия, статьи из периодики расписывают в различные БД и картотеки.

Проводя социологическое исследование о чтении детей, библиотекари непременно выясняют вопрос о чтении периодических изданий. Как видно из анализа формуляров, анкет, устных опросов, юные читатели охотно обращаются к газетно-журнальной продукции.

Но не только в стенах библиотеки идет знакомство с журналами и газетами. В детской библиотеке им. В. К. Петонова Осинского района библиотекари активно сотрудничают с социально-реабилитационным центром, проводят обзоры интересных детских журналов; библиотекарь Лахинской сельской библиотеки приносит журналы на дом детям-инвалидам.

Сотрудники ДБ Зиминской городской ЦБС продолжили работу с детьми инвалидами по проекту «Соучастие в судьбе». В течение года служба «Периодика на дом» позволяла получать основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности по состоянию здоровья посещать библиотеку лично. Библиотекари пос. Луговский Мамско-Чуйского района сотрудничают с реабилитационным центром для несовершеннолетних, знакомят детей с журналами, читают интересные статьи.

С целью формирования информационной и читательской культуры детей в библиотеках области проводятся библиотечные уроки по пропаганде периодических изданий: «По страницам газет и журналов», «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал» (библиотека № 21 ЦБС г. Иркутска); «Новинки журнального мира», «Почемучкины журналы» (библиотека № 37, детское отделение); «Путешествие по периодическим изданиям» (ДБ Слюдянского района); «Путешествие в страну Журналию», «Журнальный калейдоскоп» (ЦДБ), «Что приносит почтальон?» (библиотеки с. Ук, Атагай, Костино); «Планета Периодика», «Журнальная карусель» (г. Алзамай Нижнеудинского района); «Шутки, были, небылицы: все журнальные страницы» (Тыретская сельская библиотека); «Путешествие в страну Журналию» (Семеновская сельская библиотека ЦБС Заларинского района).

Из-за отсутствия новых периодических изданий в Большезаимской сельской библиотеке провели библиотечный урок «По страницам журналов прошлых лет».

В День российской печати в Верхне-Мартыновской библиотеке Казачинско-Ленского района на хорошем организационном уровне прошло мероприятие «Империя журналов», на котором ребята познакомились с журналами «Клепа», «Домовенок», «Мурзилка», «Сибирячок» и другими изданиями. В Катангской ЦБС для детей из коррекционной школы проводят библиотечные уроки с игровыми элементами «Журнальный калейдоскоп».

Интересно проходят обзоры детских журналов «Филя», «Непоседа», «Веселые уроки», «Миша», «Тошка и компания», «Том и Джерри» в детской библиотеке Слюдянского района. В ЦДБ г. Усолье-Сибирское обзор «Журнальный калейдоскоп» помогает детям сориентироваться в разнообразии журналов, поступивших в библиотеку. «Журнальные закоулки» – под таким названием прошел обзор журналов «Юный следопыт», «Эрудит», «Чудеса и приключения», «Свирель», «Мне 15», «Джульетта», «Маруся» в ЦБС Нижнеудинского района. После обзора было выдано 32 экз. журналов. В ЦБС г. Черемхово библиотекари успешно проводят обзоры, беседы, викторины, ответы на вопросы которой дети находили в журналах. Подобная форма работы пробуждает у детей интерес познанию, способствует расширению кругозора.

В библиотеке № 4 Зиминской городской ЦБС творчески прошло мероприятие «Замечательный журнал как-то в руки мне попал», в детской библиотеке – «Узнавай и удивляйся».

Целью дня периодики «Открываем богатства журнального царства», проведенного в ЦДБ г. Нижнеудинска, стало познакомить читателей с кругом журналов, выписываемых библиотекой, воспитать культуру чтения периодики. Программу дня составили игра-беседа « Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» (3 кл.), игра-путешествие «По стране Журналии» (5кл.), библиотечное занятие «Журнальный столик» (7кл.). Рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрали-зованной форме. С периодическими изданиями ребят познакомил почтальон Печкин.

«Мир интересных журналов, он твой!» – так назывался день периодики для ребят 5–8 кл., который прошел в детском отделении библиотеки «Родник». Целью мероприятия было сформировать у детей представление о журналах, их структуре, периодичности выхода, тиражах и др. Чтобы развить у читателей-пятиклассников потребность в системати-ческом чтении периодики и подготовить к ее восприятию в ЦДБ провели библиотечное занятие «Журнальная карусель». Цель библиотечного занятия «По страницам газет и журналов» – познакомить учащихся 8-х классов с разнообразием периодических изданий, научить использовать материалы периодики в учебном процессе.

Библиотека № 3 Зиминской городской ЦБС провела день периодики «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг!», библиотека № 2 – час периодики «Герои газетных страниц».

Как привлечь детей в библиотеку? Этот вопрос библиотекари успешно решают с помощью журналов и газет, организовывая различные массовые мероприятия. Для привлечения пятиклассников к чтению журналов в ЦДБ г. Нижнеудинска им предложили совершить «Путешествие в страну Журналию». В качестве художественного оформления организовали книжную выставку детских журналов «Весь журнальный хоровод» с разделами «Нас в любое время года учит мудрая природа», «Что угодно для души», «Читай и улыбайся».

Также хотелось бы отметить игру-путешествие «В гостях у Карандаша», посвященную 55-летию журнала «Веселые картинки» (ЦДБ, г. Усолье-Сибирское).

Важная роль в работе с периодикой отводится выставочной деятельности. В библиотеках г. Иркутска оформлялись выставки «Что принес нам почтальон?», «Журнальная радуга» (библиотека № 22). Детский отдел библиотеки «Спутник» организовал для своих читателей выставку-рекомендацию «Что принес нам почтальон?», в Большезаимской сельской библиотеке были оформлены выставки-просмотры «40 минут с новыми журналами» (ЦБС Нижнеудинского района). В Бажирской сельской библиотеке с новыми поступлениями ребята познакомились на выставке «Что принес нам почтальон?», а в Тыретской сельской библиотеке Заларинского района прошли выставки «Есть такая страна – Журналия», «Об интересном на планете, прочти в журнале и газете».

В ЦДБ г. Шелехова в течение года были организованы выставка-реклама «Юный эрудит – журнал для любознательных», электронная выставка-презентация и викторина по журналу «Сказки «Сибирячка», информационная выставка «Журнальная империя». На абонементах в ЦДБ г. Черемхово постоянно обновляются выставки «Журнальная карусель», «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал».

В дни школьных летних каникул в ЦБС г. Иркутска состоялась акция «Лето – пора читать!», в рамках которой прошли обзоры периодики «Солнце на страницах» . В акции приняли участие более 130 маленьких читателей.

В летние каникулы в лагере дневного пребывания и в профилактории «Истоки» были проведены обзоры «В гости к Сибирячку» (Нижнеудинский район). В рамках проекта «Библиотека под солнцем» библиотекари г. Свирска создали благоприятные условия для чтения и просмотра книг и журналов на свежем воздухе.

В Покосинской сельской библиотеке Братского района во время летних каникул для ребят были организованы конкурсы и выставки по материалам журнала «Чудеса и приключения детям». Программа мероприятий получилась интересной, насыщенной. В № 10 журнала за 2011 г. была опубликована статья об этом мероприятии.

2011 г. был юбилейным для журнала «Сибирячок». В детской библиотеке № 6 г. Усолье-Сибирское проведено литературное путешествие по страницам журнала «Сибирячок». Ведущие рассказали ребятам о том, что в 1992 г. начал издаваться единственный на всю Сибирь и Дальний Восток детский журнал – «Сибирячок», предлагающий вниманию своих читателей сказки, рассказы, весёлые загадки, комиксы и неожиданные сюрпризы. Интересный и познавательный литературно-музыкальный праздник «Вместе с «Сибирячком» в мир природы мы войдем» прошел в ДБ Слюдянского района. Неделя детской книги в ЦДБ г. Нижнеудинска была посвящена журналу «Сибирячок». В Заларинской ДБ большой интерес у читателей вызвала игра-викторина « А знаешь ли ты журнал «Сибирячок»?». Большой литературный праздник к юбилею журнала состоялся в ЦДБ Казачинско-Ленского района. «Сибирячку» посвятили оформление комнаты творчества Библиотеки семейного чтения Нижнеилимского района, там же проводился конкурс скульптур из снега, посвященный любимому журналу. В библиотеках Братска, Свирска, Саянска, в ДБ им. В. К. Петонова Осинского района проходили творческие встречи юных читателей с редколлегией журнала «Сибирячок». В течение года проходил цикл презентаций журнала «”Сибирячок” для сибирячков», «Мой дружок Сибирячок», «С днем рождения, Сибирячок!».

Библиотеки г. Иркутска на сайте «Журнальные юбилеи» представили виртуальные выставки к юбилеям журналов «Костер», «Мурзилка», «Сибирячок». В ЦДБ разработали акцию оконной рекламы «Читаем журналы». В ЦДБ г. Нижнеудинска на постоянно действующем стенде в фойе вывешиваются рекламные списки «Это интересно» о самых интересных статьях из периодических изданий.

Библиотекари осознают, что без изучения передового опыта коллег, без повышения своего профессионального уровня посредством изучения таких периодических изданий, как «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечная газета», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело» и др., невозможно полноценно оказывать библиотечно-информационные услуги. К сожалению не все библиотеки имеют возможность выписывать прессу, поэтому на районных семинарах регулярно проводятся информационно-аналитические обзоры периодики (Слюдянский, Иркутского, Чунский районы, Черемхово, Нижнеудинск).

В условиях финансовых ограничений на комплектование наличие в фондах периодических изданий приобретает особое значение. В этой связи интересен опыт детских библиотек Саянска, которые журнал «Родина» и «Земля Иркутская» выделили как «Памятники регионального уровня», подлежащие длительному хранению.

Работа с периодикой имеет очень большое значение, так как детские периодические издания пробуждают у детей интерес к познанию , способствую расширению кругозора. Анализ работы детских библиотек области с периодикой выявил творческий подход библиотекарей к своей деятельности, постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов работы, что является обязательным условием для активного привлечения детей и подростков в библиотеки и расширения их читательского кругозора. Важен и тот факт, что библиотекари не остаются в стороне от читательских интересов, постоянно изучают мотивы обращения к периодике и своевременно корректируют свою деятельность.


  1. Муниципальные библиотеки
Иркутской области в цифрах за 2011 г.

Материально-техническая база муниципальных библиотек


Город/район



Кол-во библиотек


Обеспеченность муниципальных библиотек техническими средствами

Доступ в Интернет

Число ПК

Число множит.
техники


Число транспорт.
средств


Число телефонизир.
библиотек


2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Братск

13

11

4

8

49

66

53

41

17

15

Зима

6

6

2

2

9

10

12

12

2

4

Иркутск

28

28

14

16

129

163

68

78

28

37

Саянск

5

5

2

2

14

15

4

4

5

6

Свирск

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

Тулун

6

6

1

3

10

14

7

10

6

6

Усолье-Сибирское

9

9

9

9

32

32

18

19

1

9

10

Усть-Илимск

6

6

6

6

56

51

14

24

1

1

6

10

Черемхово

9

9

2

2

24

18

20

20

2

2

3

3

Итого по городам

84

82

41

49

326

372

199

210

4

3

74

92

Аларский

29

29

2

2

14

16

9

9

2

2

Ангарский

19

19

17

17

95

97

76

79

1

1

27

25

Балаганский

12

12

2

2

8

9

3

3

2

2

Баяндаевский

17

17

1

2

6

9

2

6

1

1

Бодайбинский

10

10

5

5

34

44

36

36

3

9

Боханский

26

26

1

1

2

5

2

1

1

1

Братский

44

43

1

2

12

13

8

10

2

3

Жигаловский

16

16

1

1

10

10

6

6

2

Заларинский

31

31

1

4

12

13

5

6

2

2

Зиминский

22

22

1

1

10

13

8

11

2

2

Иркутский

28

28

5

5

26

25

19

23

1

8

8

Казачинско-Ленский

16

16

3

4

13

13

10

10

5

5

Катангский

12

12

1

1

5

5

3

3

1

1

Качугский

25

25

1

1

9

8

4

4

3

3

Киренский

23

23

2

2

21

15

18

18

5

3

Куйтунский

30

31

2

2

12

15

7

13

1

2

Мамско-Чуйский

9

9

2

2

9

10

3

3

4

2

Нижнеилимский

23

22

4

4

32

33

29

30

4

4

Нижнеудинский

36

36

5

6

23

25

26

28

9

11

Нукутский

20

20

1

1

4

4

2

4

1

1

Ольхонский

16

16

3

3

17

19

10

14

2

2

Осинский

19

19

1

1

7

7

2

2

1

1

Слюдянский

12

12

2

3

16

16

9

9

3

4

Тайшетский

35

34

4

4

13

19

11

11

1

9

9

Тулунский

26

26

2

3

24

31

36

38

1

1

1

1

Усольский

24

22

3

4

11

12

9

9

2

2

Усть-Илимский

11

11

2

1

10

12

6

6

1

6

7

Усть-Кутский

21

21

2

2

12

15

8

8

1

2

9

11

Усть-Удинский

21

21

1

1

13

4

14

4

3

3

Черемховский

24

24

2

7

12

18

12

27

2

2

Чунский

19

15

4

4

19

23

5

4

3

4

Шелеховский

11

11

8

8

43

46

30

30

10

10

Эхирит-Булагатский

24

24

1

1

3

3

2

3

1

1

Итого по районам

711

703

93

107

561

607

433

468

5

5

127

144

Итого по муницип. библиотекам

795

785

134

156

887

979

632

678

9

8

201

236