Конспект НОД по развитию речи "Хотела галка пить" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Умная галка Старых людей уважать

Цели:

Дать детям знания о птице галке.
Познакомить с явлением, описанным в рассказе Л. Н. Толстого.
Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи.
Продолжать учить детей рисовать птицу, создавать композицию.
Словарь: галка, галчонок.
Развивать связную речь детей, мелкую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в счете и составе числа, в образованием слов с суффиксом -ок-.
Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Картинка с изображением галки. Аудиозапись голоса галки. Книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин».
Кукла-рукавичка Галка (используется Ворона) или вырезанная из бумаги фигурка птицы.
Прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки.
Фишки. Альбомные листы по количеству детей с нарисованным карандашом кувшином, цветные карандаши.

Галка

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной птицей. Это – галка. (Показ картинки).

Взгляните на галку. Размером она примерно с голубя (33 см), черная с серыми шеей и верхом головы.

Самое название этой птицы звукоподражательное, под ее крик. При полете галка часто выкрикивает свое имя: «гал-ка, гал-ка, гал-ка», а также каркает по-вороньему.

Звонкое «кау» или «кья». Попробуйте сами произнести «кау». (Звукоподражание).

Обитают галки в лесах и парках, селятся и рядом с человеком.
Галки круглый год живут парами. Даже в больших стаях, если внимательно приглядеться, можно заметить множество таких парочек.

Еще зима не закончится, а галки уже начинают собирать сухие прутики с земли или отламывать их с деревьев. Гнездо складывается из собранных прутьев, с внешней стороны довольно грубо, а внутри выстилается шерстью, кусками войлока и тряпками. Весной галка отложит в это гнездо пять яиц. Самец и самка по очереди высиживают яйца.

Пока идет постройка гнезд и размещение в них галок, птицы ведут себя суетливо, кричат, ссорятся, дело часто доходит до драки. Они очень привязчивы к своим гнездам. Каждой парочке хочется занять свое прежнее гнездо, но находятся новые квартиранты, которые не прочь устроиться на готовом месте. Случается даже так, что целое, уже подправленное гнездо расхищается по прутику соседями.

Когда все галки устроятся, наступает относительная тишина на то время, пока птицы высиживают птенцов.
А как же называется птенцы галок? Галчата. Давайте вспомним и птенцов других птиц.

Дидактическая игра «Назови птенца»

Птенец галки – галчонок.
Птенец вороны – … вороненок.
Птенец скворца – … скворчонок.
Птенец кукушки – … кукушонок.
Птенец аиста – … аистенок.
Птенец совы – … совенок.
Птенец журавля – … журавленок.
Птенец грача – … грачонок.

После того как из яиц выведутся галчата, наступает самое хлопотливое время. Родители непрерывно должны таскать корм своим быстро растущим и вечно голодным птенцам. То и дело видишь, как, усталые от жары, летят они с раздутым подбородком, где под языком набито много корма.

Кормятся галки и выкармливают своих птенцов самой разнообразной пищей. Они ловят насекомых и добывают личинок и червей из земли, клюют растительный корм, зерна и всходы; их можно часто видеть копающимися на свалках. На морском берегу галки питаются моллюсками, раками и рыбой, выброшенной на песок.

Шумными ватагами отправляются галки на поиски корма для себя и для птенцов, если последние уже вывелись. Около полудня они отдыхают, затем опять кормятся, а перед вечером возвращаются в колонию, летают некоторое время поблизости и наконец забираются в гнезда на ночлег.
А сейчас поиграем.

Динамическая пауза «Галки ищут корм»

Дети имитируют полет птиц и перебегают от парт на ковер, на котором рассыпано множество мелких предметов-фишек. Это личинки, черви, зерна и прочий птичий корм. Воспитатель уточняет, что за один полет галка может унести только три штуки. Дети летят за кормом дважды. Затем подсчитывают общее количество фишек. Делается вывод о том, что число шесть состоит из двух троек.

Галчата растут быстро, летом покидают гнезда и начинают летать вместе со взрослыми. Вообще надо сказать, что галки очень общительные птицы и часто подолгу держатся вместе с грачами и воронами.

К осени сборища их становятся постепенно весьма многочисленными, так что летящая стая кажется издали черной тучей и в октябре отлетают к югу.

Весной, когда парочка галок сидя благодушествует, она очень мило болтает вполголоса на разные лады.

Галка была бы вполне милой птицей, если бы не дурная привычка нападать весной на огороды и сады. Чуть появляются на грядах всходы бобов и гороха, как галка уж тут как тут и давай ощипывать один росток за другим. Если галкам не делать никакой помехи, то они обчистят все гряды. И фруктовым садам достается от галок, когда начинают созревать сочные вишни и сливы, до которых эти птицы большие лакомки. По этим делам галка заслуживала бы быть причисленной к вредным птицам, но за нею числятся также и немаловажные заслуги.

Галка уничтожает вредных насекомых, улиток и грызунов. Польза, которую она приносит, перевешивает вред. Поэтому галку надо отнести к птицам, полезным для хозяйства человека.

Галки часто устраивают красивые воздушные игры, делая ловкие повороты, кружась, подымаясь и опускаясь в воздухе. Галки обладают отличной памятью, они могут в течение долгих лет поднимать крик при виде человека, разорившего в детстве гнездо, и научить этому следующие поколения галчат.

Галки – птицы умные. Однажды случилась такая история.

Рассказ с показом

На столе стоял кувшин с водой. Прилетела галка и начала кружить вокруг кувшина, заглядывать в него. Как вы думаете, что хотела галка? Галка хотела пить. Но могла ли она напиться? Нет. А почему? Воды в кувшине мало, галке не достать. Но как же быть? (Воспитатель выслушивает ответы детей и комментирует их). А умная птица галка придумала вот что: начала бросать в него камушки. Помогите мне. (Дети подходят и бросают камешки в кувшин). Вы заметили, что происходит? Вода поднимается к краям кувшина. Галка бросала камешки до тех пор, пока вода не поднялась так, что птица смогла достать до нее клювом и напиться.
Вот какой способ добраться до воды придумала галка. Об этой истории замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал в маленьком рассказе «Галка и кувшин». Послушайте этот рассказ.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»

Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Я предлагаю вам нарисовать картину, которая так и будет называться «Хотела галка пить».

Рисование «Хотела галка пить»

Детям предлагается лист бумаги с нарисованным кувшином. По образцу воспитателя дети рисуют галку сверху на кувшине, а кувшин «заполняют» нарисованными камешками. Можно предложить детям нарисовать воду или камешек в клюве галки. Поощрить изобразительную инициативу детей.

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят»

Дети изображают птиц. Если они слышат названия птиц, то изображают полет, если названия не птиц – стоят на месте, если слышат слова «Галки в гнезда летят» - бегут на ковер и занимают гнезда (обручи).

Вороны в гнезда летят.
Журавли в гнезда летят.
Щуки в гнезда летят.
Сороки в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.
Скворцы в гнезда летят.
Аисты в гнезда летят.
Мыши в гнезда летят.
Галки в гнезда летят.

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин»

Теперь, когда вы знакомы с рассказом Л. Н. Толстого и нарисовали такие хорошие картины, попробуйте пересказать. Сейчас я прочту рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно и запоминайте, чтобы легче было пересказывать. (Воспитатель читает рассказ и вызывает трех детей).

Свои рисунки вы заберете домой и глядя на них расскажите своим родным историю про галку и кувшин. А после занятия мы попробуем выучить скороговорки про галок, послушаем о них стихотворение и поупражняемся считать вместе с галочкой-считалочкой.

Учить детей – дело в высшей степени благородное. Граф Толстой, кроме работы на литературном поприще, уделял пристальное внимание задачам воспитания и образования, в том числе и простых крестьянских ребятишек. Он создал «Азбуку» — книгу, призванную помочь учащимся в овладении письмом, чтением, первоначальными сведениями из естественных наук. В «Азбуку» вошли сказки, рассказы и, конечно же, басни. Басни Лев Николаевич писал не в стихотворной форме, он хотел показать детям «настоящего Эзопа». Толстой восхищался Эзопом, его работы казались маститому литератору «воплощением здравого смысла». А греческий мудрец хоть и был поэтом, но басни его написаны в прозе.

«Растолстевшая Мышь»
Мышка грызла пол и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и еды так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

«Лисица и Журавль»
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела. На другой день журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою длинную шею и все выпил один.

«Мышь и Лягушка»
Пришла Мышь в гости к Лягушке. Лягушка встретила Мышь на берегу и стала ее звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла. Никогда, сказала она, к чужим людям в гости ходить не буду.

«Мужик и счастье»
Мужик пошёл косить луга и заснул, и Счастье ходило по свету. Подошло Счастье к мужику и сказало:
— Вот он вместо работы спит, а потом не сберет сено за погоду, на меня, на Счастье, скажет. Скажет: мне счастья нет.

«Галка и кувшин»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.

Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

«Кораблекрушение»
Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они весла бросили и стали молить бога, чтобы он спас. Лодку несло по реке все дальше от берега. Только один старший рыбак сказал:

— Что веслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

«Волк и Лисица»
Волк убегал от собак и хотел спрятаться в водомоину. А в водомоине сидела Лисица, она оскалила зубы на волка и сказала:

— Не пущу тебя – это моё место.

Волк не стал спорить, а только сказал:

— Если бы собаки не были так близко, я бы тебе показал, чьё это место, а теперь видно твоя правда.

«Черепаха и Орел»
Черепаха просила орла, чтобы научил ее летать. Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

«Хорёк»
Хорёк зашел к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал,- думал, что из железа кровь идет, и погубил весь язык.

«Баба и Курица»
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

«Лев, Медведь и Лисица»
Лев и Медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и Лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидела промеж их мясо, подхватила его и убежала.

Крестьянские дети нуждались в «Азбуке». Толстой понимал, что она должна стать детям «добрым другом», быть понятной и интересной. Работая над «Азбукой», Толстой изучал старинные материалы и сведения современной науки. Он перечитал басни Эзопа и принял решение переложить их на новый лад.

В басенных произведениях животные и люди разговаривают друг с другом, а те, кто посмекалистее, услышав эти разговоры, становится мудрее и лучше.

Образовательная деятельность «Речевое развитие»

Тема: Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…»

Цель: Создание условий для развития умения эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста и установление взаимосвязи между содержанием и названием произведения.

Задачи:

Образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого; учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи; вспомнить прочитанные произведения писателя;

развивающие: расширять кругозор детей; прививать детям интерес к литературе; развивать фразовую речь.

Воспитательные: воспитывать любознательность, воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Предварительная работа: Чтение произведений Л.Н. Толстого «Котенок», «Косточка», «Собака Якова», «Птичка», «Девочка и грибы», «Пришла весна…», рассматривание иллюстраций к данным произведениям, беседа по содержанию произведений, знакомство с портретом Л.Н. Толстого. Рассказ о жизни Л.Н. Толстого.

Материал: портрет Л.Н. Толстого, кувшин с водой, камешки, предметные картинки.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

1.Организационный момент: Воспитатель: Дети, а что надо первым делом сделать, когда приходят гости? (ответ детей) Приветствие гостей.

2. Посмотрите на портрет и скажите: «Кто это?» (ответы детей). А кто он такой, что за человек? (ответы детей).

Основная часть

1. А знаете, Лев Николаевич Толстой родился очень давно в Ясной Поляне. В семье было пятеро детей. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший брат - Николенька. Как-то он объявил, что у него есть тайна, Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Лев Николаевич очень хотел найти эту палочку, чтобы все были счастливы, потому что он был очень добрым мальчиком. Он постоянно занимался спортом – ездил верхом на лошади, катался на коньках. Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.

2.Артикуляционная гимнастика

«Чистим зубки»( улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы) ,

«Хоботок, улыбка» (с напряжением вытянуть вперед губы, зубы сомкнуты, затем растянуть губы в улыбке).

Дыхательная гимнастика «Я подую далеко, я подую близко, Я подую высоко, я подую низко».

А с некоторыми произведениями Л.Н. Толстого мы с вами уже знакомы. Мы с вами сейчас поиграем и вспомним названия этих произведений.

3. Д/и «Кто потерял?»

Вы должны определить к каким произведениям Л.Н.Толстого относятся эти картинки.

(дети подходят к столу, выбирают картинку, называют произведение.)

Предметы:

Собака (Собака Якова)

Котенок (Котенок)

Грибы (Девочка и грибы)

Клетка (Птичка)

Сливы (Косточка)

4. Физминутка

«Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Руки подняли и помахали,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут покажем,

Крылья сложили назад.

5. Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толстого «Хотела галка пить…» Сейчас я вам его прочту. Слушайте внимательно. Воспитатель читает рассказ, спрашивает, о чем он, выслушивает ответы. Вот какая умная птица. Сейчас мы увидим, как она это делала. Воспитатель достает и ставит перед детьми кувшин. Начинает бросать в него камешки с участием детей. Спрашивает детей, что они заметили? (то, что вода поднимается к краям кувшина). Бросает камешки до тех пор пока вода не поднимется до верха. Объясняет, что такой способ добывания воды из кувшина придумала сама птица галка.

Заключительная часть

1.Повторное чтение рассказа.

2.Пересказ рассказа 3-4 ребенка.

3.Итог занятия

О каком писателе мы сегодня говорили? Что вам понравилось на занятии?(Дети высказываются в микрофон)


Светлана Гожина
Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе .

Тип : интеллектуальное, развивающее ;

Вид : речевое развитие

Тема : «Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

Форма проведения : тематическое путешествие на бабушкин двор.

Цель. Развивать связную монологическую речь.

Задачи. 1. Учить детей пересказывать рассказ , передавая его содержание без пропусков и искажений; 2. Добиваться использования авторских слов и словосочетаний; 3. Способствовать пониманию содержания рассказа с помощью опытно – экспериментальной деятельности; 4. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;

5. Развивать связную речь , логическое мышление, творческое воображение, внимание;

6. Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, культуру речи.

Предварительная работа. Знакомство с зимующими птицами : наблюдения, чтение рассказов , беседы, дидактические игры; знакомство со свойствами воды; Пересказ русских народных сказок. «Курочка ряба» , «Колобок» , «Лисичка со скалочкой» , узбекской сказки «Упрямые козлики» . Драматизация сказок «Теремок» , «Репка» .

Оборудование : разрезные картинки зимующих птиц, стакан с водой, мелкие камушки для опыта, портрет Л. Н. Толстого , схема к рассказу , набор игрушек домашних животных и птиц.

Словарная работа. Кувшин, кидать, столько наклала, названия зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, дятел, галка ); Названия домашних животных и птиц (корова, осел, баран, лошадь, свинья, собака, гусь, петух) .

Методы и приемы : игровой метод, практический метод, показ, объяснения, поощрения, творческие задания, подсказ, вопросно – ответная беседа, пальчиковый игротренинг, дикционный тренинг.

1. Дети стоят в кругу. Приветствие :

Здравствуйте! Давайте поздороваемся с гостями, кто как хочет (дети машут одной (двумя) руками, воздушный поцелуй, сложили руки на груди, «рукопожатие» над головой).

2. Дикционный тренинг. Игра «Зеркало» .

– Повернитесь попарно друг к другу, поиграем в «Зеркало» . Будем проговаривать скороговорку «Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок!» Первый раз говорит рыбка (шевелят только губами, шепот) .

Второй раз – скажите по секрету (ладони рупором, говорят друг другу по очереди на ушко) . Третий раз – подразните быка (с характером, распевая, похвалить детей) .

Тематическое путешествие на бабушкин двор.

Ребята, закройте глаза (на плечи набрасывает платок) . Раз, два, три – смотри! (загадочно) Я превратилась в бабушку Машу и приглашаю вас на свой двор. Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь по удобнее .

1. Д/игра «Дополнение (ТРИЗ) (выставляется картинка домик) .

Ответы детей : так кричит корова, это домашнее животное. Я поселю ее к бабушке во двор. Дети выставляют фигурки домашних животных и птиц, моделируем бабушкин двор.

Дети, как бабушка заботится о своих питомцах : о птицах и животных.

Ответы детей : бабушка их кормит и поит, дает им сено, зеленую травку.

2. Проблемная ситуация (мозговой штурм, ТРИЗ)

В жаркий день вода быстро испаряется и в поилке остается немного воды. Как же птицы могут напиться , если клювом не достают воду?

Ответы детей.

3. Опыт. Стакан с подкрашенной водой, камушки.

Поможем петушку напиться (дети по очереди кладут камушки в стакан с водой, вывод, обобщения) .

Камушки тяжелее воды. Они опускаются на дно и выталкивают воду наверх. Похожая история произошла с одной птицей …

Лев Николаевич Толстой (выставляется портрет) написал об этом рассказ . Он называется «Хотела галка пить » (выставляется картинка галки ) .

1. Выразительное чтение рассказа педагогом .

2. Работа над содержанием рассказа , вопросно - ответная беседа :

- Хотела галка пить , что она увидела на дворе?

Ответы детей :

-Хотела галка пить , на дворе стоял кувшин с водой.

Почему галке нельзя было достать воды?

Ответы детей :

-Галке нельзя было достать воды, потому что в кувшине вода была только на дне. _

-Галке нельзя было достать воды, потому что у кувшина узкое горлышко.

- Расскажите , что же придумала галка ?

Ответы детей :

Она стала кидать в кувшин камушки. И столько наклала, что вода стала выше, и можно было пить .

3. Динамическая пауза, перевоплощение ,ТРИЗ.

Раз, два, три – вокруг себя повернись, и воду в кувшине превратись (дети присели) .

Покажите, как поднимается вода в кувшине, когда галка кидает камешки (дети приподнимаются постепенно и подпрыгивают, вода поднялась) .

4. Повторное выразительное чтение рассказа с установкой на запоминание.

Пересказ рассказа Л . Н. Толстого «Хотела галка пить » .

1. Рассказывание рассказа цепочкой (передают игрушку , птичку) .

2. Пересказ по схеме (оценка рассказа педагогом ) .

3. Закрыть экраном часть схемы и пересказать по памяти

(оценка рассказа ) .

4. Пересказ рассказа без схемы (оценка рассказа педагогом ) .

(Схема.)

Физминутка. Пальчиковый игротренинг.

Пойка, подпевай-ка, (скрестить кисти рук)

Десять птичек – стайка, (показывают десять пальцев рук)

Эта птичка – воробей, (указать на большой палец)

Эта птичка – соловей, (указательный палец)

Эта птичка - совушка (средний палец левой руки)

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, (безымянный левой руки)

Эта птичка – коростель, (мизинец левой руки)

Эта птичка – скворушка (мизинец правой руки)

Синенькое перышко.

Эта – зяблик, (безымянный правой руки)

Эта – стриж, (средний правой руки)

Эта – развеселый чиж , (указательный правой руки)

Ну а эта – злой орлан! (большой палец правой руки)

Птички, птички по домам!

(прячут руки за спину, «летают» по группе, садятся)

Д/игра «Сложи картинку» (разрезные картинки зимующих птиц) .

После игротренинга говорю :

А сейчас мы поиграем в игру «Сложи картинку» , присаживайтесь. Нужно сложить картинку и назвать, кто на ней изображен. Приступайте.

Ответы детей : у меня на картинке снегири (синицы, воробей и т. д.) . Они зимующие птицы.

Итог. Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего запомнилось? Так какая же птица галка в рассказе ?

Ответы детей : умная, хитрая, ловкая, сообразительная.

Кому бы вы хотели рассказать об умной галке дома ?

Ответы детей :

Я расскажу об умной галке маме (папе, другу) .

Какое домашнее животное самое любимое у вас?

Ответы детей :

Мое самое любимое животное кошка (собака и т. д.) .

Дети и у меня, бабушки Маши, любимое животное тоже кошка. Я дарю вам на память о нашем путешествии портрет своей любимой кошки Мурки. Раздача призов. Прощаемся с гостями.

До свидания, до новых встреч.

Толстой Лев Николаевич «Булька»

У меня была мордашка. Её звали Булькой. Она была вся чёрная, только кончики передних лап были белые. У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперёд, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами.

Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, чёрные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силён и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка.

Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нём держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил.

Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушёл от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться на другую перекладную, как вдруг увидал, что по дороге катится что-то чёрное и блестящее.

Это был Булька в своём медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так вёрст двадцать в самый жар.

Толстой Лев Николаевич «Лгун»

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

Толстой Лев Николаевич «Котёнок»

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами.

Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять.

Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Толстой Лев Николаевич «Отец и сыновья»

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

«Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».

Толстой Лев Николаевич «Собака и её тень»

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, — она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.

И осталась собака ни при чём.

Толстой Лев Николаевич «Хотела галка пить»

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.