Легендарные самолеты. Легендарные самолеты Боевой опыт МиГа

Истребитель МиГ-29 разбился под Читой, летчик катапультировался, сообщает пресс-служба ВВС РФ.

МиГ‑29 ‑ советский/российский истребитель четвертого поколения.

Массовое производство МиГ-29 началось в 1982 году, а первые истребители Военно-воздушные силы страны получили в августе 1983 года. В последующие годы конструкция МиГ‑29 претерпела некоторые изменения, направленные на улучшение летно‑технических характеристик самолета. В настоящее время РСК "МиГ" продолжает серийный выпуск усовершенствованных модификаций МиГ-29, в том числе, многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ модернизированных.

В 1988 году для оснащения авианесущих крейсеров был спроектирован и построен самолет МиГ‑29К со складывающимися для более компактного размещения самолета на корабле крылом, посадочным гаком и усиленным шасси. 1 ноября 1989 года впервые в отечественной авиации и ВМФ был выполнен взлет истребителя МиГ‑29К с палубы авианесущего крейсера, оборудованного взлетным трамплином.

Благодаря своей надежности, МиГ-29 пользуется большим спросом и за рубежом. Всего на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира состоит свыше 1600 легких истребителей МиГ-29.

Летно‑технические характеристики:

Размеры: длина - 17,32 м; высота - 4,73 м; размах крыла - 11.36 м; площадь крыла - 38 кв.м

Экипаж: 1 или 2 чел.

Максимальная скорость у земли: 1500 км/ч

Максимальная скорость на высоте: 2450 км/ч

Боевой радиус: 700 км

Дальность полета: 2230 км

Практический потолок: 18000 м

Скороподъемность: 19800 м/мин

Вооружение истребителя включает в себя одноствольную пушку ГШ‑301 (30 мм, боекомплект 150 патронов). Крыло имеет шесть (восемь на МиГ‑29К) точек подвески грузов. Для борьбы с воздушными целями на шести подкрыльных узлах МиГ‑29 могут быть установленны: шесть управляемых ракет (УР) ближнего боя Р‑60М или малой дальности Р‑73 с инфра‑красной системой наведения (ИК ГСН); четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р‑27РЭ с радиолокационной или Р‑27ТЭ с ИК системой наведения. Для действия по наземным целям самолет может нести бомбы, блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР) калибром 57 мм, 80 мм, 122 мм, 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ‑2. Возможно использование УР класса "воздух‑поверхность" Х‑25М с пассивным радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х‑29 (МиГ‑29К) с ТВ или лазерным наведением сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х‑31А (МиГ‑29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х‑35.

МиГ‑29 по многим параметрам превосходит свои зарубежные аналоги (F‑16, F/A‑18, "Мираж"2000). Благодаря отличной аэродинамике он способен на ускоренный разгон, обладает высокой скороподъемностью, малым радиусом виражей, отличается большими угловыми скоростями разворота и способен совершать длительные маневры с большими перегрузками. Самолет может эффективно вести активный маневренный бой с применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолетов, в том числе низколетящих на фоне земли.

Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.

Боевое применение: истребители МиГ‑29 применялись во время войны в Персидском заливе (1991 год), конфликта в Приднестровье (1991‑1992 годы), операции НАТО против Югославии (1999 год). Во время Первой чеченской войны российские МиГ‑29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Как известно, МиГ-29 принадлежал к категории летательных аппаратов нового поколения еще в 70-х годах прошлого столетия. В 1969 году начался конкурс на его разработку с рабочим названием «ПФИ». Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом: перспективный фронтовой истребитель. Тогда и началась история создания МиГ-29 и далее с последующими модификациями.

Требования по техническим характеристикам были выдвинуты «заоблачные»:

  • возможность взлета с коротких полос;
  • увеличенный радиус действия;
  • идеальная маневренность;
  • тяжелое вооружение;
  • самая высокая скорость, которая существовала на тот момент.

Первый прототип «9-01»

В проектировании воздушного судна принимали участие сотрудники Центрального аэрогидродинамического института. Кроме них, в проекте участвовали специалисты разных профессий конструкторского бюро Сухого. Также разрабатывали проект сотрудники КБ Микояна и Гуревича, которые выиграли конкурс. Однако проект оказался настолько дорогостоящим, что его пришлось разделить на два: тяжелый и легкий перспективный истребитель. Было решено проектирование первого варианта самолета поручить специалистам КБ Сухого, а второго - сотрудникам института Гуревича и Микояна.

1974 год был ознаменован началом проектирования легкого истребителя с рабочим названием МиГ-29А. Его впервые протестировали в полете в 1977 году. Месяц спустя, его сфотографировали американские разведывательные спутники.

МиГ-29ОВТ на МАКС-2005

Серийное производство

Слабые технические характеристики МиГ-29 оказались причиной задержки запуска его в массовое производство до 1982 года.

Вообще, данная отсрочка связана с крушением двух самолетов. Первые истребители массового производства появились на базе «Кубинка» год спустя. А еще через год машины впервые прошли массовые испытания. Затем инструкторский авиаполк Центра боевого применения тоже получил свои истребители. Первый истребительный полк, куда тоже поступили «МИГИ», дислоцировался в Ивано-Франковске. Благодаря высокой квалификации пилотов, все эти авиаполки быстро достигли оперативной готовности.

Когда были поставлены первые самолеты, руководство авиаполков распределило задачи между легкими и тяжелыми и машинами. Тяжелая модель обладала повышенным радиусом действия, поэтому могла заниматься поиском воздушных и наземных целей на достаточно больших расстояниях. В обязанности пилота тяжелого истребителя входило обнаружение и уничтожение авиационной «натовской» техники.

Возможности и преимущества легендарного самолета

Тактико-технические характеристики истребителя

Модификации

МиГ-29К. Является корабельным истребителем и выполняет функции бомбардировщика. Многоцелевой самолет способен осуществлять боевые действия в любую погоду.

МиГ-29КВП. Данная модель является промежуточной. Разработана для обучения пилотов взлетать с палубы авианесущего крейсера. Может использоваться в качестве штурмового истребителя.

МиГ-29М. Данный летательный аппарат поставляется в части с улучшенным оборудованием. Турбореактивный двигатель истребителя оборудован форсажной камерой и управляемым вектором тяги.

Здесь используется многофункциональная импульсно-доплеровская систем «Жук». С ее помощью цели обнаруживаются на расстоянии 100 км. Кроме того, система позволяет осуществлять скрытое сопровождение. Максимальная скорость полета МиГ-29 составляет 2450 км/ч.

МиГ-29М/ОВТ

Текущая ситуация

Как известно, кабина МиГ-29 рассчитана на двоих пилотов, однако, все равно машины устарели морально и физически, поскольку выработали свой ресурс. Исключение составляет 30 новых моделей МиГ-29СМТ. Устаревшие самолеты пока поддерживаются в рабочем состоянии, благодаря текущему ремонту. Их капитальный ремонт считается нецелесообразным. Несмотря на то что ТТХ МиГ-29 уникальны, устаревшие модели решено заменить истребителями МиГ-35. Машины этих моделей рассчитаны на одного и двух пилотов.

МиГ-33 (или МиГ-29М) - дальнейшее развитие МиГ-29

Основные задачи перспективных истребителей

Если учитывать, что высота полета МиГ-29 составляет 18000 метров, то достать его может не любая ракета. Разработчики данной модели спроектировали истребитель со следующими возможностями:

  • Вооружение ракетное и пушечное.
  • Сопровождение тяжелых бомбардировщиков с целью защиты от истребителей противника.
  • Полеты в разведывательных целях.
  • Перехват воздушных целей.
  • Надежное противодействие воздушным разведывательным средствам противника.
  • Прикрытие сухопутных войск с воздуха.
  • Обнаружение наземных целей.
  • Ликвидация самолетов противника с использованием пушки и ракет.
  • Максимальная высота полета составляет 18 километров. Благодаря этому, данную модель можно поразить не любым оружием.

Основное месторасположение истребителей «МИГОВ» – линия фронта. Истребители должны обеспечивать частям моторизированной армии беспрепятственное наступление, благодаря своему господству в воздухе. В те времена бытовало убеждение, что моторизованные подразделения смогут быстро передвигаться и наступать, благодаря прикрытию с воздуха истребителями фронтовой авиации.

Это обстоятельство подразумевало задействование авиацией малоподготовленных взлетных полос. В связи с этим самолеты оборудовали закрывающимися нижними воздухозаборниками, а также усилили шасси. Кроме того, в задачу «МИГОВ» входило сопровождение бомбардировщиков и защита их от «натовских» истребителей.

В дальнейшем на основе модели МиГ-29, конструкторы разработали экспортный вариант истребителя с упрощенной бортовой электроникой. Первая демонстрация модернизированных истребителей потенциальным противникам произошла в Финляндии. На международную английскую выставку МиГ-29 доставили в 1988 году. Здесь представителей иностранных авиастроительных компаний поразило то, что расход топлива МиГ-29 на 15% меньше, чем у зарубежных аналогов.

Благодаря своим превосходным характеристикам, российские самолеты закупают многие страны мира. На сегодняшний день разработано большое разнообразие модификаций, включая истребители палубного базирования.

Российская Самолетостроительная Корпорация выпустила более 1600 истребителей данной серии. И это не считая 200 учебных самолетов, сошедших с заводских конвейеров Нижнего Новгорода. Несмотря на то что эта модель учебная, она ничем не уступает боевому истребителю.

Этот самолет находится в одном ряду лучших машин этого класса и является мечтой любого пилота. Целью его создания было завоевание превосходства в небе. Он способен противодействовать разведке противника в любых метеорологических условиях днем и ночью. Кроме обнаружения целей в воздухе, летательный аппарат легко поражает любые наземные, а также морские цели. Никакая скорость передвижения объекта, и никакие отвлекающие маневры, не собьют с курса, летящую в цель ракету.

МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году

Электронная система управления

Последние модели военных самолетов буквально перенасыщены бортовыми электронными системами. Они напрямую связаны с вооружением и разделить их невозможно.

Например, чувствительный радар обнаруживает на земной поверхности даже неподвижную цель, что нельзя сделать без этого прибора. Он выполняет также и навигационную функцию. Другая электронная система предназначена для сопровождения сразу десяти целей. Максимальная дальность обнаружения цели – 75 км.

Для вооружения под крыльями истребителя предусмотрены шесть подвесок - по три с каждой стороны. Наведение ракет на цель осуществляется при помощи лазерного луча. Морские цели уничтожают ракеты типа Х-31А. Общий максимальный вес реактивных снарядов, бомб и ракет в модели МиГ-29, составляет 3000 кг, а МиГ-29М, несет под крыльями 4,5 тонны.

Данная модель самолета по многим параметрам опережает зарубежные аналоги. Этот список выглядит так:

  • вооружение;
  • прекрасные аэродинамические характеристики;
  • ускоренный разгон, не требующий слишком длинной взлетно-посадочной полосы;
  • самая малая скорость истребителя у земли или взлетно-посадочной полосы составляет 1500 км/ч;
  • минимальные радиусы виражей;
  • повышенная угловая скорость разворота;
  • появилась возможность более продолжительных маневров, независимо от перегрузок.

Истребитель способен вести бой на средних, а тем более на ближних дистанциях, используя пушку и ракеты. В его функции входит перехват разведывательных и боевых ударных машин противника. Низколетящие над землей самолеты тоже не являются недоступными целями.

Первую полностью укомплектованную советскую эскадрилью из истребителей МиГ-29 сформировали 32 года назад: в 1984 году. Затем два года спустя, этими моделями истребителей были обеспечены почти все военно-воздушные подразделения страны.

Данная модель оборудована двумя мощными турбореактивными двигателями с возможностью дожигания топлива. При посадке предусмотрено впрыскивание воды. Огромные по площади крылья обеспечивают повышенную подъемную силу, не допуская перегрузки на крыло.

Благодаря этому параметру, машина превосходно маневрирует. Впечатляющая скорость и угол разворота, поражают зарубежных экспертов. Крылья оснащены эффективными закрылками и модернизированными предкрылками. В отличие от предшественников, они открываются полностью.

Достаточно просторная и совершенно прозрачная кабина МиГ-29, оборудована большим фонарем, обеспечивая дополнительный простор и увеличенное поле зрения. Приборная панель такая же, как на самолете Су-27, благодаря чему, пилотам не нужно проходить переподготовку, пересаживаясь с одного истребителя на другой. Его угол атаки такой же, как у американского палубного штурмовика и бомбардировщика F/A-18 «Hornet». Истребитель МиГ-29 способен нести под крыльями любое вооружение, даже ракету с ядерной боеголовкой. Он признан универсальным летательным аппаратом благодаря возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов и достижения превосходства в воздухе.

Военный истребитель МИГ-29С

Данную многофункциональную машину разрабатывали с возможностью модернизации. Модель МиГ-29СМ представили на парижском авиасалоне, прошедшем в 1995 году. Ракеты этого истребителя «воздух-земля», способны уничтожать любые движущиеся цели на огромном расстоянии. Время суток значения не имеют.

Одной из уникальных возможностей истребителя МиГ-29 является возможность взлета и посадки на одном двигателе.

При экстренном взлете это экономит время, поскольку запустить один двигатель быстрее, чем два. Второй мотор уже запускают в полете. Превосходные боевые характеристики летательного аппарата и хорошая маневренность позволяют надеяться, что американские аналогичные боевые машины не обладают такими качествами, выпущенные в те же годы.

Еще одно уникальное свойство российского истребителя заключается в способности пропадать с экранов радаров.

Это особенно актуально во время воздушного боя. Эти и другие новшества, используемые в системе управления, вывели российское авиастроение в первую пятерку ведущих стран мира.

Катапульт

Аварийно покинуть летательный аппарат поможет кресло для катапультирования и пиротехнический заряд для сброса фонаря. Кресло для катапультирования предназначено для спасения пилота на любой высоте, и, даже включая движение истребителя по взлетной полосе. Минимальная высота пикирования летательного аппарата под прямым углом к земле, для безопасного катапультирования составляет 85 метров. При этом скорость падения не должна превышать 400 км/ч.

Отечественные летательные аппараты данной марки, высоко ценятся зарубежными военными летчиками.

Вконтакте

В начале 70-х перед двумя конструкторскими бюро Микояна и Сухого была поставлена задача по разработке двух новых перспективных истребителей, которые бы отличались друг от друга лишь своим весом. Задача была успешно решена – создание лёгкого фронтового истребителя закончилось непревзойдённым по маневренности МиГ 29 , а из тяжёлого варианта истребителя получился отличный дальний истребитель-перехватчик .

История создания истребителя МиГ 29

Первый прототип МиГ 29

Первый прототип (на заводе эта была серия 9) совсем не походил на более поздние модификации и поднялся он в воздух в октябре 1977 года. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель В.Федотов. Свой первый полёт второй прототип произвёл в конце 1979 года, он отличался укороченным и сдвинутым назад амортизатором на переднем шасси, вспомогательной силовой установкой и пушкой с одним стволом ГШ-30-1. Сдвинутое назад переднее шасси изменяло траекторию вылета посторонних предметов из-под передней стойки и они уже не попадали в воздухозаборник.

Следующий прототип 903 потерпел авиакатастрофу, его заменил 908, затем последовали несколько предсерийных машин, на них была завершена серия полётов по отработке поведения машины на больших углах атаки и проверка систем управления. Проводил эти испытания лётчик-испытатель В.Меницкий и эти полёты показали способность летать на грани невозможного.

Серийное производство новых лёгких фронтовых истребителей началось в 1982 году и уже в августе 1983 года первые разместили на аэродроме Кубинка. Модификация машины под обозначением предназначалась для стран Варшавского договора, вариант попроще планировали поставлять в другие страны.

Вариант 29С получил ракеты класса «воздух – воздух» с головкой радиолокационного наведения, а вариант на экспорт , мог отслеживать несколько целей и уничтожить сразу две. От экспортный самолёт приобрёл систему управления.

В дальнейшем у этой машины было много модификаций – это и палубный истребитель, действующий с авианосца и самолёт с изменяемым вектором тяги, и учебный истребитель МиГ-29 УБ . Самая лучшая и наиболее поздняя версия носит обозначение МиГ-29 СМТ . Фронтовых истребителей такой марки могло быть и больше, если бы в 90-х годах не отдали предпочтение, как посчитали конструкторы, более перспективному Су-27 . Но всё же более полутора тысячам различных модификаций была выписана путёвка в небо.

Описание самолёта МиГ 29

Аэродинамическая компоновка самолёта выполнена по интегральной схеме – это низкорасположенное крыло, оперение из двух отдельно стоящих килей, два двигателя находящиеся параллельно в задней части фюзеляжа и разнесенные относительно друг друга. Планер изготавливался сварным стыковочным методом без нахлеста, что значительно облегчало конструкцию. Применяемые материалы: сталь и сплав алюминия, титан и композиты.

Крыло имеет приличную механизацию – щелевые закрылки, отклоняемые предкрылки и элероны, угол стреловидности 42 градуса. Кили обшиты углепластиком и развал их составляет 60 градусов. У поворотного стабилизатора отклонение дифференцированно.

Фонарь кабины лётчика имеет каплеобразную форму, козырёк без переплётов обеспечивает отличный обзор в полёте, при посадке и взлёте. Сама кабина достаточно просторная, оборудована катапультным креслом К-63.

Оснащён двумя мощными турбореактивными двигателями РД-33, на которых установлены компрессоры низкого давления с четырьмя ступенями, высокое давление создаётся девятиступенчатым компрессором. ТРДДФ развивают тягу в 81,42 Кн. До сих пор по тяговооруженности -го не превзошёл ни один самолёт на планете.

Двигатель РД-33

У этой машины с самого начала был недостаточный запас топлива и как следствие малая продолжительность полёта. На ранних модификациях самолёта имелись только крыльевые и фюзеляжные баки, общий запас топлива равнялся 4365 литрам. Конструкторы со временем решили этот вопрос и уже модели 29М и 29СМТ имели увеличенный запас топлива внутри: первая – в наплывах крыла вместо входов воздухозаборников, вторая – над фюзеляжем в 900-литровом баке, сразу за кабиной пилота, придавая горбатый вид самолёту.

Малый запас топлива с лихвой перекрывался отличной управляемостью на грани максимальных значений углов атаки. Такая маневренность в воздушном бою делала этот фронтовой истребитель особенно опасным, многие противники не выдерживали того, что вытворяли лётчики на этой машине на предельных углах атаки и больших перегрузках. При этом на была механическая система управления и он оставался самым маневренным реактивным самолётом в истории авиации.

После доработки шасси и установки воздухозаборников, предотвращающих попадание в двигатели посторонних предметов, машина проходила эксплуатацию с коротких и малоподготовленных полос. В обслуживании этот фронтовой истребитель был прост и неприхотлив.

Лётные характеристики самолёта МиГ 29:

  • Наибольшая скорость на высоте 11тыс. м при отсутствии подвесок – 2415 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1500 км/час.
  • Число Маха на 11 тыс. м не более – 2,3М, на уровне моря не выше – 1,22М.
  • При максимальном взлётном весе скорость отрыва – 220 км/час.
  • Скорость снижения при заходе на посадку – 260 км/час.
  • Скорость приземления – 235 км/час.
  • Дистанция пробега с применением тормозного парашюта – 700 м.
  • Скороподъёмность – 330 м/сек.
  • Допустимые перегрузки – 9G при М=0,85 и 7G при М более 0,85.
  • Практический потолок – 17 тыс. м.
  • Наибольшая дальность при полной заправке – 2000 км. При перегонке авиатехники с тремя подвесными баками – 3200 км.

Вооружение истребителя МиГ 29:

  • Максимальный вес – 3000 кг на шести пилонах.
  • Пушка ГШ-30-1.
  • Ракеты «воздух – воздух» Р-27, Р-73, Р-60.
  • Вооружение «воздух – поверхность» – бомбы ФАБ- 250 и ФАБ-500.
  • Кассетная бомба КМГУ-2.
  • НУРСы 57 мм, 130 мм и 240 мм.
  • Атомная бомба РН-40.

Интересные факты из практики полётов на истребителе МиГ 29

Высший пилотаж МиГ 29

Интересно, что мог взлетать на одном двигателе с запуском второго уже в полёте – это экономило время при вылете по тревоге.

При выполнении фигуры высшего пилотажа «колокол», когда машина, разогнавшись, уходит вертикально вверх, там как бы замирает и потом падает вниз, так вот при этом пропадал с экранов радаров, представляете, что творилось на пунктах слежения.

В воздушном бою у пилота было преимущество – лётный шлем с монокулярным прицелом, который позволял ловить цель даже тогда, когда нос самолёта был направлен в другую сторону, в сочетании с применением ракеты Р-73 это было убийственно для противника.

Шершавая обшивка, которой был покрыт корпус самолёта, создавала промежуточный слой, улучшающий лётные качества.

Ещё один интересный, но горький факт. В мае 1989 года на очередном дежурстве капитан Зуев, усыпив сослуживцев тортом со снотворным, угнал в Турцию. Во избежание конфликта, турецкие власти тут же вернули самолёт в Россию, а капитан Зуев, прикинувшись военным диссидентом, получил убежище в США.

Но как бы там ни было, поздние модификации и его замечательное продолжение до сих пор стоят на страже воздушных границ нашей Родины.

Видео: вертикальный взлёт самолёта МиГ 29

Видео: Верхом на истребителе в стратосферу: уникальная панорамная съёмка с МиГ-29

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Первые наработки, посвященные легкому фронтовому истребителю нового поколения, стартовали в конце 60-х годов. Примерно в то же время, Советский Союз узнал о том, что США создали истребитель, существенно превосходящий, все имеющиеся на тот момент отечественные истребители. Из-за этого перед ВВС стала необходимость в достаточно сбалансированном, высокотехнологическом самолете с хорошей поворотливостью. В 1969 году был открыт конкурс по разработке перспективного фронтового истребителя. Тактико-технические требования к будущему самолету были достаточно высокими и включали в себя возможность взлета/посадки на коротких, в том числе, малоподготовленных взлетно-посадочных полосах, большой радиус действия, скорость больше, чем у 2М, значительная поворотливость и наличие тяжелого вооружения. Над проектом по аэродинамике работал Центральный аэрогидродинамический институт вместе с Конструкторскими бюро Яковлева, Гуревича, Сухого и Микояна. Победило в конкурсе опытное конструкторское бюро «Миг».

В 1971 году очевидным стало то, что перспективные фронтовые истребители очень дороги, для того, чтобы покрыть необходимость Военно-Воздушными Силами исключительно ими. Из-за этого проект разделили на две части – тяжелый ПФИ (ТПФИ), и легкий (ЛПФИ). Работа над тяжелыми истребителями досталась Конструкторскому бюро Сухого, а легкими, с 1974 года, начал заниматься КБ Микояна. Первым ЛПФИ стал Продукт 9, впоследствии получивший обозначение МиГ-29А.

Из-за того, что два прототипа разбились в авариях, в серию истребитель был пущен лишь в 1982 году на заводе №30 «Знамя труда» (Москва). В следующем году первые МиГ-29Б прибыли на авиационную базу Кубинка. После того, как истребитель в 1984 году прошел госиспытания, им начали снабжать подразделения фронтовой авиации. Первые полки, в которых истребители вошли на вооружение, расположены в Ивано-Франковске и Кубинке. В начале 1985 года эти полки пришли к оперативной готовности на МиГ-29. Когда первые истребители поступили на вооружение, стало очевидно, как должны распределиться задачи между легкими и тяжелыми истребителями. Тяжелый имел более высокий радиус действия и был способен осуществлять воздушный глубокий поиск и ликвидировать самую лучшую авиатехнику NATO, а МиГ-29 занял место МиГ-23 в фронтовой авиации. МиГ-29 предназначалось дислоцировать у линии фронта и создавать локальное превосходство в воздушном пространстве наступающим частям моторизированной СА. Чтобы они могли использовать малоподготовленные и поврежденные взлетно-посадочные полосы, их снабдили защитными решетками воздухозаборников и прочными шасси. Также МиГ-29 служил в качестве сопровождающих самолетов для штурмовиков, защищая их от натовских истребителей. Еще им ставилась задача защищать наземные части, передвигающиеся с подразделениями.

МиГ-29 9-12 А и Б активно продавался зарубежным государствам в варианте, который не способен был доставлять ядерный заряд и имеющий не такую сильную авионику. Запад первый раз увидел МиГ-29 летом 1986 года, при демонстрации в Финляндии. Через два года истребитель представили во Фарнборо (Великобритания). Европейцы высоко оценили значительную подвижность и большие возможности истребителя, но заметили такой важный недостаток, как повышенную дымность двигателя РД-33. Но это не мешает ему качественно функционировать в маневровом бою, в то время, как бездымные моторы могут в таком бою даже заглохнуть.

До истечения 1991 года Московское авиационное производственное объединение им. П. В. Дементьева выпустило примерно 1200 одноместных истребителей МиГ-29. При этом еще примерно 200 «спарок» МиГ-29УБ были собраны на заводе в Нижнем Новгороде.

В настоящее время МиГ-29КУБ и МиГ-29К изготовляются в Луховицах на заводе РСК «МиГ».

4. Конструкция

В производстве истребителя использована аэродинамическая интегральная схема с двухкилевым оперением, низкорасположенным крылом и разнесенными двигателями. Планер изготовлен главным образом из стали и алюминиевых сплавов, а также из композитов и титана. Угол стреловидности крыла по передней кромке равняется 42 градуса, также на нем есть элероны, щелевые закрылки и отклоняемые носки. Кили обшиты углепластиковым волокном и имеют внешний «развал» в 6 градусов. Шасси является трехопорным, с передней двухколесной и основными одноколесными стойками. Стабилизатор дифференциально отклоняемый и цельноповоротный. Катапультное кресло – К-36ДМ.

Двигатели на истребителе ТРДДФ РД-33. Есть газотурбинный энергетический узел ГТДЭ-117 с мощностью 66,2 кВт. Когда защитные панели во время взлета/посадки закрывают регулируемые воздухозабоники, забор воздуха осуществляется посредством верхних пятисекционных входов. Топливная система включает в себя два крыльевых и пять фюзеляжных баков общей емкостью в 4540 и 4300 литров соответственно. Возможно применение подвески двух крыльевых подвесных топливных баков по 1150 литров и фюзеляжного подвесного топливного бака на 1500 литров.

На самолете есть системы ограничительных сигналов СОС-3М, автоматического управления САУ-451 и управления вооружением СУВ-29. Последняя включает в себя бортовую цифровую вычислительную машину Ц100 либо Ц101, либо радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).

В прицельно-навигационный оптико-электронный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) входят нашлемная система целеуказания «Щель-ЗУМ», оптико-локационная лазерная станция КОЛС, система управления оружием СУО-29, навигационная система СН-29, система индикации с фотоконтрольным прибором на лобовом стекле и бортовая цифровая вычислительная машина Ц-100.

Также на борту имеются аппаратура командной радиолинии управления Э502-20 «Бирюза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», станция предупреждения облучения радиолокационной станции — СПО-15ЛМ «Берёза», система выброса ложных целей ППИ-26.

5. Модификации

  • МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, дебютная модификация МиГ-29, выпущенная в серию
  • МиГ-29 (9-12А) — модификация 9-12, предназначенная для поставки в государства Варшавского Договора, в ней были изменены характеристики в РЛПК-29. Снабжались ракетами Р-27Т1 и Р-27Р1, которые были несколько ухудшены по сравнению с базовыми модификациями.
  • МиГ-29Б (9-12Б) — модификация 9-12, предназначенная для поставки в государства, не входящих во Варшавский Договор, в ней были изменены характеристики в системе управления вооружением. Снабжались ракетами Р-27Т1 и Р-27Р1, которые были несколько ухудшены по сравнению с базовыми модификациями.
  • МиГ-29UPG (9-20) – модернизированный МиГ-29Б, предназначенный для Военно-воздушных сил Индии. В ее состав входит двигатели РД-33М-3, радиолокационная станция управления оружием «Жук-М2Э», нашлемная система целеуказания, навигационная инерциальная система, оптическая система ОЛС-УЭМ, новые радионавигационные системы, дополнительный надфюзеляжный конформный топливный бак, «стеклянная кабина» с многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями и оборудование для дозаправки в воздухе. Также модификация будет дополнена ракетами Х-31А/П, Х-29Т/Л и Х-35. Первый прототип поднялся в воздух в начале 2011 года.
  • МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Возросла масса боевой нагрузки, появилась встроенная станция радиоэлектронной борьбы «Гардения» и стало возможным устанавливать подвески двух подкрыльевых подвесных топливных баков.
  • МиГ-29С (9-13С) — модификация 9−13, снабжена ракетой Р-77(РВВ-АЕ). радиолокационная система дополнилась режимом одновременной атаки двух воздушных целей.
  • МиГ-29СД – возрос ресурс и появилась возможность дозаправки в воздухе
  • МиГ-29Н – модифицированный МиГ-29СД для поставки в Малайзию.
  • МиГ-29СМ – модифицированный МиГ-29С. Появилась возможность применения высокоточного оружия «воздух-поверхность».
  • МиГ-29СМТ (9-17, 9-18, 9-19) – одноместная модернизация
  • МиГ-29СМ – разработка произведена в 1999 – 2004 годах. Первый раз в воздух поднялся осенью 1997 года
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель.
  • МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП — опытный самолёт, предназначенный для отработки аэрофинишерной посадки и трамплинного взлёта.
  • МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель. Снята радиолокационная станция.
  • МиГ-29УБТ (9-52) – по конструкции схож с МиГ-29СМТ, но представляет собой модифицированный учебно-боевой самолет МиГ-29УБ.
  • МиГ-29М ( , МиГ-29М1) (9-15) – многоцелевой одноместный истребитель поколения «4++». Увеличилась номенклатура бортового вооружения, боевая нагрузка и дальность полета.
  • МиГ-29М2 – многоцелевой двухместный истребитель поколения «4++». Увеличилась номенклатура бортового вооружения, боевая нагрузка и дальность полета.
  • МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант, переделанный из одного из истребителей МиГ-29М. Особенность состоит в отклоняемом векторе тяги.
  • МиГ-35 (9-61) — значительная модернизация МиГ-29М.
  • МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35.
  • МиГ-29AS – модернизированный МиГ-29 для поставки в Словакию. Снята система дозаправки и изменилось радиоэлектронное бортовое оборудование.
  • МиГ-29МУ1 — модернизация МиГ-29 (9-13), произведенная в Украине. Возросла на 20% дальность обнаружения воздушных целей (от 45 км в задней полусфере до 100 км в передней). Система спутниковой навигации оснащена приемником, благодаря чему возросла дальность применения автоматизированных средств инструментальной посадки и точность навигационной системы. Ракеты для этого истребителя, Р-27ЭТ1 и Р-27ЭР1 обладают дальностью пуска до 95 км.
  • МиГ-29БМ – модернизация, произведенная в Белоруссии. Дополнена спутниковой навигацией, средствами дозаправки топливом в воздухе и радиолокационной станцией для применения вооружения класса «воздух-земля». Включает в себя наибольшее количество компонентов по бюджетному принципу.
  • MiG-29 Sniper – модернизация, принадлежащая Румынии. Вместе с этим государством над производством также работали Израиль и Германия. Истребитель обладает усовершенствованными боевыми характеристиками и бортовыми системами. Это сделано для того, чтобы отвечать стандартам NATO/ICAO. В первый раз он поднялся в воздух весной 2000 года, но программа в следующем году оказалась свернута.

6. Эксплуатация

6.1 Текущая ситуация

В настоящее время Военно-Воздушные Силы РФ пользуются 270 истребителями, а Военно-Морской Флот – 40 единицами.

В конце 2008 года в Забайкалье разбился один самолет, в результате его пилот погиб. Причиной этого инцидента оказалось разрушение хвостового оперения при чрезмерных перегрузках. В итоге использование истребителей на всей территории РФ приостановилось, со всех них было снято хвостовое оперение и доставлено на завод-производитель. Также в результате осмотра всех истребителей было выявлены расслоение материала и трещины в силовых элементах планеров, хотя их ресурс еще не истек. Через два месяца почти треть самолетов была вновь допущена к полетам. К ним относятся те, которые не подверглись коррозии.

Рассматривается возможность модернизации самолетов Московским авиационным производственным объединением «МиГ», чтобы можно было вернуть на службу самолеты с ликвидированными недостатками. Планер рассчитан на двадцать лет службы, либо на 2500 летных часов, по состоянию на 2009 год у некоторых планеров ресурс уже составляет свыше четверти века. В Военно-Воздушные Силы поставлены 34 новых истребителя из разорванного договора с Алжиром. В 2010 году состоялась последняя поставка из трех единиц, соответственно за 2008-2010 годы Военно-Воздушные Силы РФ пополнились 6 МиГ-29УБТ и 28 МиГ-29СМТ. Все они находятся в районе Курска.

В 2012 году Минобороны заказало 24 палубных истребителя МиГ-29К/КУБ. Поставка произойдет в 2012-2015 годах.

Весной 2014 года был подписан договор о поставке в Военно-Воздушные силы истребителей МиГ-29СМТ в количестве 16 единиц.

7. Боевое применение

  • Война в Афганистане (1979-1989)
  • Война в Персидском заливе (1991) – на стороне Ирака
  • Конфликт в Приднестровье (1991-1992) – на стороне Молдовы
  • Эфиопо-эритрейская война (1998-2000) – на стороне Эритреи
  • Операция НАТО против Югославии (1999) – на стороне Югославии
  • Каргильская война (1999) – на стороне Индии
  • Война в Южной Осетии (2008)
  • Конфликт в Дарфуре (с 2003) – на стороне Судана
  • Гражданская война в Сирии (с 2011) – на стороне ВВС Сирии
  • Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014) – на стороне Украины
  • Гражданская война в Йемене (1994)
  • Первая чеченская война
  • Один истребитель ВВС Кубы участвовал в инциденте в феврале 1996 года, когда были сбиты два легких самолета Сессна-337
  • Два МиГ-29 Сирии сбили несколько F-15 Израиля летом 1989 года
  • Возможно истребитель сбил грузинский беспилотник Гермес 450.

8. Тактико-технические характеристики

8.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел.: 1-2
  • Длина: 1732 см
  • Размах крыла: 1136 см
  • Высота: 473 см
  • Площадь крыла: 38,06 м²
  • Угол стреловидности крыла: 42°
  • Масса, т.: пустой – 10,9; нормальная взлётная масса – 15,18; наибольшая – 18,48.

8.2 Двигатель

  • Тип двигателя: двухконтурный турбореактивный с форсажной камерой (и управляемым вектором тяги на МиГ-35 и МиГ-29ОВТ)
  • Модель: РД-33
  • Тяга, кгс: на форсаже — 2 × 8300; наибольшая — 2 × 5040
  • Общий вес двигателя, т.: 1,55
  • Отклоняемый вектор тяги: для МиГ-35 и МиГ-29ОВТ с двигателями РД-133
  • Углы отклонения вектора тяги: ±15° во всех направлениях
  • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
  • Двигатель способен включаться в полете
  • Пять механиков могут демонтировать двигатель за один час.

8.3 Радиолокационная станция

  • Радиолокационная станция способна сопровождать 10 воздушных целей и обстреливать самую опасную
  • Наименьшая разница скоростей цели и истребителя — 150 км/ч
  • Скорость цели, на которую ведется атака – 230-2500 км/ч
  • Высота цели, на которую ведется атака — 30-23000 м
  • Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² в ППС на высоте свыше 3 км — 50-70 км
  • Дальность обнаружения вертолёта (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23000 м, ППС - 17 км
  • По данным на 2012 год – радиолокационная станция Н010 Жук разнообразных версий. 10-20 целей в одно и то же время на дальности до 80 км, обстрел 1-2.

8.4 Лётные характеристики

  • Наибольшая скорость: на высоте — 2450 км/ч (М=2,3); у земли — 1500 км/ч (М=1,26)
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
  • Практическая дальность: с двумя подвесными топливными баками — 2100 км; со 100 % топлива: 1430 км
  • Продолжительность полёта: до 150 мин.
  • Практический потолок: 18 км
  • Тяговооружённость, кгс/кг: при наибольшей взлётной массе — 0,92; при нормальной — 1,09
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при наибольшей взлетной массе – 476; при нормальной — 399
  • Наибольшая эксплуатационная перегрузка: +9 G.

8.5 Вооружение

  • Пушечное: авиационная пушка калибра 30 мм, ГШ-30-1, 150 снарядов
  • Узлов подвески вооружения: 7
  • Подвесное вооружение: Р-73; Р-77; бортовой комплекс обороны Талисман; Б-8М1; КМГУ-2; С-24Б; ФАБ-500М62; Р-60М; ОФАБ-250-270; Р-27Р1; ЗБ-5000.
  • Дата изменения данных: 22.12.2015
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ МИГ-29СМТ

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11,36 м, длина самолета (с ПВД) 17,32 м; высота самолета 4,73 м, площадь крыла 38,10 м2.

ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 2 человека.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Самолет оснащен двумя ТРЛЛФ РД-33 (2 х 8300 кгс). РД-33 третьей серии имеет ресурс до первого ремонта 1000 ч, а назначенный ресурс - 2000 ч.

Имеется турбокомпрессорный стартер-энергоузел ГТДЭ-117(90 л.с.).

Суммарная емкосгь внутренних топливных баков - 6180 л. Самолет может комплектоваться демонтируемым топливоприемником системы дозаправки в воздухе с поднимаемой раздвижной штангой (конформный модуль системы дозаправки монтируется с левой стороны фюзеляжа, под кабиной летчика).

МАССЫ И НАГРУЗКИ , кг. нормальная взлетная 16 830, максимальная взлетная 21 000, максимальная боевая нагрузка 4000.

ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Максимальная скорость 2450 км/ч, максимальная скорость у земли 1500 км/ч, практический потолок 18.000 м, максимальная скороподъемность 330 м/с; практическая дальность полета, на малой высоте без ПТБ 990 км, на большой высоте без ПТБ 2200 км, на большой высоте с одним ПТБ 2800 км, на большой высоте с тремя ПТБ 3500 км, с одной дозаправкой 6700 км, длина разбега 250-600 м, длина пробега 600-900 м, максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0.

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Основой комплекса бортового радиоэлектронного оборудования является трехкратно резервированная бортовая цифровая вычислительная система верхнего уровня, построенная по принципу открытой архитектуры на основе мультиплексньк каналов информационного обмена, соответствующих международному стандарту МIL-STD-1553В. Это позволяет комплектовать самолет тем или иным оборудованием в соответствии с желанием и финансовыми возможностями конкретного заказчика. В то же время архитектура кабинного приборного оборудования едина для всех вариантов самолета.

Модернизированная импульсно-доплеровская БРЛС сантиметрового диапазона Н019МП получила способность "работать" по наземным целям в режиме синтезирования апертуры (при этом достигнуто разрешение порядка 15 м). Возможно сопровождение малоразмерных целей, движущихся со скоростью до 15 км/ч. Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 5 м2 составляет 90 км. В режиме ведения воздушного боя станция способна одновременно сопровождать до 10 целей и производить пуск ракет по двум из них.

Вычислители серии Ц100 заменены на МВК и "Багет" (последний выполняет роль сигнального процессора).

В перспективе на модернизированном МиГ-29СМТ может быть установлена новая БРЛС "Жемчуг" (также разработки НИИП), снабженная фазированной антенной решеткой и имеющая значительно более высокие боевые возможности.

Навигационный комплекс дополнен приемником спутниковой навигации.

В кабине самолета МиГ 29СМТ на приборной доске установлено два многофункциональных цветных индикатора (МФИ) на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением, имеющие формат 6х8 дюймов (152 х 203 мм). На боковых панелях размещено два цветных многофункциональных пульта управления (МФПУ), также выполненные на ЖК.

МФИ предназначены для вывода прицельно-пилотажной и навигационной информации, а также информации о работе бортовых систем. При этом допускается наложение одной информационной "маски" на другую (например, на цветную цифровую карту местности может быть наложена информация о радиолакационных полях, зонах действия средств ПВО противника и т.п.).

Левый МФПУ используется для решения задач боевого применения, а правый, снабженный буквенно-цифровой клавиатурой - служит для управления средствами связи МФПУ, могут частично дублировать МФИ.

Количество традиционных электромеханических приборов на приборной доске сокращено до восьми (командно-пилотажный и навигационно-плановый приборы, указатели приборной и вертикальной скорости, барометрический высотомер, тахометр, вольтметр и панель ИСТР).

В дальнейшем предполагается установить в центре приборной доски МиГ-29СМТ и трегий МФИ. Однако, по мнению специалистов из "Русской авионики", сегодня это преждевременно: сохранение блока аналоговых приборов в центре приборной доски обеспечивает определенное резервирование и позволяет осуществить плавную адаптацию летчиков к экранной индикации.

Большинство операций по самолетовождению, прицеливанию и пуску ракет летчик может выполнять, не снимая рук с ручки управления самолетом и РУД (концепция HOTAS).

В перспективе предполагается использование более совершенной бортовой аппаратуры наведения и информационного обмена, обеспечивающей целераспределение при групповых действиях, исключающей излишнее дублирование при решении боевой задачи несколькими истребителями и облегчающей взаимодействие с другими самолетами (в том числе типа Су-27 и МиГ-31), а также наземными средствами ПВО. Самолет получит возможность транслировать в реальном масштабе времени радиолокационную (от БРЛС), телевизионную и тепловизионную (от ГСН сбрасываемых авиационных средств поражения, находящихся на борту самолета) информацию на наземный КП, используя для этого самолеты-ретрансляторы или ИСЗ. При этом командир, находящийся на земле, получает возможность принимать решение на поражение обнаруженных целей в реальном масштабе времени, что превратит МиГ-29СМТ в один из элементов разведывательно-ударного комплекса.

МиГ 29СМТ предполагается оснастить также подвесным контейнером с тепловизионным, телевизионным и лазерным оборудованием, что обеспечит возможность применения управляемых боеприпасов с лазерной полуактивной системой наведения, а также расширит возможности по обнаружению наземных целей.

Возможна установка на МиГ-29 перспективного комплекса РЭБ, включающего станцию радиотехнической разведки, станцию активных помех с возможностью перепрограммирования библиотеки угроз и изменения программы создания помех в процессе предполетной подготовки, а также устройства выброса ложных целей.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Планер самолета "9-17" создан на базе планера истребителя "9-13С". Основным конструкционным отличием МиГ-29СМТ является установка двух накладных фюзеляжных топливных баков. Между шпангоутами №ЗБ и №8 расположен бак на 1400 л, а в хвостовой части, между шпангоутами №8 и № 10 - бак на 480 л. Конструкция малого бака позволит устанавливать его на модернизируемые самолеты непосредственно в авиачастях, а большой бак может монтироваться на авиаремонтных предприятиях ВВС.

Дальнейшее увеличение запаса топлива на борту истребителя может быть обеспечено за счет отказа от верхнего входа воздухозаборника и установки на его месте дополнительных баков. При этом для защиты двигателей от попадания посторонних предметов в канале воздухозаборника предполагается разместить убирающиеся решетки (как на МиГ-29М и МиГ-29К).

Разработана технология нанесения в аэродромных условиях на поверхность планера МиГ-29 противорадиолокационных покрытий, значительно снижающих заметность самолета (минимальная ЭПР в курсовой плоскости - менее 1 м2).

ВООРУЖЕНИЕ. На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах внешней подвески самолет МиГ-29СМТ может нести до 4000 кг нагрузки. В состав вооружения класса "воздух-воздух" входят УР увеличенной дальности типа Р-27Э (до двух единиц), средней дальности типа Р-27 (до четырех) или РВВ-АЕ (до шести), а также ракеты ближнего боя с ТГС Р-73 (до шести).

Для поражения наземных целей истребитель может нести управляемые средства поражения - до четырех УР типа Х-29Т (с телевизионным самонаведением) и Х-29Л (с лазерным самонаведением), до четырех корректируемых авиабомб КАБ-500кр и КАБ-500Л, высокоскоростные противокорабельные ракеты типа Х-31А и Х-35У, противорадиолокационные ракеты типа Х-31П.

В состав вооружения входят и неуправляемые средства поражения, аналогичные применяемьш на самолете МиГ-29С.

Имеется встроенная пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 патронов. В дальнейшем самолет предполагается оснастить перспективными УР класса "воздух-воздух", в том числе ракетами "обратного старта", высокоточными ракетами класса "воздух-поверхность" с большой дальностью пуска (вне зоны ПВО противника), а также перспективными УР класса "воздух-корабль" с дальностью до 200 км.

СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Самолет МиГ-29СМТ находится в серийном производстве. Также возможна модернизация ранее выпущенных самолетов МиГ-29 в модификацию МиГ-29СМТ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Развитие истребителя МиГ-29 шло в направлении расширения областей его боевого применения, придания самолету способности поражать высокоточным оружием не только воздушные, но и наземные цели. Это соответствовало общей тенденции мирового военного авиастроения: снижение в 90-х годах оборонных расходов в большинстве развитых стран и вызванное этим сокращение самолетного парка обусловили повышение интереса к универсальным боевым машинам, способным решать широкий круг боевых задач.

Хотя ВВС объявили о прекращении закупок истребителей типа МиГ-29, в рамках инициативных работ по модернизации этого самолета, ставшего самым массовым истребителем российских Военно-Воздушных Сил, в середине 90-х началась разработка многоцелевого МиГ-29СМ, являющегося дальнейшим развитием истребителя МиГ-29С. В состав вооружения модернизированной машины были включены управляемые ракеты Х-20Т и корректируемые бомбы КАБ-500кр с телевизионными головками самонаведения. Для отображения видовой информации от ГСН бомб и ракет в систему управления вооружением был включен телевизионный канал с автономным вычислителем.

К отработке применения управляемого оружия с телевизионным самонаведением с борта самолета МиГ-29 в 1995 году было модернизировано два истребителя МиГ-29 (на одном из них видеоизображение от ГСН сбрасываемых средств поражения выводилось на стандартный ИПВ, на другом - на монохромный многофункциональный индикатор на ЭЛТ, заимствованный у самолета МиГ-29М). Испытания по программе МиГ-29М были успешно завершены в 1996 году. По оценкам, самолет МиГ-29СМ, оснащенный двумя Х-29Т или четырьмя КАБ-5ООкр, при решении ударных задач имел боевую эффективность, равную эффективности многоцелевого истребителя F-16С, и превосходил по критерию "эффективность-стоимость" самолеты F/А-18С на 15% и "Мираж"2000-5 на 50%. В дальнейшем были проведены работы по оснащению МиГ-29СМ противорадиолокационными ракетами Х-31П.

На основании результатов испытаний было рекомендовано начать работы по доработке в вариант МиГ-29СМ истребителей МиГ-29. Однако отсутствие у ВВС необходимых средств не позволило начать доработки. Однако совершенствование истребителя МиГ-29 продолжалось. В начале 1997 года по инициативе ОКБ и АО "Русская авионика" начались работы по созданию модификации "9-17", получившей в дальнейшем обозначение МиГ-29СМТ. Главным конструктором самолета был назначен В.В. Новиков.

"Идеология" нового истребителя заключалась в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств и значительном увеличении его боевого радиуса действия при минимальных затратах, доступных российским ВВС при нынешнем уровне финансирования.

Новое информационно-управляющее поле кабины предполагалось выполнить на основе крупноформатных цветных жидкокристаллических индикаторов и многофункциональных пультов управления. Основу БРЭО должна была составить трехкратно резервированная цифровая вычислительная система верхнего уровня, выполненная по принципу открытой архитектуры на основе мультиплексных каналов информационного обмена. Самолет предполагалось оснастить модернизированной БРЛС НО19МП, имеющей режим картографирования местности. В состав навигационного комплекса планировалось включить приемник спутниковой навигации, способный приммать сигналы как от системы ГЛОНАСС (Россия), так и NAVSTAR (США).

Для увеличения внутреннего запаса топлива на 40-50% в соответствии с первоначальным проектом предполагалось оснащение истребителя накладным топливными баком за кабиной летчика, а также новым топливным баком, сформированом в наплывных частях крыла вместо верхних входов (вмето них в каналах воздухозаборников планировалось размесить опускаемые решетки, как на самолетах МиГ-29М и МиГ-29К). Однако в дальнейшем, чтобы избежать дорогостоящего переоборудования планера, от бака в наплывной части крыла было решено отказаться, разместив дополнительное топливо в увеличенном гаргроте, а также в модернизированной хвосровой части фюзеляжа (впрочем, в дальнейшем, в случае необходимости, к баку в наплывной части крыла можно было вернуться).

В августе 1997 г для отработки конструкции МиГ-29СМТ началось переоборудование истребителя МиГ-29 "9-12" вынуска 1982 года. В дальнейшем к первому прототипу присоединились еще две машины, переоборудованные из истребителей МиГ-29С. На одном из них было установлено новое приборное оборудование кабины с многофункциональными дисплеями на жидких кристаллах. 29 ноября 1997 г. этот самолет выполнил первый полет (летчик-испытатель - М.Р. Алыков). В начале 1998 года истребитель был вновь модернизирован, получив обводы фюзеляжа, соответствующие конфигурации МиГ-29СМТ (его первый полет после доработки состоялся 22 апреля 1998 г., машину пилотировал летчик-испытатель В.М.Горбунов). В дальнейшем истребитель оборудовали съемным модулем системы дозаправки в воздухе.

На втором опытном МиГ-29С в сентябре 1997 г началась отработка модернизированной БРЛС НО19МП. Третий опытный самолет был оснащен новой топливной системой с накладными топливными баками.

В 1998 году ВВС заказали три самолета МиГ-29СМТ (первый модернизированный самолет передан Липецкому центру боевого применения и переучивания летного состава ВВС в январе 1999 г.). Заказ на 1999 год составил 20 самолетов. Всего планируется доработать в вариант "9-17" 180-200 истребителей МиГ-29 "9-13". Самолет МиГ-29СМТ имеет хорошие экспортные перспективы. В частности, рассматривается возможность доработки в этот вариант истребителей МиГ-29 ВВС Индии.

Реализация существующих планов доработки истребителя МиГ-29 и мероприятия по продлению назначенного ресурса с 2500 до 4000 часов позволят сохранить самолет на вооружении до 2010-2015 гг.

В ОКБ исследуются возможности дальнейшего совершенствования самолета МиГ-29СМТ. За счет формирования в наплывной части крыла новых топливных баков суммарное количество топлива (без учета ПТБ) может быть увеличено до 5600 кг, что позволит достичь практической дальности 2500 км (при подвеске трех ПТБ до 3700 км).

Радикальное повышение маневренности может быть достигнуто за счет внедрения цифровой трехкратно резервированной системы дистанционного управления, а также модернизированного варианта двигателя РД-33 с системой управления вектором тяги (УВТ). Такой вариант двигателя с отклонением вектора тяги как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости уже отрабатывается НПП "Завод им. В.Я. Климова". В дальнейшем возможно оснащение истребителя новым ТРДДФ РД-43 (2 х 10000 кгс), также снабженным системой УВТ.

В дальнейшем самолет должен получить бесплатформенную инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах со спутниковой коррекцией, а также перспективный комплекс РЭБ.

В ходе дальнейшей модернизации истребитель должен получить новую отъемную часть крыла, заимствованную у истребителя МиГ-29М и имеющую четыре, а не три точки внешней подвески. Это позволит довести максимальную боевую нагрузку до 5500 кг.

РАЗРАБОТЧИК. АНПК "МиГ".

Мониторинг:

07.04.2016

Интерфакс-АВН: Эскадрилья истребителей МиГ-29СМТ на учениях в Курской области отрабатывает учеб…

03.06.2015

ТАСС: Военные продемонстрируют на международном форуме "Армия-2015" тренажеры для учеб…

11.08.2014

Интерфакс-АВН: Российская самолетостроительная корпорация "МИГ" поставит ВВС РФ в течение ближа…

30.04.2014

РСК "МиГ", пресс-релиз: А.Демченко совершил в Луховицах полет на МиГ-29СМТ в рамках полномасштабного про…

15.04.2014

ОАК, пресс-релиз: 16 многоцелевых истребителей МиГ-29СМТ будут построены и переданы в ВВС до конца…