Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности Порядок получения лицензии ИП

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия выдается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые считаются лицензиатами.

В соответствии с федеральным законодательством вновь созданные предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели для осуществления отдельных видов деятельности обязаны получить специальное разрешение-лицензию. Лицензирование деятельности организация осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

· защита свобод, прав, законных интересов, нравственности или здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

В Законе установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. Важно, что вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет, однако федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок не менее чем 5 лет по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) должен представить в соответствующий орган следующие документы:

1) заявление о выдаче лицензии с указанием: а)наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета – для юридического лица; б)фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; в)лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (необходимо предъявить оригиналы в случае, если копия не заверена нотариусом) – для юридических лиц;

3) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуальный предпринимателей;

4) свидетельство о постановке соискателя лицензии (юридического лица, индивидуального предпринимателя) на учет в налоговом органе;

5) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Все документы, представленные в соответствующий лицензионный орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.

В соответствии с Законом лицензирующий орган должен принять решение о выдаче лицензии или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. В положении о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки о выдаче или отказе в выдаче лицензии. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в указанный срок. Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, должна производиться в течение 3 дней после представления соискателем документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, которыми могут быть: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Соискатель лицензии в установленном порядке имеет право обжаловать решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии, а также требовать независимой экспертизы, порядок проведения и оплаты которой устанавливается в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии составляет 300 рублей, а за представление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.

Лицензирующие органы могут осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, могут приостанавливать действие лицензии в случае: выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Основанием для аннулирования лицензии является:

· обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

· незаконность решения о выдаче лицензии.

Если осуществляется преобразование юридического лица, изменяется его наименование или место его нахождения, лицензиат – юридическое лицо или его правопреемник – обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Осуществление определенного вида деятельности без специального разрешения (лицензии) является одним из признаков признания такой деятельности незаконным предпринимательством.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности устанавливается не только федеральным законом, но и постановлениями Правительства РФ. В статье 17 Федерального закона установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, поэтому предприниматели при намерении осуществлять определенные виды деятельности должны руководствоваться положениями данного Закона и другими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Данный перечень является исчерпывающим, следовательно, те виды предпринимательской деятельности, которые в нем не указаны, лицензированию не подлежат. Каков порядок лицензирования предпринимательской деятельности рассмотрим подробнее в представленном материале.

Что такое лицензирование и зачем оно нужно

Согласно положений ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юрлицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование подразумевает деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

В законодательстве РФ закреплены несколько принципов лицензирования, вне зависимости от вида лицензируемой деятельности:

  • разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории РФ вне зависимости от того, выдана она федеральным либо региональным органом исполнительной власти;

Обратите внимание!

В случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

  • лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

Как правило лицензия выдается бессрочно, но в некоторых случаях нормативными актами может быть ограничен ее срок.

Как получить лицензию

Для получения лицензии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая включает в себя, прежде всего, предоставление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же в нормативно-правовых актах, которые регламентируют получение лицензий для осуществления конкретных видов деятельности.

Заявление о предоставлении лицензии должно содержать:

  • для юрлиц: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождение, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • для ИП: Ф.И.О., место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, паспорт, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об ИП в ЕГРИП;
  • ИНН и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии нотариально заверенных учредительных документов – для юрлиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Обратите внимание!

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Иногда для некоторых видов деятельности устанавливаются более короткие сроки принятия данного решения.

Что подлежит лицензированию

Лицензированию подлежат многие виды деятельности, которые перечислены в ст. 12 Закона № 99-ФЗ:

  • разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;
  • переработка нефти и газа и продуктов их переработки;
  • фармацевтическая деятельность;
  • космическая деятельность и др.

Но на практике для предпринимательства наибольший интерес представляют:

  • образовательная деятельность;
  • медицинская деятельность;
  • деятельность по перевозкам пассажиров;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • частная охранная деятельность;
  • оказание услуг связи и др. востребованные в жизненной сфере виды деятельности.

Получение лицензии для некоторых видов предпринимательской деятельности является иногда сложным и длительным процессом, поскольку некоторые виды деятельности имеют специфические признаки и требуют предоставления дополнительных документов. Стоит учитывать и тот факт, что существуют и множество подзаконных актов, конкретизирующие и детализирующие закон о лицензировании. В каком бы регионе страны вы не проживали, Москве или на периферии, наши онлайн-консультанты помогут разобраться в вопросах лицензирования вашей деятельности в краткие сроки.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец заявления о предоставлении лицензии (.docx)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Международный институт экономики, права и менеджмента

Кафедра международного права

Контрольная работа

по дисциплине: "Предпринимательское право"

на тему: "Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности"

Выполнил: студент 3 курса группы Юбз-03 ИЭУП ННГАСУ

Шутов Роман Александрович

Нижний Новгород - 2016 г.

Введение

1. Понятие и субъектный состав лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

2. Лицензионные требования и условия

3. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности

4. Основные положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Лицензирование отдельных видов деятельности, являясь формой государственного регулирования, ограничивает количество субъектов, занимающихся тем или иным видом деятельности, а также определяет условия и требования его осуществления. Поэтому допущенные в организации работы по лицензированию просчеты могут привести к большим экономическим и социальным издержкам, создавая препятствия на пути становления частного бизнеса и вхождения в рынок новых предпринимательских структур.

С позиции государственных интересов, такой инструмент как лицензирование должен, с одной стороны, обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует соблюдения условий его ведения, а с другой - не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение лицензии.

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", иными законами и подзаконными актами.

В настоящее время наблюдается тенденция к сужению круга лицензируемых видов деятельности. На наш взгляд, это не всегда оправдано, и требует тщательного подхода к разработке нормативно-правовой базы. В противном случае, это может повлечь неблагоприятные последствия.

Так, например, при отказе от лицензирования какого-либо потенциально опасного вида деятельности необходимо введение иного института, способного свести к минимуму негативные последствия, например, страхования данного вида деятельности.

1. Понятие и субъектный состав лицензирования. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии

По своей природе лицензирование - это форма государственного регулирования предпринимательства, выражающаяся в юридическом запрете заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения, то начинающиеся в этой сфере правоотношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются "вертикальными" по структуре, поскольку складываются при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. "Вертикальные" правоотношения - это отношения власти-подчинения, где лицензирующий орган дает властные предписания субъектам предпринимательской деятельности, а те, в свою очередь, обязаны исполнять указанные предписания, а неисполнение влечет за собой привлечение к ответственности. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства осуществлять лицензируемый вид деятельности, соблюдая специальные правила, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Само понятие "лицензирования", которое подразумевает наличие разрешительной политики государства относительно тех или иных видов деятельности предпринимателей, было введено в обиход отечественной науки предпринимательского права и административно-правовой науки в целом не столь давно. В царской России не было понятия о лицензировании. Государственный контроль над предпринимателями не использовал таких методов. Единственный раз, когда подобная практика применялась в деятельности исполнительно-распорядительных органов в России периода правления Романовых, пришелся на период так называемой "континентальной блокады" (1811-12 гг.), когда из-за конфликта Франции и Англии европейские страны ограничили торговлю с последней, фактически объявив ей бойкот. В России тогда предпринимателям выдавались особые "льготные письма", которые, по сути, представляли собой лицензии для торговли с Англией. В Советском Союзе проблема лицензирования не стояла по простой причине - отсутствия частного предпринимательства как такового. Государственные предприятия же в лицензировании не нуждались - зачем государству лицензировать самое себя?

Если же рассматривать постперестроечный период истории Российского государства, то в тот момент понятие "лицензирование отдельных видов деятельности" вновь появилось в новом российском праве. Оно возникло в законодательной практике 2 декабря 1990 г. в отношении банковской сферы, когда вступили в действие вновь принятые Законы РСФСР "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РСФСР (Банке России)". 25 декабря 1990 г. появилось более общее понятие о лицензировании предпринимательской деятельности, когда, согласно 4 пункту ст. 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" начала действовать норма, предусматривающая такое лицензирование. Эта норма устанавливала, что отдельные виды деятельности предпринимателей в Российской Федерации могут осуществляться лишь на основании лицензии (специального разрешения компетентных органов). Предполагалось, что перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию, будет определяться Правительством Российской Федерации.

Новой ступенью правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности является принятый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.06.2008 г.

Этот Закон внес ясность в концепцию правового регулирования предпринимательской деятельности посредством лицензирования, поставил лицензирование предприятий и предпринимателей на прозрачную, четкую основу, определил процедуру и порядок лицензирования.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Как видно из данного определения соискателем лицензии могут быть только действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Под понятием лицензируемой деятельности следует понимать вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии. То есть само наличие лицензии является для организации необходимым условием на право заниматься подобной деятельностью. Подобный вывод закреплен также в пункте 3 статьи 49 ГК РФ, которая прямо предусматривает, что возможность юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Основным условием предоставления лицензии является соблюдение соискателем лицензионных требований и условий, то есть установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии:

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

Предоставление услуг в области шифрования информации;

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

Деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;

Разработка вооружения и военной техники;

Производство вооружения и военной техники;

Ремонт вооружения и военной техники;

Утилизация вооружения и военной техники;

Торговля вооружением и военной техникой;

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;

Производство патронов к оружию и составных частей патронов;

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

Торговля патронами к оружию;

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

Разработка и производство боеприпасов;

Утилизация боеприпасов;

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

Эксплуатация химически опасных производственных объектов;

Эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

Эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

Переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

Транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

Хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

Реализация нефти, газа и продуктов их переработки;

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения;

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;

Производство пиротехнических изделий;

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров;

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по эксплуатации газовых сетей;

Деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

Производство маркшейдерских работ;

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

Геодезическая деятельность;

Картографическая деятельность;

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

Фармацевтическая деятельность;

Производство лекарственных средств;

Производство медицинской техники;

Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

Производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

Перевозки морским транспортом пассажиров;

Перевозки морским транспортом грузов;

Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

Перевозки внутренним водным транспортом грузов;

Перевозки воздушным транспортом пассажиров;

Перевозки воздушным транспортом грузов;

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

Перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

Погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

Погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;

Деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

Деятельность по ремонту воздушных судов;

Деятельность по применению авиации в отраслях экономики;

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

Деятельность по обращению с опасными отходами;

Организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

Оценочная деятельность;

Туроператорская деятельность;

Турагентская деятельность;

Деятельность по продаже прав на клубный отдых;

Негосударственная (частная) охранная деятельность;

Негосударственная (частная) сыскная деятельность;

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

Деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

Аудиторская деятельность;

Деятельность инвестиционных фондов;

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

Деятельность негосударственных пенсионных фондов; деятельность по производству элитных семян (семян элиты);

Производство табачных изделий;

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;

Деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

Космическая деятельность;

Ветеринарная деятельность;

Медицинская деятельность.

В научной литературе встречаются точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в области лицензирования, урегулированный Законом № 128-ФЗ. Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные акты в сфере лицензирования, рассматриваются судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия в лицензионных отношениях, на которые распространяется действие комментируемого Закона, они не принимают, поскольку названный нормативный акт четко определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного осуществления соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. Так, для фирмы, обладающей значительными конкурентными преимуществами, лицензия - это справедливое вознаграждение за ее предыдущие заслуги, позволившие добиться такого преимущества, в виде ограничения конкуренции, а значит, увеличения доходов и спокойной жизни; для других фирм и индивидуальных предпринимателей - это планка качественного роста организации работы. лицензирование требование деятельность орган

От имени всех вышеназванных органов власти и юридических лиц действуют их должностные лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа. В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица.

2. Лицензионные требования и условия

Лицензионные требования и условия - по законодательству РФ о лицензировании отдельных видов деятельности совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Лицензионными требованиями и условиями являются:

Соблюдение законодательства Российской Федерации, нормативно-технических документов в области геодезической деятельности;

Наличие у юридического лица в штате квалифицированных работников в области геодезии, а также наличие у руководителя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в данной области не менее 3 лет;

Наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы в области геодезии не менее 3 лет;

Наличие у лицензиата зданий и помещений, сертифицированных и прошедших метрологическое обслуживание (поверку, калибровку) приборов и оборудования, службы контроля за качеством выполняемых работ и создаваемых геодезических материалов и данных и выпускаемой картографической продукции;

Организация ремонта, поверок и калибровок геодезических средств измерений (средств измерений, применяемых при осуществлении картографической деятельности);

Использование последних по сроку издания (составления) материалов государственного картографо-геодезического фонда в качестве основы при создании новых геодезических материалов и данных (при составлении и подготовке к изданию новой картографической продукции);

Отображение в издаваемых геодезических материалах и данных выходных сведений;

Отображение на вновь создаваемых картографических материалах наименований географических объектов в нормализованной форме в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

Безвозмездная передача 1 экземпляра созданных геодезических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

Фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

3. Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности

В п.1 ст.1 Закона № 128-ФЗ строго очерчен круг субъектов, принимающих участие в процессе лицензирования. Это, прежде всего, органы исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, которые, выполняя поставленные перед ними задачи в области лицензирования, наделены властными полномочиями по отношению к таким субъектам лицензирования, как юридические лица и индивидуальные предприниматели.

К федеральным органам исполнительной власти в первую очередь следует отнести Правительство РФ, поскольку на него возложены такие важные в области лицензирования задачи, как утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, установление видов деятельности, лицензируемых органами исполнительной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование.

Органы исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения принимают участие в механизме лицензирования по видам деятельности, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

4. Основные положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг

Понятие оказание квалифицированной юридической помощи многогранно. Это и помощь, оказанная вовремя, помощь, оказавшая влияние на разрешение определенного конфликта интересов, помощь, при помощи которой нуждающееся лицо избежало негативных последствий или приобрело какие либо блага, помощь, вследствие которой, были защищены какие либо права и интересы. О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду и других критериев. Полагаю, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации, например, в Федеральном законе № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в Российском законодательстве не закреплено понятие "квалифицированная юридическая помощь".

Бесспорно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями и опытом деятельности в области права. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица положительного опыта работы по юридической специальности.

Существующее законодательство практически не ограничивает круг лиц, пытающихся оказывать платную юридическую помощь и далеко не всегда эта помощь оказывается квалифицировано. А отсутствие четких критериев для оценки качества деятельности этих лиц, позволяет им в случае оказания не квалифицированной юридической помощи уходить от ответственности и продолжать свою недобросовестную деятельность.

Деятельность же остальных лиц, претендующих на оказание платной квалифицированной юридической помощи должна регулироваться государством, например, путем лицензирования.

До ноября 1998 года существовало положение "О лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.", которое содержало в себе и требования, предъявляемые к юристам-предпринимателям, и основания прекращения деятельности таких частных организаций по оказанию юридических услуг, и другие положения об этом виде деятельности. В настоящее время этот документ фактически прекратил свое действие, так как Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. не предусмотрено лицензирование платных юридических услуг. Не предусмотрено лицензирование этого вида деятельности и до настоящего времени. Контроль государства за качеством юридических услуг отсутствует.

Ранее лицензии выдавались Министерством Юстиции физическим и юридическим лицам при условии, что:

У физических лиц и участников юридических лиц есть диплом о высшем юридическом образовании РФ;

Стаж работы по юридической специальности не менее трех лет;

Для юридических лиц - присутствие в учредительных документах упоминания о соответствующем виде деятельности (юридической);

Лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании другого государства, могут осуществлять юридическую помощь только в отношении законодательства государства, где выдан диплом.

Фактически эти критерии не утратили актуальности и ныне. Для осуществления лицензирования деятельности по оказанию платной юридической помощи необходимо:

Принятие Федерального закона "О внесение изменений в Федеральный закон № 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"", который бы отнес оказание платной юридической помощи к лицензируемым видам деятельности;

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства должно утвердить положение "О лицензировании деятельности по оказанию платной юридической помощи";

В данном положении наделить, например, Министерство юстиции РФ осуществлять следующие полномочия:

Предоставлять лицензии;

Переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензии;

Приостанавливать действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований;

Прекращать действия лицензий;

Вести реестр лицензий, предоставлять заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

Осуществлять контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий;

Обращаться в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

При предоставлении лицензии не лишены смысла следующие требования:

Наличие Высшего юридического образования, полученного в соответствии с требованиями, установленными в РФ.

Наличие опыта непрерывной в течение трех лет практической юридической деятельности с положительными результатами этой деятельности закрепленной документально.

Отсутствие любой непогашенной судимости или решения суда, вступившего в силу, о привлечении к какой-либо ответственности за оказание неквалифицированной юридической помощи.

Осуществление лицензируемой деятельностью только индивидуальными предпринимателями, для того чтобы была возможность персональной ответственности и реального привлечения к ответственности вплоть до банкротства.

Выдача же лицензий на осуществление платной юридической помощи юридическим лицам позволяет фактически нивелировать персональную ответственность, ведь работу по оказанию юридической помощи все равно будет вести конкретный человек. Сам механизм лицензирования должен быть направлен на природные качества человека, на его инстинкты, воспитание, его положение в обществе и каждый лицензиат должен знать, один случай оказания неквалифицированной юридической помощи фактически может лишить его дохода, права заниматься определенной деятельностью, определенного положения в обществе и т.д. В отношении юридического лица, лицензирующий орган и общество таких рычагов не имеет. Отобрали у юридического лица лицензию, а я как физ. лицо не виноват, пошел, организовал новое юр. лицо и т.д.

Отсутствие четкого регулирования в области оказания квалифицированной юридической помощи выгодно только недобросовестным юристам, лицам, не обладающим реальными познаниями в области юриспруденции. Лицам, которые фактически не могут оказать квалифицированную юридическую помощь.

Добросовестные юристы, обладающие познаниями для оказания квалифицированной юридической помощи, думаю, отнесутся положительно к лицензированию данного вида деятельности.

Лицензирование позволит вытеснить с рынка услуг по оказанию юридической деятельности достаточно большой слой людей, называющих себя юристами, но реально не способных оказать квалифицированную юридическую помощь на профессиональной основе. Государство, наконец, сможет гарантировать получение платной квалифицированной помощи не только у адвокатов и нотариусов, что положительно может сказаться на стоимости получения квалифицированной юридической помощи для конечного потребителя.

Заключение

Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства. Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Российской Федерации достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности, подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов, регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности.

Институт лицензирования не идеален, его недостатки широко обсуждаются на страницах юридической литературы. Тем не менее следует признать, что в настоящее время он более приспособлен для целей "предотвращения ущерба", задач по "предупреждению, выявлению и пресечению нарушений" в сфере публичного правопорядка по сравнению с альтернативными формами регулирования (саморегулирование, техническое регулирование, уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности). При принятии законодателем решения о замене лицензирования альтернативными формами регулирования крайне важно определиться в следующих вопросах:

Чьи интересы призван защищать соответствующий институт,

Какими правовыми средствами он наделен по предотвращению ущерба, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений;

Какая предусмотрена система санкций при нарушении публично-правовых и частноправовых интересов.

При отсутствии в альтернативном институте должного набора правовых средств, направленных на защиту публично-правовых и частноправовых интересов, замена лицензирования на иные формы регулирования преждевременна.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 153-154, 30.12.08.

2. Постановлением Правительства РФ № 152 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 26.11.07, № 10, ст. 787.

3. Постановление Правительства РФ № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" // Российская газета, № 34, 17.02.07.

4. А. Гущин "Лицензирование в РФ. Правовые и организационные аспекты". Изд. Дашко и Ко., 2004.

5. О. Курноскина "Лицензирование отдельных видов деятельности. Вопросы и ответы". Изд. ПрессЮрЛит., 2005.

6. А.Б. Абрамов "Научно-правовой цент", 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, основные особенности и правовая основа лицензирования отдельных видов деятельности. Процедура получения лицензии. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Условия применения упрощенного порядка лицензирования.

    реферат , добавлен 24.04.2009

    Лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации. Новое законодательство о лицензировании. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Основные понятия и определения.

    реферат , добавлен 08.06.2002

    История лицензирования в России. Сущность понятия "лицензирование". Субъектный состав лицензирования. Главные особенности лицензирования отдельных видов деятельности. Правовое регулирование видов деятельности, не регулируемых Законом "О лицензировании".

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Понятие лицензирования как мероприятия, связанного с предоставлением лицензий и переоформлением документов. Правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Критерии и принципы лицензирования, правовые основы лицензирования предпринимательской деятельности. Порядок получения лицензии, ее приостановления и аннулирования. Юридическая ответственность и иные правовые последствия нарушений в сфере лицензирования.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Анализ лицензирования отдельных видов деятельности как института административного права. Нормативное и правовое регулирование лицензирования, некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Рассмотрение сущности лицензии и лицензирования. Определение основных видов субъектов предпринимательской деятельности по законодательству России. Особенности индивидуального предпринимателя, акционерного и с ограниченной ответственностью обществ.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2011

    Государственная регистрация субъектов предпринимательства. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Основания для отказа в выдаче лицензии. Порядок приобретения и виды торгового патента на осуществление торговой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2009

    Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности. Срок действия лицензии. Общий и упрощенный порядки лицензирования. Требования и условия при осуществлении лицензируемой деятельности. Порядок лицензирования производства лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Предпосылки и правовые основы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Правовое положение и деятельность лицензионной комиссии. Лицензионные требования к соискателю лицензии. Сущность и особенности лицензионного контроля.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

Законодательство РФ и многих других стран регламентирует обязательное лицензирование ряда видов . Законы также устанавливают перечень необходимых к получению лицензии предпринимательских сфер. Организация какого-либо «дела» с игнорированием данного аспекта законодательства является серьезным нарушением, за которое предусмотрены различные типы наказаний.

Лицензия как официальный документ

Лицензирование – комплекс мероприятий, направленный на получение лицензионных документов на определенный аспект жизнедеятельности. Также к данному процессу можно отнести:

  • контроль над лицензиями;
  • предоставление документов для подтверждения наличия у лица лицензий;
  • проверка за правильностью соблюдения всех лицензионных требований;
  • аннулирование полученных документов и разрешений;
  • введение лицензионных реестров и так далее.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (ПД) – очень важный процесс, введенный правительством РФ для обеспечения безопасности нашей страны и от несанкционируемых видов предпринимательства.

Государство проводит контроль соблюдения всех лицензионных пунктов каждого вида предпринимательской деятельности, которые могут быть опасны для жителей России и требуют специализированных навыков для осуществления своего функционирования.

Таким образом, можно выделить общий принцип формирования необходимости лицензирования ПД: к лицензируемым видам предпринимательства относят все сферы организации каких-либо действий, которые могут ущемлять права граждан, наносить ущерб государству, нарушать законы, быть опасны для здоровья жителей страны и нести опасность безопасности России в целом. Все виды ПД с подобной характеристикой не могут быть организованы без мероприятия лицензирования.

Цели (общие принципы) лицензирования некоторых видов предпринимательской деятельности включают в себя:

  1. организация единого, равного для всех экономического поля на территории страны;
  2. формирование единых перечня и порядка получения лицензий на определённые сферы предпринимательства;
  3. установление ряда требований и положений по лицензированию;
  4. соблюдения всех фундаментальных принципов законодательства РФ.

В зависимости от процесса осуществления лицензирования его могут подразделить на два вида: общий (соблюдение правил основного закона) и специальный (получение лицензии по специальному законодательству). Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление какого-либо «дела» и одобренное законом его существование.

Определяет данный итог выдача лицензии, которая представляет собой специальный документ, разрешающий заниматься юридическому лицу или предпринимательством и выдаваемый на определенный срок или бессрочно.

Необходимые к лицензированию виды предпринимательской деятельности

Весь процесс лицензирования ПД основывается на соблюдение всех аспектов действующего законодательства РФ. В большинстве своем он опирается на Федеральный закон от 22 апреля 2011 года (№ 99-Ф3). Лицензионные обязательства наложены на органы власти РФ, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Также закон № 99-Ф3, а точнее его 12-ая статья, регламентирует практически весь перечень видов предпринимательства, которые требуют обязательного лицензирования. Основные положения статьи гласят, что лицензия необходима на следующие сферы ПД:

  1. образовательная;
  2. медицинская;
  3. фармацевтическая;
  4. охранная;
  5. коммуникативная (телевизионная и радиовещание);
  6. перевозка более 8 лиц в транспортном средстве (частный извоз);
  7. деятельность по техническому обслуживанию сооружений в плане пожарной безопасности;
  8. связи и другие.

С точки зрения актуальности на сегодняшний день указанные выше виды ПД наиболее востребованы и чаще регистрируются. Однако стоит понимать, что перечень всех видов достаточно большой и более подробно с ним можно ознакомиться в самом законе.

Кроме всего изложенного, важно выделить момент наличия различных корректирующих и уточняющих подзаконных актов, которые также учитываются в общем процессе лицензирования. Законодательство РФ регламентирует 11 видов предпринимательства, лицензию на которые можно получить только по правилам специального федерального закона. К ним относятся сферы:

  • атомной энергетики;
  • производства спиртосодержащих товаров;
  • защиты государственной информации;
  • кредитования;
  • организационных торгов;
  • профессиональная купля/продажа ценных бумаг;
  • формирование инвестиционных и пенсионных фондов, а также многие другие аспекты данной сферы;
  • клиринговая и ПД.

Для успешного проведения лицензирования необходимо подробно ознакомиться с законодательство РФ или доверить данное мероприятие профессиональному юристу.

Требования к соискателю лицензии и порядок получения

Лицензию получить непросто

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательства, правила получения могут различаться. В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь недвижимость, оборудование и т.д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, и т.д.;
  • иметь сформированный капитал.

Более полный перечень требований к соискателю также можно рассмотреть в некоторых положениях Федерального закона. Для получения лицензии необходимо проделать целый комплекс мероприятий, включающий в себя:

  1. Проверку соответствия вида ПД и статуса предпринимателя на предмет возможности получения лицензии.
  2. Составление заявления о предоставлении лицензионных документов. Оно составляется по установленной законодательством форме и включает в себя информацию об опознавательных знаках/названиях компании, о предпринимателе, номер налогоплательщика (а также прочие данные, необходимые для постановки соискателя на учет в налоговый орган), вид предпринимательства, на который ориентировано получение лицензии, квитанции/реквизиты .
  3. К составленному заявлению необходимо приложить некоторые, заранее собранные документы: учредительные (нотариально заверенные), необходимые бумаги, наличие которых регламентируется законом при лицензировании определённого вида ПД, опись всего предоставленного в лицензирующий орган.
  4. После подачи заявления со всеми документами соискателю необходимо подождать от 45 до 60 дней. Документы будут рассмотрены специальным органом, который либо утвердит выдачу лицензии на занятие определенным видом ПД, либо откажет. Неудовлетворительный результат комиссии может быть обжалован соискателем в суде.

Представленные выше мероприятия имеют обязательный характер, однако в некоторых ситуациях процесс получения лицензии может быть упрощён или же наоборот – ужесточен.

Срок и правила действия лицензии

Лицензия имеет сроки

Для более четкого понятия о лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности стоит рассмотреть сроки действия полученной лицензии. Федеральный закон гласит, что все документы и разрешения выдаются на неопределённый срок (бессрочно). Однако некоторые ситуации предполагают выдачу временной лицензии, оформленной в соответствии со всеми предписаниями законодательства РФ.

Индивидуальный предприниматель и прочее юридическое лицо имеет право начать организацию своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. ПД может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

В основном, лицензирование предпринимательства производится на федеральном уровне, однако на некоторые виды ПД лицензии выдаются и на региональном уровне. Но в любом случае, действия лицензионного разрешения распространяется на всю территорию нашей страны.

Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия. В противном случае будут проблемы с законом и некоторыми государственными органами.

Как видите, в общих чертах получение лицензии на отдельные виды предпринимательской деятельность – достаточно несложное мероприятие. В процессе лицензионного оформления своего «дела» необходимо соблюдать соответствие со всеми пунктами действующего законодательства и консультироваться с профессиональными юристами. Не забывайте, что незаконная ПД наказывается со стороны государства путем привлечения лица к по статье 171 УК РФ или административной — в соответствии со статьей 14.1 КоАП РФ.

Мнение юриста-эксперта:

Лицензирование предпринимательской деятельности является наиболее сложной функцией государства в сфере регулирования экономики. С одной стороны, в демократическом государстве недопустимы необоснованные ограничения экономических видов для бизнеса. А с другой стороны на весах интересы государства и его граждан. В достижении равновесия интересов обеих сторон и состоит мудрость органов государственного управления.

Кроме этого, еще важно добиться от законодателей разработки качественных законов. С этим далеко не все в порядке. Нестабильность и низкое качество законодательства в этой сфере приводит к конфликтам власти и бизнеса. Несколько лет назад государство решило использовать зарубежный опыт в этой сфере. Речь идет о саморегулируемых организациях. Вместо процедуры лицензирования, в определенных видах деятельности требуется членство в такой организации.