Логистика детерминированные потоки примеры. Материальные потоки в логистике. Финансовые потоки в логистике

Понятие логистического потока

Определение 1

Логистический поток является ключевым объектом исследования логистики и представляет собой направленное движение товарно-материальных ценностей, а также финансовых, информационных и других видов ресурсов в определенной экономической системе.

Основным логистическим потоком является материальный поток, ему сопутствуют или соответствуют информационные и финансовые потоки, а также потоки услуг.

Все логистический потоки по отношению к анализируемой логистической системе классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние потоки циркулируют в границах логистической системы, к ним относится, например, потоки незавершенного производства (материальный поток), приказы и распоряжения (информационный поток), потоки оплаты труда (финансовый поток).

Внешние потоки могут быть входящими и выходящими. Входящие материальные потоки обусловлены закупкой сырья и материалов, выходящие – продажей готовой продукции. Входящие информационные потоки – это, например, документы, сопровождающие поставку на предприятие. Пример выходящего информационного потока в логистике - заявка предприятия на пополнение запаса, адресованная поставщику. Входящие финансовые потоки обусловлены поступлением финансовых средств на счета предприятия, выходящие – расчетами с поставщиками и подрядчиками.

Материальные потоки в логистике

Определение 2

Материальный поток (МП) – основной вид потока в логистике, представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальный ценности (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция), к которым применяются логистические операции, обусловленные физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика потребителю.

Параметрами материального потока являются:

  • габаритные и весовые параметры,
  • плотность,
  • номенклатура,
  • ассортимент,
  • условия контрактов транспортировки и купли-продажи,
  • стоимостные характеристики перемещаемого товара
  • и другие.

Формами существования материального потока являются грузовой поток и транспортный поток. Грузовой поток образован совокупностью грузов на транспортном средстве, находящихся в процессе перемещения из пункта погрузки к пункту выгрузки.

Определение 3

Транспортный поток – совокупность перемещающихся на заданном маршруте транспортных средств. Разновидностями транспортного потока являются автомобилепотоки, вагонопотоки, контейнеропотоки и т.п. Транспортный поток в отличии от прочих форм может быть груженым и порожним.

Информационные потоки в логистике

Определение 4

Информационный поток (ИП)- поток сообщений в речевой, бумажной или электронной формах, предназначенный для реализации управляющих функций в логистической системе и обусловленный конкретным материальным потоком.

Управление информационным потоком осуществляется путем: изменения направления потока; ограничения скорости передачи информационного потока до соответствующей скорости приема; ограничения объема информационного потока до величины пропускной способности отдельного участка пути или узла. Финансовые потоки в логистике

Финансовый поток (ФП) – поток финансовых средств, необходимых для обеспечения движения материального потока, циркулирующих внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой.

Финансовый поток в логистике характеризуется следующими свойствами:

  1. направленность движения потока от источника потребителю финансовых ресурсов;
  2. обусловленность перемещением конкретного физического (материального, грузового или транспортного) или информационного потока;
  3. измеримость, то есть финансовый поток измеряется конкретными количественными показателями.

Основной целью управления финансовыми потоками в логистике является обеспечение движения материального потока финансовыми ресурсами в нужные сроки, в необходимых объемах, с использованием наиболее эффективных финансовых источников.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальный запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями.

Также одним из ключевых понятий в логистике является логистическая система. Это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой.

1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

1.1 Сущность материальных потоков

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Рис.1.1. Принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1. приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар, может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар, так или иначе, сосредотачивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция, участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществленным на данном участке.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения др. материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальный поток - продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и др.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны, объем и т.д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, тонн / год.

Формой существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др.

1.2 Виды материальных потоков

Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов.

По отношению к логистической системе (внутренний, внешний, входной, выходной):

· внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;

· внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;

· входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год;

· выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на

· одноассортиментные

· многоассортиментные.

Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на

· массовые - считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин;

· крупные - несколько вагонов, автомашин;

· мелкие - образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами;

· средние - потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями;

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

· Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

· Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки. - по совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

· Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

· Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться.

· Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

· Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Более наглядно классификация материальных потоков представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Классификация материальных потоков

2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

материальный поток логистический

2.1 Понятие логистических операций

Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

2.2 Классификация логистических операций

1. По переходу права собственности на товар

· Односторонние (без перехода)

· Двусторонние (с переходом)

2. По изменению потребительских свойств

· С добавленной стоимостью

· Без добавленной стоимости

3. По природе потока

· С материальным потоком

· С информационным потоком

4. По направленности реализуемых логистических функций

· Внешние (функции снабжения и сбыта)

· Внутренние (в рамках функции производства)

5. Вид реализуемых логистических функций

· Базисные (снабжение, производство и сбыт)

· Ключевые (управление закупками, транспортировка, управление запасами и др.)

· Поддерживающие (складирование, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товаров и др.).

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком -- это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

3.1 Понятие логистической системы

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы - это часть системы, условно не разделяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в таблице

Таблица 3.1.

Классификация систем

Признак классификации

В ид систем

Изменение во времени

Статистическая, динамическая

Сложность

Простая, сложная, большая

Взаимосвязь с окружающей средой

Закрытая, открытая

Предвидение развития

Детерминированная, стохастическая

Реакция на изменение окружающей среды

Адаптивная, неадаптивная

Следует различать сложные и большие системы. Сложная система - это система с развернутой структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство работоспособности). Большая система - это сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственно целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы. Внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

1. Целостность и делимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. На макроуровне, при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством - эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы

Как мы видим элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.

2. Связи. Между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов внешней средой, так как в противном случае система не может существовать.

3. Организация. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т.е. определенную структуру, организации системы.

4. Интегративные качества. Логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Целостная совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой, представляет логистическую систему.

Логистическая система отличается от других экономических систем рядом характерных признаков: наличием управляемых потоковых процессов, системной целостностью и ее специфичностью, нацеленностью на производство организации управления.

Главными свойствами логистической системы являются оптимальность и адаптивность.

3.2 Виды логистических систем

Логистические системы делят на макро и микрологистические.

Макрологистическая система-- это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарноденежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

1) Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.

2) Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник.

3) Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников.

Таким образом, можно сказать, что логистическая система - это экономическая система, которая обладает высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций, которая состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных между собой и внешней средой, а также делится на макро и микрологистические системы.

Заключение

Изучив и проанализировав предложенную тему можно дать следующие характеристики.

Материальный поток - это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных операций.

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. То есть, логистические операции - это обособленная совокупность действий направленных на преобразование материального и информационного потока.

Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов - звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система - это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком.

Список использованных источников

1. Лекции по дисциплине «Логистика».

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учеб. для высш. и средн. специальн. учебн. заведений.- М.: "Дашков и Ко ", 2007.

3. Логистика: Учеб. / Под ред. проф Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов.- М.: Велби, 2006.

5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Складское и тарное хозяйство. Г.М. Демичев. М.: 1990 г., с. 61.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Логистический подход к управлению материальными потоками и минимизация закупочных издержек. Понятие материального потока, классификация логистических операций на торговой оптовой базе. Концепция логистики, ее правила, функции, основные требования.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2009

    Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Анализ понятия материального потока, образующегося в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Принципиальная схема логистических систем. Организация рационального материального потока в прерывно-поточном производстве. Экономико-математическая модель и алгоритм решения. Система управления запасами с фиксированным размером заказа заготовок.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2012

    Понятие и структура материального потока, его параметры и измерители. Классификация материальных потоков по номенклатуре, ассортименту. Построение эпюры материального потока как метод анализа, расчёт прямого и обратного направления движения грузов.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Концепция, принципы и задачи коммерческой логистики. Организация торговой логистики, ее элементы, формы и отличительные черты, виды товарных потоков. Характеристика логистических систем торговой логистики. Понятие и классификация логистических операций.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2005

    Значение транспортных средств при осуществлении логистических операций на пути движения материального потока. Затраты на создание любого товара. Задачи и функции, решаемые транспортной логистикой. Внутрипроизводственная и внешняя транспортировка.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Складирование как комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. Выбор рациональной системы складирования. Основные складские зоны. Отличия логистических центров от транспортных.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:
а) участок хранения - участок погрузки;
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Рис. 1.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

Классификация материальных потоков приведена на рис. 1.2.

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

Рис. 1.2. Виды материальных потоков

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Классификация логистических операций приведена на рис.1.3.

Рис. 1.3. Классификация логистических операций

Предыдущая

Специфичность концепции логистики в решении ряда проблем отражается через введение новых понятий или замену привычных терминов другими определениями.

Понятие материального потока является центральным в логистике. Оно обобщает непрерывность изменения и движения продуктов труда в сфере обращения и производства. Материальный поток рассматривается как некоторое пространственно динамичное явление, в процессе которого к определенному вещественному объекту, являющемуся носителем цели связанной с ним активности, прилагают различные логистические операции в установленный отрезок времени.

Это понятие включает в себя ряд других, связанных с термином «поток». Например, «товарный поток »- в сфере распределения и сбыта, «грузовой поток» - в сфере материально-технического обеспечения и на транспорте.

Параллельно «материальный поток» рядом авторов определяется как совокупность технологически и организационно связанных операций, обеспечивающих целесообразное движение и необходимое преобразование материальных и других ценностей от источника их появления

до пункта потребления. Оба определения имеют право на существование, так как конструктивно дополняют друг друга. Однако в связке «предмет (субстрат) движения - комплекс действий, обеспечивающий данное движение» ведущую роль играет предмет, так как именно с ним непосредственно связана цель процесса, именно он задает адекватный комплекс логистических действий, точнее конкретное множество возможных комплексов как поле поиска оптимального варианта.

Обобщая вышесказанное, дадим следующее определение: материальный поток - конкретная совокупность материальных ценностей , находящаяся в процессе целесообразного перемещения от источника возникновения до потребителя (получателя) в результате приложения к пей соответствующего комплекса логистических воздействий и являющаяся объектом логистического управления.

Изучение материальных потоков служит основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и распределения продукции, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, правильного формирования комплексов технических средств, рационализации документооборота, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур логистического управления.

В тех случаях, когда материальные потоки рассматривают не во временном интервале, а на определенный момент времени, они приобретают форму материальных запасов (сырья, готовой продукции и т. д.).

Материальные потоки и их отдельные фрагменты, например партии товаров и материалов, в конкретные периоды и моменты времени могут находиться в двух противоположных состояниях в виде:

  • 1) динамичного материального потока - материальная субстанция потока перемещается в физическом пространстве;
  • 2) статичного материального потока - та же субстанция не меняет своих пространственных координат.

И то, и другое явление образуют вместе единый процесс доставки продукции от производителя до потребителя или от источника до пункта назначения (поглощения).

х Данное определение скорее соответствует понятию «логистический процесс».

Материальные потоки могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По отношению к логистической системе они могут быть:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние материальные потоки протекают во внешней среде, а внутренние , соответственно, внутри логистической системы. Относительно внешних потоков следует отметить, что с позиций конкретного предприятия существенны только те из них, которые либо генерируются предприятием, либо в конце пути поступают на него. Остальные интересны лишь постольку, поскольку участвуют в создании общей внешней среды предприятия. Внутренние потоки являются объектами производственной логистики.

По предназначению

  • входные;
  • выходные.

Под входным материальным потоком понимается внешний поток, поступающий в логистическую систему из внешней для нее среды.

Выходной материальный поток - это поток, выходящий из логистической системы и поступающий во внешнюю для нее среду.

Входные и выходные материальные потоки являются формой реализации межсистемных связей, т. е. связей, в которых выход из одной микрологистической системы одновременно является входом в другую и наоборот. Такие связи имеют важнейшее значение в процессе адаптации логистической системы к динамике внешней среды.

По непрерывности во времени материальные потоки подразделяются на три группы:

  • 1. Непрерывные , если выполнено хотя бы одно из трех условий:
    • весь поток является единым физическим телом (пример - транспортировка жидкостей и газов по трубопроводу);
    • все элементы физически разделенного потока, например последовательность тарных единиц, постоянно подвергаются каким-либо логистическим операциям;
    • все модули (вплоть до отдельных единиц основного оборудования) технической системы, обеспечивающей движение потока, непрерывно загружены только его обработкой.
  • 2. Дискретные - если не выполнено ни одно из вышеперечисленных условий, пример - отправка с автозавода конкретным дилерам в различные регионы трейлеров, груженных легковыми автомобилями, величина транспортной партии - 5-7 единиц. Важно отметить, что эти потоки наиболее распространены, и представляют наибольший интерес для логистического менеджмента.
  • 3. Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

В зависимости от объекта, в рамках которого реализуется рассматриваемый потоковый процесс, материальные потоки могут быть:

  • продуктовые;
  • операционные;
  • участковые;
  • системные.

Продуктовые материальные потоки - те, субстанцией которых являются конкретные продукты и средства труда, при этом обычно не указаны масштабы соответствующего логистического процесса. Например, железная руда используемая в металлургическом производстве; газ, подаваемый на электростанцию и т. п.

Операционные материальные потоки - это потоки материальных ресурсов по отношению к отдельным логистическим операциям. Например, материальный ноток по операции разгрузки, укладки на поддоны и пр.

Параметры операционного материального потока соответствуют объемам работ по отдельным операциям, рассчитанным за некоторый промежуток времени. Данные потоки являются основой для расчета участковых материальных потоков.

Участковые материальные потоки - это потоки, рассматриваемые па отдельном участке логистической системы, например на складе, в цехе предприятия и т. д. При этом каждый такой поток в общем случае обеспечивается несколькими операциями. Объемные характеристики участковых материальных потоков определяют путем суммирования объемов работ по всем соответствующим логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Определенная условность такой оценки заключается в том, что она отражает не столько объем проходящей через участок субстанции потока, сколько затратность процесса его обработки.

Системные потоки - это материальные потоки, циркулирующие в целом по рассматриваемой логистической системе. Их параметры определяются путем суммирования параметров входящих в них участковых потоков действующей логистической системы.

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и « логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал , пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).

  • 4 Некоторые авторы для этих же целей используют термины «внутренняя логистическая цепь» и «внутренний логистический канал».

Материальный поток - вещественные объекты (грузы, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия иные товарно-материальные ценности) рассматриваемые в процессе выполнения базисных функций логистики (снабжение, производство, сбыт) в определенный временной интервал. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.)

Если материальный поток рассматривается для фиксированного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разбе­рем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы (наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю).

Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, * а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку.

* Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 13 изображено 4 вари­анта:

а) участок хранения - участок погрузки;

б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

в) участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м. по проекту составляет 4383 т. Предположим, что стоимость выполнения той или иной oneрации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать. **

** Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 13). Это означает отказ от опе­раций поaдбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом. На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объ­емы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9740 т/год.

Таблица 3

Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках. Расчет совокупного матери­ального потока для нашего примера представлен в табл. 4.

Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и от­несенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».

Таблица 4

Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м.

Наименование технологического участка,

на котором осуществляется группа логических операций или название самой группы

Материальный

Участок разгрузки железнодорожных вагонов

Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

Участок разгрузки автомобильного транспорта

Участок приемки

Размещение товаров на хранение

Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров

Отборка товаров

Перемещение товаров к участку комплектования

Участок комплектования товаров

Перемещение в отправочную экспедицию

Перемещение в зону погрузки

Участок погрузки

На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.