Макет профессии в детский сад. Дидактическая игра «Профессии. Фотогалерея: материалы для игры «Сложи картинку»

Ольга Глазкова
Картотека игр по ознакомлению с профессиями в старшей группе

«Кто больше назовет действий» .

Задачи : Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий .

Игровые правила : называть только одно действие данной профессии . Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.

Игровые действия : бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях , действиях.

Затем говорит :

профессия . Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия . Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая готовит нам обед? (Дети отвечают : «Повар» .)

Каждый человек, имея профессию , выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию , а вы вспомните все действия человека этой профессии .

Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают : «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство».

Педагог называет знакомые детям профессии : няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий .

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками) . Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Кому что нужно?» .

Задачи : учить детей соотносить орудия труда с профессией людей ; называть соответствующие профессии , предметы и их назначение.

Игровые правила : назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия : поиск нужных предметов.

Оборудование : на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий : набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий ).

Ход игры : педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке профессии . Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда .

«Оденем куклу на работу» .

Задачи : учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека , называть соответствующие профессии .

Игровые действия : поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией .

Оборудование игры : на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения кукол : мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий ) .

Ход игры : педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке , которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет , который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку , подбирают одежду и называют соответствующую профессию .

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т . п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

«От слова к слову»

Задачи : учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии .

Игровые действия : последовательное называние предметов, изображенных на картинках , ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии .

Оборудование игры : карты , разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры : ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках , в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии .

«Кто чем занимается» .

Задачи : закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий .

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят , чем он занимается. Повар… (варит еду, врач… (лечит людей, учитель… (учит детей, строитель… (строит дома, художник… (рисует картины , пианист (играет на пианино, писатель (пишет книги, портниха (шьет одежду, прачка (стирает одежду, уборщица (моет полы, продавец (продает товар, фотограф (фотографирует людей, воспитательница (воспитывает детей, ткачиха (ткет ткани, машинист (ведет поезд, контролер (проверяет билеты, машинистка (печатает на машинке) и т. д.

«Кто больше знает профессий »

Задачи : учить детей соотносить действия людей с их профессией , образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.) .

Ход игры.

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия . Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать. Это моя профессия - воспитывать вас . А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии ? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии . Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети : Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя , учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

«Произнеси правильно» .

Задачи : формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий .

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Водовоз вёз воду из водопровода.

- Старый сторож Том сторожит дом.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

«Профессии »

Задачи : закрепить названия профессий и действий , которые совершаются ими.

Ход игры.

Вы задаете ребенку вопрос : " Что делает…. ?" и называете представителя любой профессии , а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии , из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми , заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях . Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу, а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

«Подскажи словечко» («Добавлялки» ).

Задачи : развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож) .

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска) .

С огнем бороться мы должны.

Мы смелые работники.

C водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники) .

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел) .

В небо синее пилот поднимает… (самолет) .

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок) .

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом :

Вместо кисти он принес механический… (насос) .

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает… (дом) .

Летят опилки белые, летят из-под пилы :

Это плотник делает рамы и… (полы) .

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон) .

На глазах у детворы крышу красят. (маляры) .

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра) .

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра) .

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать) .

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий. (матрос) .

Труд строителя всем… (нужен,

Нужен всем и вкусный… (ужин,

Доктор, чтобы всех… (лечил,

И учитель, чтоб… (учил) .

Летчик нужен, чтоб… (летать…

«Кому это нужно?»

Задачи профессиями .

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например : это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например : клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека , который использует изображенный предмет в своем труде.

«Выбираем работу»

Задачи : дать детям элементарные представления о профессиях людей , труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии .

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая :

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше , они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Назови профессию » .

Задачи : учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей , которые ими управляют.

Трактор - тракторист.

Машина - шофер.

Экскаватор - экскаваторщик.

Комбайн - комбайнер.

Подъемный кран - крановщик.

Поезд - машинист.

Корабль - капитан.

Самолет -летчик (пилот) .

Космический корабль - космонавт.

Пожарная машина -пожарный.

Бульдозер - бульдозерист.

Гоночная машина -гонщик (пилот) .

«Кому без них не обойтись?»

Задачи : закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий .

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека , которому он необходим. Например : шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

«Угадай кто это?»

Задачи : формировать представления детей о многих профессиях , учить различать их. Определять, чем они полезны?

Ход игры:

Сказала нить : «Могу Я сшить все, что душе угодно!

Могу - жилет, могу - пальто, могу - костюмчик модный!»

Иголка запротестовала : «И много б ты понашивала,

когда б тебя Я не таскала?

Ты только следуешь за Мной!»

С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык.

Первым встречает он солнце в дворе :

Чтоб наши улицы были чисты!

Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная,

Через мгновение все машины остановит она!

Вот палочку вверх он быстро поднял

Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей - вышло пять богатырей :

Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Угадай профессию »

Задачи : расширять представление детей о профессии ; выяснить, о какой профессии идет речь .

Ход игры:

Этот человек - хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша) .

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу , там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар) .

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль . А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом) .

Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя) .

«Названия профессии от А до Я »

Задачи : совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий ) на заданный звук.

Например : А - агроном; Б – библиотекарь; В - водитель, воспитатель; Д - дворник; М - музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С - сторож, стюардесса, садовник и т. п.

«Что делают этим предметом?»

Задачи : учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет.

Например :

Кисточкой - (что делают) - Рисуют, (кто) - Художники, дети.

Ножницами - (что делают) - Режут, (кто) - Закройщики, парикмахеры.

Иглой - (что делают) - Шьют, (кто) - Швеи, вышивальщицы.

Лопатой - (что делают) - Копают, (кто) - Садоводы.

Ручкой - (что делают) - Пишут, (кто) - Учителя, писатели, бухгалтеры.

Топором - (что делают) - Рубят (кто) - Плотники, лесники.

Термометром - (что делают) - Измеряют температуру, (кто) - Врачи, синоптики.

Линейкой - (что делают) - Измеряют, (кто) - Инженеры, конструкторы, школьники.

Веником - (что делают) - Заметают, (кто) - Дворники и др.

«Кто больше расскажет о профессии » .

Задачи : соотносить действия людей с их профессией .

Ход игры : Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия » , «действие» .

Воспитатель :

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия . Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии ? (Высказывания детей) . Каждый взрослый человек имеет свою профессию . Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи)

А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).

А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет) .

Воспитатель называет еще профессии строителя , учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий .

«Определи по предмету профессию »

Задачи : закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями .

Ход игры : Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т. п., которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности . По предмету дети должны назвать профессию , в которой предмет используется.

«Кто где работает?»

Задачи : уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий , как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т. д.

«Кто на фото?» ; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Задачи : закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Ход игры : Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке : как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Задачи : учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Ход игры : Детям предлагается составить описательный рассказ. Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т. п. о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

Нет никаких проблем со "стройматериалами" для изготовления макетов и наглядных пособий! Ведь большие и маленькие картонные коробки и упаковки "от чего угодно" всегда могут пригодиться для этой благой цели. Кроме того, в публикациях данного раздела Вы найдёте множество идей для использования и других подручных материалов в изготовлении макетов.

Вам в помощь - сотни конкретных примеров удачного опыта коллег в "строительстве" макетов. Для изучения ПДД, времён года и климатических зон, домашних и диких животных, планет Солнечной системы, ОБЖ и пожарной безопасности... Ко многим праздникам будет уместно изготовить вместе с детьми соответствующие макеты. К примеру, к 23 февраля или 9 мая. Используйте идеи и решения этого сборника, и Ваши макеты, наглядные пособия будут просто великолепными!

Здесь - всё или почти всё об игровом макетировании в детском саду.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • ПДД, светофор. Макеты, уголки и центры по изучению правил дорожного движения
  • Аквариумы своими руками, макеты аквариумов в уголок природы
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 1984 .
Все разделы | Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей

Зимним утром очень трудно вставать. Когда мы просыпаемся, и выглядываем в окно, на улице еще темно, на небе мерцают едва заметные звезды. Но постепенно становится светлее. Как только поднимется солнце, погода будет хорошей. Но пока небо на востоке, начинает принимать слегка...


Задачи : Обобщить знания детей о домашних птицах , животных, их внешнем виде, способах жизни показать заботу людей о домашних животных; Учить слушать и понимать содержание художественных произведений; Воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, желание...

Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей - Макет «Русская изба»

Публикация «Макет «Русская...»
Цель: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств. Задачи: познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Создать условия для...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


цель игры: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Задачи: 1) Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально...

Консультация для воспитателей «Макеты для игры дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Макеты для игры дошкольников» Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 125» Города Нижнего Новгорода Чикунова Ирина Борисовна «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не...

Цель: Формирование представления о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: Познакомить детей 1) С избой - жилищем крестьянской семьи с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло, зыбка, ухват, кровать и т.д. 2) Развивать интерес к истории и...

Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей - Макет игры по ознакомлению детей с профессией портного ателье «Золушка»


Разработала: воспитатель МБДОУ Детский сад №22 Миронова Ю.Л. Цель данной игры: - расширять представления детей о профессии портного, швеи; - формировать представления детей о тканях, их свойствах, качествах (цвет, фактура, вес, толщина, прочность); - показать детям разнообразие...

Всякие профессии важны для людей: учитель, бухгалтер, парикмахер, повар, строитель, пожарный, водитель, инженер, продавец ветеринар – все они приносят пользу человечеству, и без них нам было бы очень сложно.

Уже в детстве дети точно знают, кем хотят стать в будущем. Они представляют себя космонавтами, летчиками, мечтают о красивом и нужном деле своей жизни. Впоследствии эта страсть проходит, и ребенок может выбрать совершенно другую профессию. Но для детей очень важно знать, чем занимаются ее представители, и какие трудности придется встретить.

Рассказать ребятам о профессиях помогут картинки для детей.

Как работать с материалом?

Здесь Вы можете бесплатно скачать картинки различных профессий для детей. Они подойдут для тематических занятий, как дома, так и в клубах раннего развития, в младших классах школ. Ваш ребенок познакомиться с такими профессиями, как: секретарь, плотник, повар, репортёр, экскурсовод, полицейский, режиссер, сварщик, курьер, монахиня, экстрасенс, инспектор, зубной врач, фармацевт, барабанщик, водитель, художник, стилист, участковый, официант, медсестра, стюардесса, коридорный, пилот, архитектор, няня, доктор, певец, гид, кассир, музыкант, художник-керамист, пожарный, парикмахер, фотограф, продавец, инженер, ветеринар, учитель, бухгалтер, строитель.

Карточки

Рассмотрите с детьми людей, которые изображены на карточках. Расскажите, чем занимается тот или иной человек, какая у него профессия. Если ребенок знает профессии, то пусть сначала сам расскажет об этих работах то, что знает, а потом Вы его дополните. Помогайте ребенку с рассказом о профессиях в картинках.

Картинки и обсуждение по теме профессий для детей общим комплектом можно скачать здесь:


Чем пахнут ремёсла?

Задания

Ответь на вопросы о профессиях.
Прочитай слова и соедини линией, кто в какой професии, что делает?

Вопросы для беседы

Задавайте наводящие вопросы о профессиях, например такие как:

  1. Как называется человек этой профессии на картинке?
  2. Во что одет человек на работе?
  3. Есть ли у него специальная форма?
  4. Что он делает на этой работе?
  5. Где он работает?
  6. Что ему нужно для работы (инструменты, специальные приспособления)?
  7. Зачем нужна эта профессия?
  8. Какую пользу она приносит людям?

Как лучше рассказать? (С примерами)

  1. Например, расскажем о профессии врач. Врач - это очень нужная профессия. Врач одет в белый халат, на голове у него специальная шапочка. Это врачебная форма. Врач лечит детей и взрослых от болезней. Врач работает в больнице. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как фонендоскоп, шприц, градусник и т.д. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней. С помощью этих карточек профессии в картинках Ваш ребенок расширит свой кругозор, узнает много нового, разовьет речь, особенно это важно для 3-х лет и память. Скачать профессии в картинках можно здесь совершенно бесплатно - нажмите на картинку ниже, чтобы скачать бесплатно:
  2. Продавец, например, занимается реализацией товаров в магазине. Эта профессия требует коммуникабельности и аккуратности. Продавец также должен уметь хорошо считать, и на это внимание ребенка следует акцентировать.
  3. Инженер – сложная техническая профессия, требующая хороших знаний в области математики и техники. Инженер может найти себе применение на заводе, при создании новых технических разработок.
  4. Водитель нужен везде. Это не только человек, который водит такси. Водители требуются на предприятиях, на стройке, для междугородних грузоперевозок и т.д. Эта профессия требует выдержки, внимания и, конечно, умения водить машину.
  5. Ветеринар лечит животных. Он должен иметь медицинское образование. И, конечно, ветеринар должен любить братьев наших меньших.
  6. Повар любит готовить, но делает это он согласно кулинарным нормам и требованиям. Повар нужен не только в столовых или ресторанах, но и в организациях, школах, детсадах.
  7. Строитель участвует в постройках домов. Для этой профессии нужна физическая сила. Строитель – очень нужная профессия.
  8. Парикмахер делает нам прически. Парикмахер должен обладать ловкими руками и тонким художественным вкусом.
  9. Бухгалтер подсчитывает затраты и прибыли на предприятиях, фирмах, организациях. Бухгалтер должен иметь экономическое образование и иметь математические способности.
  10. Учитель – профессия довольно сложная. Нужно не только уметь интересно подать материал, но организовать работу детей. Учитель должен обладать моральной выдержкой и тактом, хорошо знать свой предмет.

Картинки для детей на нашем сайте помогут ребятам узнать больше о профессиях и почувствовать, в чем их будущее признание. Главное – привить уважение малышей к любому виду деятельности. Кто бы это ни был – пожарный, учитель, доктор, строитель, водитель – к труду любого человека необходимо относиться бережно.

Видео

Кем я хочу стать?

Презентации

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями

№ 1. «Кем я хочу стать? Как буду работать?».

Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.

Материал: Картинки, изображающих людей разных профессий.

Ход игры: 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого я должен научиться?».

2. Обсуждение темы: «Какие профессии называют женскими? Мужскими?», «Случается ли, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской?».

3. Вывод, к которому детей подводит педагог: главное – любить и хорошо знать свое дело.

№ 2. «Поймай – скажи».

Цель: закрепить знания о профессиях взрослых.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии.

Образец: врач – лечит, художник – рисует, повар – варит, пожарный – тушит, плотник – строгает.

№ 3. «Про Олю и Колю».

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он мальчик.

Оля любит шить, потому что … она девочка.

№ 4. «Помощники».

Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Материал: цветок из картона со съемными лепестками.

Ход: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.).

Вариант игры: дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы.

№ 5. «Отгадай профессию».

Цель: закрепить знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход: воспитатель поочередно перечисляют действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребенок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии.

№ 6. «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры : сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение

№ 7. "Кто кем хочет стать?".

Цель : употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

№ 8. «Назови слова – действия».

Называю профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии

Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.

Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.

Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.

Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет бороду и усы.

№ 9. «Кому нужны эти предметы».

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

№ 10. «Кому нужен этот предмет?».

(На ковре лежат каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, газета, молярная кисть, тетрадь, рубанок).

Дети под музыку движутся по кругу, музыка останавливается – дети берут предметы и говорят:

Как называется этот предмет?

Людям какой профессии он нужен?

Что делает человек данной профессии?

№ 11. «Для чего нужны предметы?».

Дети встают в круг, бросаю мяч и называю предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, что делают с этим предметом.

Ножом –режут

Метлой –метут

Пилой – пилят

Топором –рубят

Поварешкой – наливают

Лопатой - копают

Иглой – шьют

Ножницами – стригут

Градусником – измеряют температуру

Расческой – причесывают

Кистью – рисуют

В кастрюле – варят

В сковородке – жарят

На весах – взвешиваются

№ 12. «Сварим вкусный суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; актизвизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.

Ход игры:

Перед детьми - плита. На ней - кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда); рядом - набор овощей (натуральные), миска с водой, нож, ложка.

Воспитатель: - Я научу вас варить из овощей вкусный суп! На плите стоит(показ)...?

Большая кастрюля.

В этой кастрюле - вода. Посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, поэтому пора чистить картошку.

Воспитатель просит кого - нибудь из детей найти и передать ему картофель, моет его в миске, чистит. Дети называют действия, повторяют названия.

Воспитатель интересуется, как теперь выглядит картошка.

Она белая, чистая без шкурки (кожицы).

Бросить ее в кастрюлю целиком или...?

Надо порезать.

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю. Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи. Отдельно на сковороде он жарит лук (дети называют овощ и действие с ним).

Воспитатель: «Послушайте, - говорит воспитатель, - как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?»

Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.

Говорит: «Очень жаль, что «не горит» наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей, овощной суп, на настоящей плите».

Когда приходит повар, воспитатель передают ему кастрюлю. Тот интересуется, что в ней, выслушивает детей, одобряет и уточняет их ответы. Обещает сварить суп.

Примечание . Желательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощ ной суп. Это доставит детям радость.

№ 13. «Кто что делает?».

Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».

№ 14. «Кому что надо?».

Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого - шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».

В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.

№ 15. «Петрушка идет трудиться».

Цели: Научить классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование: Картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната)

Ход игры: Приходит письмо от Петрушки, в котором он рассказывает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить).Однако, Петрушка, запутался в орудиях труда и просит ребят помочь.
Воспитатель предлагает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет, что нужно взять одну картинку, посмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос нужен для чистки паласа, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.

В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы ему нужны для выполнения заданий бабушки.

№ 16. «Профессии».

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Ход игры:

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

Повар!

Водит машину...

Водитель! и т.п.

№ 17. «Магазин посуды».

Цель: образовывать названия посуды, продолжать формировать знания о профессии продавца, воспитывать уважение к труду людей всех профессий, развивать мышление, речь, память, восприятие, внимание.

Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка. (предметы можно менять).

Организация: Воспитатель:

У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам...(хлебница, сахарница, салфетница). Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать.- Вот специальное блюдо для сухарей, это...(сухарница). А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт.«Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

№ 18. «Магазин ткани».

Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию: -Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани.Воспитатель открывает витрину с полосками ткани. - Кто из вас приобретает ткань для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом:-для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это - хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

№ 19. «Магазин».

Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.

Ход игры: Перед детьми - магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами;красивые клетчатые брюки с черным ремнем;меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи.В магазине их вдвое больше).Воспитатель - продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 5-6) воспитатель кладет в пакет, а пакет - в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.

№ 20. «Где это можно купить?».

Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи - фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.

Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от дома. Помогают ли они своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карточки. Где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.

Воспитатель: А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны будете сказать, где на большой карте положить маленькую карточку, принесите карточку и положите на большую карту, на тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку! Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!». Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какие действия и слова нужно произнести, чтобы быстро купить нужные товары.

№ 21. «Магазин игрушек».

Цель: Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Закреплять знания о профессии продавца.

Дидактический материал: Игрушки.

Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: - У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам.Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети.Продавец подает покупателю мяч. -Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч.Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: -А мне продайте. Пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.
Продавец подает игрушку - лису. Покупатель благодарит и садится на место.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Воспитатель приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.

№ 22.«Кто больше расскажет о профессии».

Цель: соотносить действия людей с их профессией.

Организация: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

Воспитатель: - Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи…)- А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).
- А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет).Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

№ 23. “Писатель”.

Ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» о какой -либо профессии, атрибуте этой профессии - в зависимости от изучаемого материала. Затем кто - либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает свою «придумку».

№ 24. «Экскурсия».

Дети садятся на стульчики, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе. На одном стульчике, впереди, сидит «Шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются.Шофер «крутит руль»)

Светофор: (показывает крупную фотографию)
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмортите - ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание пред вами?
Отвечайте быстро, сами.
(Что за улица пред вами?Что за памятник пред вами? и т.п.)
Дети : Это Зимний дворец.
Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Так дети «путешествуют» по городу и возвращаются на улицу.

№ 25. «Самый главный».

Педагог раздает детям предметные картинки и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

№ 26. «Угадай по результату профессию».
Воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.).

№ 27. «Определи по предмету профессию».
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

№ 28. «Что лишнее?».
Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

№ 29. «Доскажи словечко»
Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит,вырастет.... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет... (поэт)

У поэта брат - Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лева - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать... (ветеренаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой.... (актрисой)

Для актрис - аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава - кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог
Даньке. Будет он... (эколог)

№ 30. «Найди ошибку».

Врач варит суп.

Повар водит машину.

Учитель подстригает волосы.

Портниха лечит людей.

Полицейский взвешивает продукты.

Парикмахер лечит людей.


Тема «Профессии» является важной частью курса ознакомления с окружающим миром, который, в свою очередь, фокусируется сразу на нескольких образовательных направлениях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». «Профессии» рассматриваются, начиная с младших групп и вплоть до подготовительной группы. В этой связи важно выбрать такой способ организации материала, который позволил бы не только обобщить информацию, но и открывал бы возможности для пополнения знаний, умений и навыков ребят разного возраста. Всё это позволяет сделать лэпбук «Профессии».

Кто разрабатывает пособие

Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.

Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы «Профессии» я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.

В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают «банк данных» о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).

Материалы для группового лэпбука могут предлагать родители, дети, а педагог отбирает самое подходящее и нужное по теме

Как разрабатывается лэпбук «Профессии»

Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:

  • пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
  • материалы - карточки, картинки - должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
  • кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
  • содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры «Расскажи, кем ты хочешь стать» - ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).

Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме «Профессии», а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.

Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука «Профессии» в разных группах

Блок материалов Зачем включается в пособие Особенности рассмотрения в разных группах
Информационный Для ознакомления с темой. Информационный блок - это основа пособия, на которую ориентированы остальные материалы (наглядность, игры и пр.) В первой младшей группе ребята знакомятся с профессиями, с результатами труда специалистов, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: в садике готовит кушать повар, шофёр везёт автобус, на котором мама едет на работу, врач лечит, если заболели.
Во второй младшей группе ребята расширяют знания о роде занятий человека (учитель, парикмахер, бухгалтер и др.), а также рассматривают тему в контексте профессиональных занятий своих близких («Моя мама - учитель» и т. п.).
В средней группе ребята учатся соотносить профессию с инструментами и материалами, которые нужны для специалистов этого профиля (автомобиль - для шофёра, указка - для учителя, белый халат, лекарства, фонендоскоп - для доктора и пр.).
В старшей группе ребята формируют обобщённое понятие «профессия», расширяют представления о трудовых действиях, о специальностях, которые были, есть и будут актуальными в мире.
В подготовительной группе дети обобщают имеющиеся знания, а также формируют первичные представления о важности выбора профессии в жизни человека, знакомятся с профессиями будущего.
Литературный (рассказы, стихотворения) Для формирования образов профессий, воспитания уважения к труду. Младших дошкольников с темой можно познакомить с помощью «Сказки о пропавших профессиях» , которая акцентирует внимание на важности наличия специалистов в каждой области, а также привлекая отрывки произведения К. Чуковского «Доктор Айболит» .
В средней группе в лэпбук можно включить стихотворение «А что у вас» С. Михалкова , выстроив на его основе беседу на тему «Чем важны профессии наших мам и пап»:
  • Кем работает твоя мама?
  • Какую пользу приносит её работа?
  • Можно ли обойтись без этой профессии?
Для старших дошколят в подборку можно включить:
  • А. Платонов «Ещё мама» (рассказ об учителе);
  • А. Барто «Мы вчера играли в стадо» (о профессии воспитателя, пастуха);
  • В. Раскин. «Как папа был маленьким» (о профессии учителя).
Загадки Для закрепления и повторения материала. В младшем дошкольном возрасте задания лучше подбирать с зарифмованными ответами, так как ребятам ещё сложно работать с «классическим» вариантом загадок. В среднем и старшем в этот блок включаются загадки о вещах, напрямую связанных с профессией.
Наглядный Для придания эстетичности пособию и лучшего усвоения материала. Кроме того, в пособие включаются мультфильмы по теме. В младшей группе в наглядный блок входят картинки с изображением представителей разных профессий для иллюстрации рассказов педагога, во второй младшей малыши сами описывают картинки в 3–4 предложениях. В средней группе на основе картинок дети составляют обобщённый рассказ о профессии в 4–5 предложениях, а в старших группах дополняют рассказ своим мнением относительно той или иной специальности, пробуют представить, как изменилась бы наша жизнь без этой профессии (в 6–8 предложениях).
Творческий (раскрашивание, лепка) Для закрепления материалов, развития творческих способностей и расширения познавательных интересов. В младшем дошкольном возрасте ребята работают с картинками, на которых нет большого количества деталей. В средней и старшей группах дети раскрашивают специалистов в антураже их профессиональной деятельности (врач, осматривающий пациента, учитель на уроке). Начиная со средней группы, в этот блок можно включать пошаговые инструкции по лепке на темы, связанные с профессиями.
Блок с ребусами и кроссвордами Для работы с этим блоком ребятам нужно иметь представления о буквах, а также уметь писать, поэтому он используется только в лэпбуках для старших дошколят.
Для малышей и детей среднего дошкольного возраста можно использовать картинки «Найди отличия».

Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников

Видео: мультфильм «В мире профессий» для дошкольников

Как сделать лэпбук «Все профессии нужны, все профессии важны»

Рассмотрим порядок выполнения лэпбука для средней группы.

Яркие буквы названия пособия и картинки привлекают внимание ребят

Материалы:

  • две папки (картонные или пластиковые);
  • прозрачный пластиковый конверт для бумаги;
  • самоклеящаяся бумага (двух оттенков зелёного цвета);
  • двусторонний и широкий скотч;
  • цветная бумага (жёлтая, салатовая);
  • тонкий картон (фиолетовый, жёлтый, белый);
  • канцелярская кнопка;
  • картинки для оформления пособия;
  • подборка материалов.

Инструкция:

  1. Складываем папки так, чтобы получилась двойная центральная часть и по створке слева и справа.

    Этими картинками можно оформить обложку лэпбука и конверты с материалами

  2. Обклеиваем основу самоклейкой, проложив по сгибам более тёмный оттенок.

    Конверты могут быть одного цвета или разноцветными, но обязательно сочетающимися с оттенком основы

  3. Приступаем к левой створке.

    На одной створке можно расположить пару кармашков и одну книжечку

  4. Приклеиваем конверт с книжечкой со стихотворениями о профессиях. Склеиваем листочки и делаем корешок книжечки с помощью скотча.

    Страницы книжечки можно сделать разноцветными, чтобы каждая профессия была представлена своим цветом

  5. Размещаем конверт с игрой «Сложи картинку».

    Для игры «Сложи картинку» для детей младшего и среднего возраста лучше разрезать анимационные изображения специалистов разных профессий, а для старших дошколят изображения могут быть реальными фотографиями

  6. Крепим конверт с пазлом «Кому принадлежат эти предметы». Чтобы кусочки картинок не растерялись, конверт делаем закрывающийся: для «язычка» в виде цветка делаем на кармашке небольшую прорезь.

    Конвертики и кармашки с играми нужно обязательно подписывать

  7. Оформляем центральную часть. Приклеиваем конверт с тематическими картинками «Все профессии важны» для составления описаний профессий.

    В блок с тематическими картинками для старшей группы можно добавить иллюстрации к современным профессиям: веб-дизайнер, фотограф, промоутер и др

  8. Ниже крепим кармашек с картинками «Кому что нужно для работы», по которому ребята перечисляют набор инструментов для каждой изучаемой профессии.

    В старшей группе дети обсуждают предметы, которые необходимы для представителей разных профессий, например, плоскогубцы для автослесаря и механика, простой карандаш для художника и конструктора

  9. Оформляем правую створку внутри. Как и для оформления стихотворений, делаем небольшую книжечку с загадками по теме.

    Загадки оформляем обычной книжечкой или «гармошкой»

  10. Располагаем закрывающийся конвертик для игры «Спецодежда для бумажной куклы»: дети выбирают наряд для куклы, называют профессию.

    Одев куколку, ребёнок описывает представителя этой профессии

  11. Размещаем кармашек для тематических картинок с инструментами, необходимыми представителям разных профессий.

    В старшей и подготовительной группах набор иллюстраций под каждую профессию стоит расширить до 3–4

  12. На правой створке снаружи размещаем барабан со стрелочкой для игры «Кто здесь работает»: из фиолетового картона вырезаем круг, на него накладываем стрелочку, сверху кладём цветок из жёлтого картона, кнопкой прокалываем, подгибаем её на обратной стороне. Крепим получившийся барабан на основе. Дети поворачивают стрелочку и говорят, кто работает в антураже, представленном на картинке, на которой остановился указатель.

    В старшей и подготовительной группах дети не просто называют профессию, а аргументируют выбор именно этого профиля

  13. Оформляем заднюю часть лэпбука.

    Сверху можно разместить обобщённое определение понятия «профессия»

  14. Крепим прозрачный пластиковый конверт с лото «Профессии» (для старших дошколят): дети называют все предметы и объясняют, для чего они необходимы этому специалисту.

Фотогалерея: материалы для игры «Сложи картинку»

На основе собранных картинок ребята изучают основные атрибуты той или иной профессии Собрав картинки, дети могут дать краткое описание изображённых профессий На материале этой игры можно отрабатывать навык работы в парах В средней и старших группах собирать картинки можно на скорость

Фотогалерея: материалы для пазла «Кому принадлежат эти предметы»

В старших группах можно предложить детям поразмышлять на тему того, каким характером должен обладать представитель той или иной профессии Назвав изображённые атрибуты художника, ребята пробуют определить, можно ли выделить среди них что-то самое необходимое Рассмотрев атрибуты профессии врач, дети могут дополнить этот список Назвав изображённые музыкальные инструменты, ребята дополняют список теми, которые ещё им известны Рассказывая о профессии, ребята могут называть знакомых своей семьи, которые ею занимаются Дети могут дополнить рассказ о профессии тем, что им известно о ней из собственного опыта Каждый из изображённых элементов малыши называют Соединив профессию с атрибутами, дети описывают её роль в жизни человека

Фотогалерея: тематические картинки «Все профессии важны»

Работа бухгалтера требует доскональных знаний математики Рассказывая о воспитателе в детском саду, дети обязательно называют те качества личности, которыми специалист этого профиля должен, по их мнению, обладать Учитель помогает детям получать знания и показывает, как они могут быть применены в жизни Профессия веб-дизайнера стала особенно популярной в связи с ростом числа интернет-пользователей Спасатели очень часто рискуют своей жизнью, чтобы спасти других людей Пожарные - очень отважные люди Работа продавца требует вежливого обращения с клиентами Врачи помогают нам быть здоровыми Работа клоуна состоит в том, что он должен веселить других, даже если самому грустно Чтобы быть хорошим артистом, нужно перевоплощаться в своих персонажей, иначе говоря, других людей Без работы учёных невозможно развитие большинства других профессиональных сфер Рассказывая о миме, нужно упомянуть основные отличия этой профессии от профессии клоуна: мимы не разговаривают, их искусство ориентировано больше на взрослых, к тому же они обычно выступают на улице, а не в цирке Профессия почтальона уже не так актуальна сегодня, хотя в отделённых уголках страны без неё не обойтись Без шофёров не будет общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, и люди без личных автомобилей не смогут доехать туда, куда им нужно Моряк - рискованная профессия, требующая физической выносливости

Фотогалерея: картинки для оформления игры «Кто здесь работает»

Профессия почтальон нужна тем, у кого нет интернета Больницу дети угадывают по красному кресту и флакону с каплями В магазине может работать не только продавец, но и кассир, бухгалтер Соотнести ферму с профессией фермера могут даже малыши второй младшей группы Благодаря строителям, нас окружает такое количество самых разных зданий О том, что речь идёт о школе и учителе, дети догадываются по цветам и рюкзакам малышей

Фотогалерея: иллюстрации для лото «Профессии» (для старших групп)

Важно акцентировать внимание ребят на том, что повар не только готовит, но и оформляет блюдо
Стоит обратить внимание детей на то, что врач - одна из древнейших профессий Рассматривая инструменты врача, нужно упомянуть о том, что сотни лет назад у докторов не было тех приспособлений, что есть сегодня Можно предложить детям назвать те инструменты повара, которыми мы пользуемся в повседневной жизни Прежде чем заполучить карточку с изображением специалиста подходящего профиля, дети описывают, как он использует инструменты, изображённые на картинке Старшие дошкольники пробуют оценить актуальность той или иной профессии в будущем

Фотогалерея: образцы готовых лэпбуков на тему «Профессии»

Чем старше дети, тем больше материалов можно включить в лэпбук Все материалы и детали оформления должны быть крепкими, поэтому карточки лучше заламинировать, а разрезы кармашков укрепить скотчем Если в пособии нет объёмных кармашков, книжечек, то лэпбук можно сделать закрывающимся Часто лэпбуки выполняются в виде папок-передвижек Лэпбук на тему профессий может быть проектным заданием для детей и родителей Детей привлекает яркое оформление материалов в лэпбуке

Видео: видеообзор лэпбука на тему «Профессии»

Подборка материалов для лэпбука «Профессии»

При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.

Информационный блок

В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего .

Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать «Карту страны профессии», распределив специальности по нескольким направлениям: «Город Услуг» (парикмахер, продавец и др.), «Город Знаний» (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.

О каждом «городе» ребята составляют отдельный рассказ-описание

Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.

План с иллюстрациями помогает составить рассказ о профессии даже тем, кто ещё не умеет читать

Стихотворения

В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:

  • Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель… И тогда Ждёт вас вкусная еда.
  • Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
  • Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
  • Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.

Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного .

Загадки

Пословицы, поговорки

В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:

  • Ремесло за плечами не виснет.
  • Повар и духом сыт бывает.
  • Кашевар живёт сытее князя.
  • Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
  • Баловством хлеба не добудешь.
  • Не все те повара, у кого ножи длинные.

Игровой блок

В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.

Таблица: примеры игр для лэпбука «Профессии»

Как называется игра Суть На какую возрастную группу ориентирована
Дидактические игры
«Хлопни в ладоши, если…»
  1. Детям нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии.
  2. Например, для врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, приём больных, модная причёска, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т. д.
На вторую младшую
«Исправь ошибку» Педагог говорит фразу, а дети исправляют ошибку:
  • Повар лечит, а врач готовит.
  • Дворник продаёт, а продавец подметает.
  • Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
  • Музыкальный руководитель стирает, а прачка поёт с детьми песни.
На среднюю
«Продолжи предложение» Педагог начинает фразу, дети заканчивают:
  • Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…);
  • Прачка стирает … (полотенца, постельное бельё, халаты…);
  • Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…);
  • Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т. д.
На старшие
Театрализованные
«Давайте покажем, как это» Детям предлагается перечень ситуаций, которые они обыгрывают в сценках:
  • на приёме у врача-стоматолога (старшие группы);
  • дирижёр и оркестр (в средней группе);
  • воспитатель в детском саду (вторая младшая группа).
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
  1. Один ребёнок остаётся в группе. Все остальные уходят в приёмную, придумывают, какое-либо действие и показывают его без слов.
  2. Ведущий спрашивает у детей: «Где вы были, что вы делали?». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и показывают задуманное действие.
  3. Ведущий по движениям детей угадывает профессию человека.
На среднюю, старшие
Подвижные игры
«Все профессии важны» (для спортзала) Педагог описывает профессию, дети выполняют движения:
  • Профессия геолога очень интересная. Эту профессию выбирают люди, любящие природу и дальние путешествия. Геолог заходит в пещеры (ползание с упором на ладонях и коленях под модуль-дугу), поднимается в горы (выпрямиться, руки верх, подняться на носки), проходит по болотистым местам ищет полезные ископаемые (ходьба по «кочкам», положенным в шахматном порядке, переменным шагом).
  • Артисты цирка совершают чудеса. А жонглёры самые ловкие среди них (подбрасывание ватного шарика вверх и ловля колпачком (5 раз).
  • Военные защищают нашу родину. Профессия военного очень опасная, сложная требует ежедневной тренировки (ползание лёжа на животе по-пластунски с подползанием под модуль).
На старшие
Примеры пальчиковых игр на тему «Профессии» можно найти в публикации Кочетковой Н.В.

Фотогалерея: ребусы, кроссворд и тематические картинки «Найди отличия» для лэпбука «Профессии»

Ответы: стилист, кухарка, сталевар, астроном, горняк, дублёр, животновод, журналист, золотоискатель, лучник, ложкарь, краболов, косарь, скотовод, крестоносец, столяр, ключник, шпион Разгадывая кроссворд, дети отрабатывают знания букв Ответ: почтальон На картинках с рыбаками детям нужно найти 5 отличий На этих картинках ребята ищут 5 отличий На этих картинках детям нужно найти 10 отличий

Фотогалерея: шаблоны для раскрашивания и инструкция по лепке по теме профессии

Дополнительным заданием к раскраске Повара может быть придумывание истории о том, что он готовит Несмотря на количество мелких деталей, раскрашивать балерину могут даже малыши: заполнение цветом нужно только для балетной пачки Раскраска Строителя с фрагментом кирпичной стены может использоваться уже во второй младшей группе для отработки аккуратного раскрашивания прямоугольников кладки Рассматривая профессию парикмахера, важно сделать акцент на том, что этой деятельностью могут заниматься и женщины, и мужчины Рассматривая тему, связанную с профессиональным развитием человека, стоит обратить внимание на специальности, которые для многих являются хобби, в частности занятие фотографией На основе раскраски «Швея» можно предложить детям подготовительной группы поразмышлять на тему актуальности этой профессии в будущем Среди важных профессий, без которых нам не обойтись, обязательно нужно обратить внимание на те, что имеют отношение к спасению жизней людей в неординарных ситуациях Рассматривая тему «Профессии будущего», обязательно нужно упомянуть профессию учёного Для придания яркости образу Художника можно использовать восковые мелки для раскрашивания В старшей группе дети могут сами работать с инструкцией по лепке, разъяснения педагога не нужны

Как использовать лэпбук в детском саду и дома

Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:

  • для презентации нового материала по теме;
  • для отработки полученных знаний;
  • для закрепления и повторения материала.

Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.

С лэпбуком дети могут работать как самостоятельно, так и в группе