Менеджер в спортивной индустрии. Что такое «спортивный менеджмент»? Категории спортивных менеджеров

нять индивидуальные действия во время развёртывания атаки в середине поля, сделав акцент на его более глубокое взаимодействие с игроками из соседних линий. Индивидуальные действия со стороны нападающего были бы наиболее полезны для команды лишь в завершающей стадии атаки, когда соперник уже прижат к воротам.

Перспективными являются исследования, направленные на поиски закономерностей, которые можно выявить во время применения игроками командных тактико-технических действий.

Литература

1. Варюшин В.В. Игровые упражнения в тренировке взаимодействия футболистов: Метод. разраб. для слушателей Высш. шк. тренеров, фак. повышения квалификации и студентов ГЦОЛИФКа / Варюшин В.В.; ГЦОЛИФК. - М., 1989. - 77 с.

2. Віхров К. Тактика гри у футбол. Групова взаємодія. „ФВ в школі”. - 2004. - №2. - С.23-25.

3. Кучеренко О., Немировский Л. Знаете ли вы футбол? - М.: ФиС., 1980. - 88с.

4. Лебедев Л., Немировский Л. А ваше решение? - М.: Со-в.спорт, 1990. - 95с.

5. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

6. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

7. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

8. Лисенчук ГА. Управление подготовкой футболистов - К.: Олимп. Лит., 2003. - 271с.

9. Лоос Г., Альямани Фади Ахмед. Тренер по футболу. - К., 1991. - 112с.

10. Козловский В.И. Подготовка футболистов. - М.: ФиС., 1977. - 173с.

Поступила в редакцию 10.03.2007г.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛОЙ

Приходько И. И., Путятина Г.Н. Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье авторами предпринята попытка системного подхода к организации управления спортивной школой. Спортивная школа представлена как субъект и объект управления, разработана организационная модель спортивной школы.

Ключевые слова: спортивная школа, управление, объект управления, субъект управления, ресурсы организации, организационная модель.

Анотація. Приходько І.І., Путятіна ГМ. Організація управління спортивною школою. У статті авторами використовується системний підхід до організації управління спортивною школою. Спортивна школа представлена як суб’єкт та об’єкт управління, розроблено організаційну модель спортивної школи.

Ключові слова: спортивна школа, управління, об’єкт управління, суб’єкт управління, ресурси організації, організаційна модель.

Annotation. Prikhodko I.I., Putyatina G.N. Organization of management sporting school. In the article authors are undertake the attempt of approach of the systems to organization of management sporting school. Sporting school is presented as a subject and management object, the organizational model of sporting school is developed. Key words: sports school, management, management object, management subject, resources of organization, organizational model.

Введение.

Проблемы сохранения и развития системы спортивных школ являются частью целостной системы развития физической культуры и спорта. Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является развитие детско-юношеского, резервного спорта и привлечение населения к занятиям физической культурой. Один из показателей социально-экономического развития Украины - количественно-качественная характеристика спортивных школ. На данный момент проводится реформирование основ системы детско-юношеского и резервного спорта путем определения организационно-правового статуса деятельности спортивных школ.

Научные исследования последних лет в сфере физической культуры и спорта характерны тем, что они выполнены на основе использования принципов системного подхода. Среди таких работ следует отметить работы Н.В. Жмарева , который дал глубокий системный анализ спорта как социальной системы, работы И.И. Приходько и В. И. Мудрика , которые, опираясь на методы системного подхода, раскрывают организацию совершенствования управления физической культурой и спортом. Системный подход при исследовании организации управления физической культурой и спортом реализуется как системный анализ, программно-целевые методы и моделирование. Моделирование как метод научного исследования широко применяется для изучения информационных процессов при управлении многоуровневыми системами, комплексными экспериментальными исследованиями, проектными разработками, многопроцессорными вычислительными и информационными системами . Теоретические основы моделирования используются для изучения взаимодействия экономической и социальной эффективности .

Моделирование в физическом воспитании и спорте как метод научного исследования и как один из компонентов системы управления подготовкой спортсменов широко применяется при изучении закономерностей динамики состояния спортсмена в ходе подготовки, правил и форм построения тренировочного процесса . Наибольшее распространение получили модели состояния спортсмена (модельные характеристики его соревновательной деятельности, специальной физической, технической подготовленности, морфофункциональных и психических особенностей) и модели различных структур тренировочного процесса . Однако многие аспекты организационного моделирования и его применения в сфере управления физической культурой и спортом разработаны недостаточно. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает целостное представление об организационном моделировании, как методологической основе управления, планирования, организации и контроля эффективности деятельности спортивных школ.

Данная работа выполняется в рамках Свод-

ного плана научных исследований Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта 2006 - 2010 гг. на кафедре менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры „Організація і технологія удосконалення діяльності суб’єктів та об’єктів управління фізичною культурою і спортом (на прикладі Північно-східного регіону України)”. Шифр: 2.3.5. Номер госрегистрации: 010Ш006475.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - систематизировать организацию управления спортивной школой.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать систему управления спортивной школой.

2. Раскрыть организационную модель спортивной школы как субъекта и объекта управления.

Результаты исследования.

Наши исследования основываются на организационном анализе деятельности спортивных школ трех областей Украины (Полтавской, Сумской, Харьковской), а также на результатах опроса директоров и тренеров спортивных школ. Нами выявлена

объективная необходимость систематизации и совершенствования организационной структуры спортивных школ. Системный подход в исследовании спортивных школ как объекта социального управления, на наш взгляд, предполагает рассмотрение спортивной школы в трех аспектах:

■ историческом - с позиции выяснения условий зарождения системы спортивных школ, основных этапов их развития;

■ структурном, который позволяет определить состояние и формы связи компонентов спортивных школ, иными словами организационную структуру;

■ функциональном, который раскрывает способность спортивных школ удовлетворять потребности личности и общества.

Система управления спортивной школой состоит из таких компонентов: механизм управления, организационная структура (субъект! объект) управления и процесс управления. Структурный аспект системного подхода ориентирует исследование деятельности спортивных школ на раскрытие целостности объекта. Спортивная школа как объект уп-

Рис.1. Структурные элементы спортивной школы

равления представляет собой совокупность различающихся между собой элементов: структурных подразделений, занимающихся, тренерско-преподавательский состав (рис. 1).

Общий характер взаимосвязи элементов спортивной школы определяется уровнем развития ее основных составляющих субъектов: учредитель выступает непосредственным создателем объекта; внутришкольное управление осуществляет директор, который несет персональную ответственность за деятельность спортивной школы; заместитель директора и методист являются административными единицами; общественный сектор управления спортивной школой представлен общественными органами внутришкольного управлении (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет); учащиеся и другие структурные подразделения. Необходимо подчеркнуть субъектно-объектную роль элементов системы управления спортивными школами, их способность быть одновременно субъектом и объектом управления, так как каждому элементу системы присущи свой предмет, формы и методы деятельности.

Механизм управления присущ всем без ис-

ключения областям деятельности людей. Механизм управления спортивной школой представляет собой совокупность следующих компонентов: цели управления, принципов, функций, методов и форм управления. Эффективность деятельности спортивных школ по подготовке спортивного резерва обусловлена уровнем государственной политики в системе детско-юношеского и резервного спорта, а именно в совершенствовании взаимосвязей и взаимодействий между субъектами и объектами управления физической культурой и спортом (рис.2).

Кабинет Министров Украины на основе Конституции и законов Украины осуществляет государственное управление реализацией основных направлений государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Эффективность организации управления спортивной школы - это создание научно обоснованных организационных форм, методов, техники управления и благоприятных условий для достижения педагогическим коллективом поставленных целей и высоких показателей с использованием имеющихся ресурсов.

Организационную модель спортивной школы мы рассматриваем с двух позиций, как субъект

Рис. 2. Механизм управления спортивными школами

управления и как объект управления. Организационная модель спортивной школы как субъекта управления (управляющей подсистемы) характеризуется следующими блоками параметров:

■ цель и эффективность деятельности;

■ состояние управляемой системы;

■ использование ресурсов в управляемой системе.

Блок целей характеризуется эффективностью влияния организации управления на конечные результаты деятельности и включает параметры:

■ эффективность влияния организации управления на результат деятельности и выражается в использовании администрацией спортивной школы основ научной организации труда, внедрении в практику работы результатов научных исследований в сфере физической культуры и спорта, использовании компьютерных технологий в процессе построения учебно-тренировочных занятий;

■ уровень профессиональной компетенции аппарата управления в спортивной школе (директора, заместителя, методиста):

■ повышение квалификации административного и тренерско-преподавательского состава;

■ функционирование общественного сектора внутришкольного управления (педагогический совет, тренерский совет, родительский комитет).

Данный блок характеризует эффективность системы управления в спортивной школе, которая в первую очередь зависит от профессиональных и личностных характеристик директора.

Блок использования ресурсов в системе управления характеризует соотношение общей эффективности деятельности спортивной школы и затрат на управление (наличие полного состава администрации спортивной школы, эффективность принятия управленческого решения).

Организационная модель спортивной школы как объекта управления (управляемой подсистемы) характеризуется такими блоками параметров:

■ цели, которые характеризуют задачи, стоящие перед спортивной школой;

■ состояние учебно-тренировочного процесса, спортивные достижения;

■ использование ресурсов.

В блоке параметров цели раскрываются стороны деятельности спортивной школы. Главная цель и основная задача спортивных школ - обеспечение привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также селекция наиболее одаренных воспитанников в системе подготовки спортивного резерва.

В блоке параметров состояния учебно-тренировочного процесса спортивная школа характеризуется:

■ степенью специализации (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ);

■ количеством занимающихся в группах (по куль-

тивируемым видам спорта);

■ структурой учебно-тренировочного процесса (цикличность построения);

■ внешними и внутренними связями;

■ составом и структурой тренерских кадров и вспомогательного персонала.

В блоке использования ресурсов отражается:

■ использование финансовых средств (основных и дополнительных источников);

■ использование материально-технических ресурсов (наличие собственной или арендованной спортивной базы, спортивного инвентаря, оборудования, использование коммунальных услуг);

■ рациональное использование трудовых ресурсов (педагогическая нагрузка на одного трене-ра-преподавателя, стимулирование труда, повышение квалификации, уровень социальной защищенности).

В результате анализа и обобщения системы управления спортивной школой мы пришли к заключению о том, что:

1. Система управления спортивной школой представляет иерархию организованных подсистем.

2. Уровни иерархии формируются в процессе деятельности спортивной школы.

3. Каждый уровень иерархии обладает собственным ресурсным и информационным полем.

4. Процесс управления происходит на каждом уровне.

5. Управление происходит с учетом имеющихся ресурсов.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает необходимость использования системного комплексного подхода в научном обосновании организации деятельности спортивных школ. Это дает основания разработки Целевой комплексной программы совершенствования управления деятельностью спортивных школ до 2011 г. в региональном масштабе.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем организации управления спортивной школой.

Литература

1. Жмарев Н. В. Системный поход и целевое управление в спорте. - К.: Здоров’я, 1984. - 144с.

2. Исаев А. А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 240с.

3. Кофман Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: Дис...д. пед. н.: 13.00.04. - М., 1998. - С. 4456.

4. Круцевич Т. Модельно-целевые характеристики физического состояния в системе программирования физкультурно-оздоровительных занятий с подростками// Наука в Олимпийском спорте. - 2002. - №1. - С. 23-29.

5. Михеев Е.А. Научно-методические основы моделирования информационных процессов для обеспечения подготовки специалистов по управлению многоуровневыми производ-

ственными системами: Дис...канд. тех. наук: 05.13.06. -М., 2005. - С. 22-29, С. 32.

6. Приходько И.И., Мудрик В.И. Комплексный подход к организации совершенствования управления физической культурой и спортом// Материалы научно-практической конференции «Научно-практические проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях». -Белгород: БЮИ. - 1999. - С. 27-30.

7. Федулова Л.І. Організаційно-економічні моделі багатофункціонального управління виробничою діяльністю на основі сучасного менеджменту. - Миколаїв: Вид-во УДМ-ТУ, 1997. - 170с.

8. Шкода Р.В. Теоретические основы моделирования взаимодействия экономической и социальной эффективности: Дис.канд. экон. наук: 08.00.01. - Волгоград, 2001. - 162с.

Поступила в редакцию 04.04.2007г.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ТАКТИКЕ БЕГА НА ВЫНОСЛИВОСТЬ

Рыбковский А.Г.

Донецкий национальный университет

Аннотация. Тактическая подготовка спортсмена во время бега на средние и длинные дистанции включает теорию, методику развития выносливости и на этой базе решение двигательных задач по определению тактических вариантов ведения борьбы на дорожке, как эффективное средство реализации своей готовности. В основу моделирования тактических вариантов положены расчеты скорости бега на дистанциях от 800 м до марафонской (42 км 195 м). На основании чего построен алгоритм управления скоростью во время бега на средние и длинные дистанции.

Ключевые слова: тактическая подготовка, модели, координация движений, специальная выносливость. Анотація. Рибковський А.Г. Технічна підготовка спортсмена та її реалізація в тактиці бігу на витривалість. Тактична підготовка спортсмена під час бігу на середні і довгі дистанції включає теорію, методику розвитку витривалості і на цій базі рішення рухових задач по визначенню тактичних варіантів ведення боротьби на доріжці, як ефективний засіб реалізації своєї готовності. В основу моделювання тактичних варіантів покладені розрахунки швидкості бігу на дистанціях від 800 м до марафонської (42 км 195 м). На підставі чого побудовано алгоритм керування швидкістю під час бігу на середні і довгі дистанції.1

Ключові слова: тактична підготовка, моделі, координація рухів, спеціальна витривалість.

Annotation. Ribkowskii A.G. Technical training of the sportsman and its realization in tactics of run on persistence. The tactical preparation of the sportsman during run on average and long distances includes the theory, procedure of development of persistence and on this base the decision of motorial problems by definition of tactical variants of conducting struggle on a track, as an effective agent of realization of the readiness. In a basis of modeling of tactical variants the accounts of rate of run on distances from 800 m up to marathon (42 km 195 m) are fixed. On the establishment that the algorithm of control of rate is constructed during run on average and long distances. Keywords: tactical preparation, model, coordination of locomotions, special persistence.

Введение.

Реализация тактической подготовки как определенных вариантов ведения борьбы в условиях соревнований, позволяет спортсмену более эффективно использовать уровень своей специальной

подготовленности. Возросший уровень конкуренции в беге при равной функциональной готовности показывает, что побеждает спортсмен, который зная свои и соперников достоинства и недостатки, вместе с тренером составляет выигрышные тактические программы, как в активной, так и пассивной форме. В активной форме программа поведения спортсмена составляется заранее, когда известны участники забега и их возможности. Пассивная форма предполагает действия спортсмена, как ответное поведение на маневры соперников. В первом варианте, спортсмен использует, прежде всего, свою предрасположенность к равномерной скорости бега по всей дистанции или на отдельных финишных отрезках. Во втором варианте, спортсмен по уровню своей подготовки может мгновенно реагировать на изменения скорости соперников, предпочитая держаться в «тени» и не показывая заранее свои тактические намерения. Как правило, такие спортсмены имеют универсальный уровень подготовки, одинаково владея несколькими вариантами техники бега и запасом скоростной выносливости.

В этой связи исключительно высокие требования предъявляются к надежности и точности реализации тактических программ в экстремальных ситуациях соревнований. Если спортсмен технически и функционально подготовлен к различным переключениям скорости независимо на каком отрезке дистанции, это необходимо сделать, то не имеет значения выбор варианта тактики бега, как «пассивного», так и «активного», когда на тактические варианты спортсмен отвечает по ходу бега адекватными действиями .

На современном этапе подготовки спортсменов в беге на средние и длинные дистанции выносливость приобретает новое качество - сохранение высокой скорости бега на отрезках финиширования. Это в свою очередь, накладывает отпечаток и на тренировочный процесс спортсменов-средневиков и стайеров, когда значительный объем скоростной работы выполняется на фоне утомления.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого национального университета.

Формулирование целей работы.

Цель работы - изучить тактические варианты в беге на средние и длинные дистанции с учетом техники бегового шага.

Результаты исследований.

В основу моделирования тактических вариантов, мы взяли расчеты скорости бега на дистанциях от 100 м до марафонской (42 км 195 м). При построении графика скорости бега рассматривалась средняя скорость пробегания для каждой дистанции. Наиболее высока средняя скорость бега отмечается у женщин на дистанции 100 м, у мужчин на 200 м. Математические расчеты показали, что при сопоставлении средней скорости бега с длиной дистанции отсутствует линейная зависимость между этими параметрами. Например, при увеличении дистанции в 2 раза от 100 до 200 м,

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

МЕНЕДЖМЕНТ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

(нормативно-правовой аспект)

Рецензенты:

Канд. юр. наук, депутат

Канд. пед. наук, глава

Менеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект): учебно-методическое пособие / , . – Омск: СибГУФК, 2010. – 212 с.

Учебно-методическое пособие посвящено вопросам регулирования деятельности спортивных школ в настоящих социально-экономических условиях. В соответствии с нормами российского законодательства авторами предлагаются комментарии к Типовому положению об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, которое является одним из основных документом, регламентирующих деятельность рассматриваемых образовательных учреждений.

Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и специалистов по профилю высшего учебного заведения (направление 032100 «Физическая культура», специальность 032101 «Физическая культура и спорт»), а также для аспирантов и специалистов-практиков, занимающихся вопросами управления спортивными школами.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

© ФГОУ ВПО СибГУФК

Введение ………………………………………..…………..….………..…..


Список принятых сокращений…………………..…………………………

К истории развития внешкольных объединений………………..………..

Государственное руководство деятельностью

спортивных школ в России………………………………………………....

Типовое положение об образовательном

учреждении …………………….

Раздел I. Общие положения …...…………….……………………………

Пункт 1……………………………………………………………..…….

Пункт 2.…………………………………………………………..………

Пункт 3.…………………………………………………………..………

Пункт 4.………………………………………………………………..…

Пункт 5.………………………………………………………………..…

Пункт 6.……………………………………………………………….….

Пункт 7.……………………………………………………………..……

Пункт 8.………………………………………………………………..…

Контрольные вопросы …………………………………………………..….

Раздел II . Организация учреждения

дополнительного образования детей ……………………………………

Пункт 9………………………………………………………………..….

Пункт 10………………………………………………………………….

Пункт 11……………………………………………………………….....

Пункт 12……………………………………………………………….....

Пункт 13……………………………………………………………..…...

Пункт 14……………………………………………………………….....

Пункт 15……………………………………………………………..…...

Пункт 16……………………………………………………………..…...

Пункт 17……………………………………………………………….....

Пункт 18……………………………………………………………….....

Контрольные вопросы ………………………………………………...........

Раздел III . Основы деятельности учреждения

дополнительного образования детей ………………………………........

Пункт 19……………………………………………………………..…...

Пункт 20……………………………………………………………..…...

Пункт 21……………………………………………………………...…..

Пункт 22……………………………………………………………….....

Пункт 23……………………………………………………………….....

Пункт 24……………………………………………………………….....

Пункт 25……………………………………………………………….....

Пункт 26……………………………………………………………….....

Пункт 27……………………………………………………………….....

Пункт 28………………………………………………………………….

Пункт 29……………………………………………………………...…..

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел IV . Участники образовательного процесса …………………....

Пункт 30……………………………………………………………….....

Пункт 31………………………………………………………………….

Пункт 32……..…………………………………………………………...

Пункт 33……………………………………………………………….…

Пункт 34………………………………………………………………….

Пункт 35……………………………………………………………….…

Пункт 36…………………………………………………………….……

Пункт 37……………………………………………………………….…

Пункт 38……………………………………………………………….…

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел V. Управление и руководство ……………………………….…..

Пункт 39………………………………………………………………….

Пункт 40……………………………………………………………….....

Пункт 41……………………………………………………………….....

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Раздел VI . Имущество и средства учреждения ……………………..…

Пункт 42……………………………………………………………..…...

Пункт 43……………………………………………………………..…...

Пункт 44……………………………………………………………….....

Пункт 45……………………………………………………………….....

Пункт 46……………………………………………………………….....

Пункт 47……………………………………………………………….....

Пункт 48……………………………………………………………..…...

Контрольные вопросы ……………………………………………………...

Список использованной литературы ………………………………..….

Приложение 1. Примерное положение

о Совете ОУ ДОД «Спортивная школа»…………………………………..


Приложение 2. Примерное положение

о педагогическом совете ОУ ДОД «Спортивная школа»………………...

Приложение 3. Примерное Положение

о методическом совете ОУ ДОД «Спортивная школа»…………………..

Приложение 4. Примерное ПОЛОЖЕНИЕ о тренерском совете ОУ ДОД «Спортивная школа»……………………………................................

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых документов,

по мерам безопасности и регламентации

проведения учебно-тренировочных занятий

и спортивных соревнований………………………………………………..

Приложение 6. ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ

в образовательном учреждении дополнительного образования детей….

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ВЦСПС СССР

ДОСААФ СССР

Минобразования РФ

Минпрос СССР

Минспорттуризма России

Минфин РФ

Рособразование

Рособрнадзор

Роспотребнадзор

Росспорт

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов СССР

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту СССР

Единый государственный реестр налогоплательщиков

Единый государственный реестр юридических лиц

Единый социальный налог

Идентификационный номер налогоплательщика

Лечебно-профилактическое учреждение

Министерство внутренних дел РФ

Министерство образования и науки РФ

Министерство просвещения СССР

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Министерство финансов РФ

Налог на доходы физических лиц

Федеральное агентство по образованию

Федеральная служба по надзору в сфере образования

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Указом Президента РФ от 01.01.2001 упразднено)

Российская Федерация

Совет народных комиссаров СССР

Санитарные правила

Федеральный закон

Физическая культура

«Человек, не обладающий информацией

не может взять на себя ответственность.

Человек, которому представили информацию

не может не взять на себя ответственность»

Ян Карлсон

(президент шведской авиакомпании SАS

в 80-х гг. XX века)

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день спорт становится не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Вовлечение широких масс населения в занятия физической культурой, успехи российских спортсменов в международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, что в целом отражается на эффективности государственного управления .

В сложившихся социально-экономических условиях в РФ во всех отраслях, включая сферу физической культуры и спорта, проблема правового обеспечения деятельности каждого субъекта правоотношений по-прежнему актуальна .

Государство придает огромное значение развитию физической культуры и спорта. Значительную роль в привлечении к занятиям физической культурой играют учреждения дополнительного образования детей (в частности, спортивные школы). По утверждению «государство должно нести груз ответственности по поддержанию спортивных школ» . Тем более, в настоящее время, по его словам, в России увеличивается количество спортивных школ и занимающихся в них детей. Здоровье детей и обеспечение их досуга, а значит, отстранение детей от «улицы», будет и дальше связано с открытием новых спортивных школ .

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России в последние годы, по мнению и, является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи .

Однако, по словам ведущих специалистов сферы физической культуры и спорта и руководителей страны высшего ранга, сегодня полностью исчерпан спортивный потенциал советской системы .

На последнем заседании Государственного совета по вопросам физической культуры и спорта Президент РФ был вынужден констатировать, что «система физического воспитания в образовательных учреждениях требует коренной модернизации» . В связи с этим необходимо создание полноценной спортивной инфраструктуры. По мнению Президента РФ, в системе спорта «ключевую роль должны играть детско-юношеские спортивные школы», а «забота о таких школах должна стать приоритетной» .

Совершенно очевидно, что без изучения законодательных основ и других форм правотворчества, с помощью которых определяются компетенции и выстраиваются взаимоотношения граждан РФ, образовательных учреждений, общественных организаций, предприятий и государственных органов, невозможно обеспечить эффективность развития сферы физической культуры и спорта. Совершенствование информационно-правового обеспечения данной сферы позволит создать единый правовой режим, являющийся важнейшим элементом законности.

В связи с тем, что проблема качественной подготовки спортивного резерва по-прежнему остается острой, возникает необходимость применения специалистами сферы физической культуры и спорта разработанного нормативно-правового материала по регулированию деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей в практической деятельности .

Анализ официальных документов и материалов, а также научно-методической литературы по названной проблеме позволяет утверждать, что в настоящее время не существует современных сборников нормативно-правовых актов, ориентированных на деятельность спортивных школ и соответствующих групп работников сферы физкультурно-спортивной деятельности (административный, педагогический и учебно-вспомогательный персонал).

В большинстве случаев вопросами правового характера занимаются административные работники физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, которые не имеют достаточных знаний в области права . Это, в свою очередь, создает определенные проблемы в организации образовательного процесса в спортивных школах (например, создание и дальнейшее функционирование образовательных учреждений дополнительного образования детей; осуществление права детей на дополнительное образование; трудовые отношения спортсменов и тренеров и т. д.).

Представленная систематизация нормативно-правовых актов с комментариями к отдельным положениям и статьям позволит успешно ориентироваться в действующем законодательстве РФ и повысит эффективность образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и других физкультурно-спортивных организациях, работающих с детьми и молодежью.

При изложении требований нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные направления деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, авторы данного пособия приводят ссылки с использованием материалов справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», а также журнала «Учреждения физической культуры: бухгалтерский учет и налогообложение».

К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Первыми внешкольными объединениями, решающими задачи по развитию личности в конце XIX века, были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Своим появлением они обязаны представителям прогрессивной интеллигенции: , и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. С этой целью стремились создавать благоприятные условия для развития, как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества.

Помимо этих ярких представителей интеллигенции, организатором активного досуга был. По его инициативе с 1909 г. в садах и скверах стали проводиться детские массовые игры («Волки и овцы», «Гуси и волки», «Третий лишний» и др.), собиравшие до 400 детей и взрослых. Кроме игр, проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки. В дальнейшем Городская дума г. Москвы выступила инициатором создания сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами.

В предвоенные годы (до 1914 г.) новым явлением в жизни средней школы стало занятие спортом, которое ранее признавалось «неинтеллигентным». В это время в образовательных учреждениях создавались футбольные и теннисные клубы, детские и молодежные гимнастические организации: «потешные» (в память детских игр Петра I), «соколы» (по типу чешских организаций) и «бойскауты» (по английскому образцу).

Правительство России придавало большое значение развитию скаутского движения, получившего в начале XX века широкое распространение в Англии, Германии, Франции, Австрии и даже в Китае. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 г. гвардейским офицером в г. Павловске. К тому же Николай II, понимая важность внешкольного образования, 22 мая 1910 г. утвердил «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». При содействии генерал-майора, возглавлявшего первый государственный орган руководства физической культурой и спортом, активно формируются всероссийские союзы по видам спорта, создается система учебно-тренировочных сборов, разрабатываются нормативы физического развития населения. Кроме этого, в годы Первой мировой войны были созданы военно-спортивные клубы.

К 1917 г. дружины и отряды скаутов действовали в 143 русских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. Оживлению скаутского движения способствовало создание в 1914 г. в крупных городах (Петроград, Москва, Киев) «Обществ содействия юным разведчикам» «Русский скаут» (под председательством генерал-майора в отставке).

В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девиз скаутов «Будь готов!» впоследствии был заимствован пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения.

Итак, деятельность внешкольных учреждений в дореволюционный период приобретала самостоятельность, хотя и курировалась политическими силами страны.

В послереволюционный период (1917–1941гг.) внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов и форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики.

В Народном Комиссариате просвещения в ноябре 1917 г. был создан отдел внешкольного образования. Основная задача отдела заключалась в развертывании культурно-просветительной работы среди детей и подростков.

Первое внешкольное государственное детское учреждение открылось в 1918 г. в Москве. Оно называлось «Станция юных любителей природы», а в 1920 г. было преобразовано в «Биостанцию юных натуралистов им. ». Это учреждение считается «началом» государственной системы внешкольного образования детей. В 1919 г. были созданы первые общества любителей спорта, гимнастические кружки.

С середины 20-х годов XX века в общеобразовательных школах вводятся обязательные уроки по физической культуре. В резолюции XV партийной конференции содержится требование «…полнее и шире развить физкультуру, сделать ее активнее и многообразнее», «...заботиться о создании площадок для физкультуры».

Картина развития внешкольного образования в 20–30-е гг. XX века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Потрясает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха , школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы .

В 1925 г. был открыт Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». В послевоенные годы пионерские лагеря получили дальнейшее развитие и решали задачи не только оздоровления детей, но и общественно-политического, трудового и физкультурно-спортивного воспитания.

Первые детские спортивные школы и стадионы открылись в 1934 г. в Москве, Тбилиси, Киеве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Ташкенте и других городах. В системе профсоюзов подобные учреждения были открыты в 1936 г. Их главной задачей было проведение оздоровительной работы среди детей и подростков.

Важную роль в развитии военно-прикладного направления физической подготовленности учащейся молодежи сыграло введение в марте 1931 г. комплекса по 15 видам спорта «Готов к труду и обороне». С этой целью повсеместно создаются военно-спортивные клубы. Но через 3 года (март 1934г.) для детей пионерского возраста утверждают комплекс из 13 упражнений под названием «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Это некоторым образом оживило работу с детьми во внеучебное время.

Позже появляются и такие учреждения, как детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами, дома детской книги, картинные галереи, киностудии.

В системе народного образования спортивные школы появились в 1943–1944 гг. Сначала они действовали на базах общеобразовательных школ, но в конце 1940-х годов стали выделяться в отдельные учреждения. Дальнейшее развитие внешкольных учреждений было приостановлено Великой Отечественной войной.

Жизнь детей, подростков после войны была нелегкой. На Всероссийском августовском совещании учителей (1945 г.) в соответствии с постановлением секретариата ВЦСПС «Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков» (март 1945 г.) были определены внеклассные и внешкольные формы работы, направления развития физической культуры.

Постановлением СНК СССР от 01.01.2001 г. «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы» различным органам власти было рекомендовано немедленно освободить все спортивные сооружения, занятые не по назначению. Также предусматривалось открытие 80 спортивных школ. Необходимо было внести поправки в их штатное расписание, учредить должность государственного тренера по виду спорта.

Началом следующего этапа развития сети внешкольных учреждений стало постановление ЦК ВКП (б) от 01.01.2001 г., в котором были определены главные направления дальнейшего развития физической культуры и спорта. Приоритетной стала задача повышения мастерства советских спортсменов и на этой основе завоевания ими мирового первенства в важнейших видах спорта. отмечает, что в послевоенные годы лозунг «Превратить массовость физической культуры во всенародность» был весьма актуален. В соответствии с данной целью быстрыми темпами развивалась сеть внешкольных учреждений, и в 1948 г. в стране функционировало свыше 460 детских спортивных школ, в которых занимались более 80 тысяч учащихся.

В апреле 1952 г. постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работников внешкольных учреждений» была установлена единая номенклатура внешкольных учреждений, определено правовое положение их работников, намечены пути дальнейшего развития. В это время усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со школой. В 1953 г. Министерство просвещения СССР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения, регламентирующее содержание, формы и методы работы.

Период 50-60-х годов характеризуется дальнейшим подъемом внешкольной деятельности. Важным моментом, определившим резкий скачок в росте численности учащихся, было решение о проведении Министерством просвещения СССР спартакиад школьников. Первая спартакиада состоялась в 1954 г. С целью подготовки к новым стартам в стране стали создаваться районные спортивные школы. С 1956 г. в СССР началось бурное развитие детско-юношеского спорта. Возникают новые детские автотрассы, клубы моряков, речников, детские и юношеские астрономические общества, появляются специальные учреждения по работе со старшеклассниками (дома комсомольцев-школьников, военно-спортивные клубы и др.), укрепляется их материально-техническая база. На базе крупных предприятий , научно-исследовательских институтов, колхозов были созданы станции юных техников, детские технические станции, военно-технические школы.

Большую культурно-просветительную и физкультурно-оздорови-тельную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки, а также профсоюзы.

В системе народного образования в 60-х годах создаются областные, краевые, республиканские спортивные школы, которым отводится роль координаторов физкультурно-спортивного движения в регионах. В 1961 г. открываются спортивные школы-интернаты. Первая школа-интернат была открыта в г. Ташкенте, а всего по стране насчитывалось 26 спортивных школ-интернатов.

Несмотря на позитивные сдвиги в детско-юношеском спорте, стали более заметны и некоторые недостатки в работе внешкольных учреждений: наличие большого числа отделений по видам спорта в одной школе; рост числа учащихся, выбывающих еще до окончания школы; острая нехватка квалифицированных тренерских кадров; недостаточное обеспечение спортивными базами, финансами и спортивной формой.

В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры» от 01.01.2001 г., а также целым рядом решений, принятых партийными и государственными органами, за этот период в стране были созданы новые внешкольные учреждения и укреплена материально-техническая база уже имеющихся.

В 1972 г. при Министерстве просвещения СССР открылась Республиканская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, которая отвечала за развитие детско-юношеского спорта в системе образования.

Таким образом, выстроились логические «вертикаль» и «горизонталь» внешкольных учреждений физкультурно-спортивной направленности.

Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, введенном в действие с 01.01.1974 г., спортивные школы были отнесены к внешкольным учреждениям. В соответствии с номенклатурой спортивных школ, утвержденной Спорткомитетом СССР в 1974 г., и номенклатурой внешкольных учреждений, утвержденной Минпросвещения СССР (приказ № 10 от 01.01.2001), ДЮСШ подразделялись на две категории: ДЮСШ и СДЮШОР. Согласно Типовому положению о детско-юношеской спортивной школе, спортивные школы создавались в системе Минпросвещения СССР, МПС, профсоюзов, профессионально-технических образовательных учреждений, комитетов по физической культуре и спорту и других ведомственных организаций, как в городской, так и в сельской местности.

В данный период создавалась широкая сеть специализированных внешкольных учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей в той или иной области знаний, велась большая спортивно-массовая работа. Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время . Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных видов внешкольных учреждений.

В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета , создается разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью.

Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок , комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах.

Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы – организации массовых мероприятия, смотров-конкурсов, клубов, профильных, туристских и спортивных лагерей и т. д.

В общеобразовательной школе дополнительное образование было представлено внеурочными занятиями (кружками, факультативами, секциями), внеурочной воспитательной работой , которая проводилась, как правило, под эгидой пионерской и комсомольской организаций. Их уставные документы, а также различные программы («Законы», «Ступени», «Марши», «Смотры», «Ленинский зачет» и т. д.) с непреложной обязательностью для каждой школы задавали и цели, и содержание, и формы его реализации в процессе «самостоятельной деятельности» детей под педагогическим руководством учителя или родителей. Кружковая работа носила в основном «предметный» (по учебным предметам школьной программы) характер и охватывала преимущественно детей младшего школьного возраста 7–12 лет. Номенклатура факультативов жестко задавалась из центра, их содержание также имело «предметный» характер. Они и зарождались как «дополнительные главы» к тому или иному предмету учебного плана. Однако в лучшем случае это были курсы подготовки в вузы.

Однако, несмотря на то, что практически все звенья системы подготовки спортивных резервов были созданы, отсутствие плановости, преемственности в их работе снижало эффективность учебно-тренировочного процесса в спортивных школах. На эти недочеты в деятельности спортивных школ было указано спортивным организациям страны в сентябрьском (1981 г.) постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Спортивным организациям было поручено усилить работу по подготовке спортивных резервов. По данным органов статистики и многих ученых, постепенно увеличивалось количество спортивных школ и соответственно охват занимающихся.

В 1987 г. было введено в действие Положение о спортивных школах и классах в соответствии с приказом Госкомспорта СССР «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» (вместе с «Положением о специализированных классах по видам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах»).

Повсеместно пропагандируется внешкольная работа в семье. Подчеркивается, что физическое совершенство детей и подростков во многом определяется в семье: в общении с родителями формируются взгляды на окружающую действительность, убеждения, складываются привычки. Физическое воспитание детей эффективно только тогда, когда родители воспитывают ребенка не только активно, но и достаточно целенаправленно, системно. Успех зависит от умения родителей использовать соответствующие средства, формы, методы. Особое внимание уделяется режиму дня школьников. Основными формами внешкольной работы являются: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка и физкультпауза, самостоятельные тренировочные занятия с родителями, семейные соревнования, прогулки, закаливающие процедуры. Правильная организация занятий, личный пример родителей в значительной мере способствуют выявлению у детей способностей, наклонностей к определенному виду физической активности.

В 1989 г. общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля реорганизуются в училища олимпийского резерва, и это дает новый импульс развитию системы внешкольных учреждений. К тому же приказом Госкомитета по народному образованию СССР «О создании детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП)», которым было признано необходимым создать новый вид внешкольных учреждений физкультурного профиля – детско-юношеские клубы физической подготовки.

Итак, в 1991 г. функционировало более 8 тыс. ДЮСШ, в которых занималось более 4 млн. человек; 1500 СДЮШОР – 550 тыс. человек; 156 ШВСМ и 50 УОР – 18 тыс. человек. В данных учреждениях культивировалось в эти годы 45 олимпийских видов спорта, 46 видов спорта, не входящих в олимпийскую программу, и 14 видов спорта для инвалидов.

Таким образом, в послевоенные годы наблюдается период наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности, и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи.

В советской системе образования принципами внешкольной работы выступали:

– массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам;

– развитие их инициативы и самодеятельности;

– общественно-полезная направленность деятельности;

– разнообразие форм внешкольной работы;

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Период начавшейся «перестройки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности.

В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум , который постепенно заполнялся за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и появления новых.

Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им бόльшей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда .

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» -1 начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Внешкольным учреждениям придан новый статус – образовательные учреждения дополнительного образования детей.

Образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, реализующего программы различной направленности. Они выходят за пределы основных общеобразовательных программ в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан. В связи с этим повысились требования к созданию условий для организации учебно-воспитательного процесса и культурного досуга детей, содержанию образования, профессиональному мастерству педагогов в учреждениях такого типа.

В дальнейшем (с 1992 г.) учреждения независимо от организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности недостаточно финансировались из-за дефицита бюджетных средств. Помимо бюджетных организаций, проблемы в финансировании наблюдались во внешкольных учреждениях, принадлежащих коммерческим предприятиям и общественным организациям. Уменьшилось количество проводимых соревнований в масштабах города, области, страны. Именно с 1992 г. начинается новая эпоха в истории развития образовательных учреждений дополнительного образования детей, характеризующаяся их резким сокращением независимо от типа и ведомственной принадлежности.

В этот весьма сложный период развитие детско-юношеского спорта нуждалось в поддержке государственных структур, но руководители высшего ранга в этом отношении ничего не предприняли.

В настоящее время система дополнительного образования детей в России включает более 18 тыс. образовательных учреждений, которые находятся в ведении различных ведомств (образования, по делам молодежи, физической культуры и спорта) и органов (министерств, агентств, департаментов, управлений) федерального, регионального и местного уровней.

В России существуют различные виды образовательных учреждений дополнительного образования детей. Причем приказом Минспорттуризма России № 000 установлены требования к спортивным школам, реализующим различные этапы многолетней спортивной подготовки. Согласно приказу Минспорттуризма России № 000 для учреждений императивно установлены требования к реализуемым ими этапам и задачам. В настоящее время спортивно-оздоровительный этап подготовки имеют право реализовывать только ДЮКФП и ДЮСШ; начальной подготовки (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮСШОР); учебно-тренировочный (ДЮСШ, СДЮСШОР), совершенствование спортивного мастерства (ДЮСШ, СДЮСШОР); высшего спортивного мастерства (СДЮСШОР).

Государственное руководство системой спортивных школ в России

Государственное управление системой спортивных школ представляет собой процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти . Но после принятия Конституции РФ (1993) и пришли к выводу о том, что термины «государственное управление», «органы управления », «публичное управление» трансформировались в термины «исполнительная власть», «органы исполнительной власти».

Номенклатура учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, их цели и задачи

В России продолжает функционировать эффективная си­стема подготовки спортивного резерва, которая складывалась на про­тяжении последнего полувека. Основу ее составляют детско-юношес­кие спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские (спортивно-технические) школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР), школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

На основе Закона "Об образовании" все перечисленные спортив­ные школы включены в номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ее дополняют детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП) и структурные подразделения физкультурно-спортивной направленно­сти домов детского творчества и т.п.

Известно, что понятие "спортивные резервы" в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспи­тания молодежи, развития массовой физической культуры и высшего спортивного мастерства.

В более узком понимании "спортивные резервы" – это спортсме­ны, достигшие определенного уровня спортивного мастерства и охва­ченные современными организационно-методическими формами под­готовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – перспективные в возрастном плане спортс­мены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных меж­дународных соревнованиях.

Ближний резерв – молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего спортивного резерва учи­тывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спор­тивных результатов, а также возможность успешного выступления на юниорских, юношеских первенствах мира, Европы и других между­народных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближне­го резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модель­ным характеристикам.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся опре­деленным видом спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, спортивных училищах олимпийского резерва.

Спортивная подготовка детей, подростков, юношей и девушек осу­ществляется в соответствии с такими принципами спортивной трени­ровки, как направленность на максимальные достижения; углубленная специализация и индивидуализация; единство общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывность тренировочного процесса; взаимосвязь постепенности нагрузки и тенденция к "предельным" нагрузкам: волнообразность динамики нагрузок; цикличность трени­ровочного процесса.


На основе охарактеризованной выше философии Федеральные ор­ганы государственного управления физической культурой и спортом в стране и органы образования сформулировали конкретные задачи спортивных школ на этапах многолетней подготовки. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования, призва­на способствовать:

Самосовершенствованию;

Формированию здорового образа жизни;

Профессиональному самоопределению;

Развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

Достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортив­ных школах (табл. 2).

Таблица 2. Этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах и детско-юношеских клубах

Менеджмент спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Высшим органом управления спортивной школой является конференция общешкольного коллектива, которая созывается один раз в 2 года.

Общее руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет выборный орган - совет спортивной школы, в равных пропорциях представляющий работников и занимающихся и избираемый на конференции общешкольного коллектива. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава. Решения совета принимаются открытым голосованием, считаются принятыми, если за них проголосовало более 50 % членов списочного состава, и являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива.

Формами самоуправления в спортивной школе являются также педагогический совет, тренерский совет, методический совет и др.

Непосредственное руководство спортивной школой (государственной, муниципальной) осуществляет прошедший аттестацию директор, который назначается учредителем.

Директор спортивной школы планирует, организует и контролирует учебно-тренировочный процесс, отвечает за качество и эффективность работы спортивной школы; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебно-тренировочного процесса и спортивных соревнований, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности; осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников; утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств; представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы менеджмента

Федеральное агентство по образованию.. ГОУ ВПО Магнитогорский государственный университет.. О В Андреева..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Распределение часов курса по темам и видам работ
№№п/п Наименование тем Всего (часов) Аудиторные занятия (час.) Самост. работа Лекции

Методические рекомендации по изучению курса
Изучение курса «Управление физкультурно-спортивной деятельностью» студентами специальности «Менеджмент организации» дневного и заочного отделений включает в себя самостоятельную работу с книгой по

Предмет менеджмента в физической культуре и спорте
Менеджмент как наука: Взаимосвязь управления физической культурой и спортом с управлением другими с

Физкультурно-спортивная организация как система, ее функции
Физкультурно-спортивная организацияпредставляет собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения т

Правовые основы физкультурно-спортивной организации
Правовой основой существования физкультурно-спортивных организаций являются Гражданский кодекс Российской Федерации (1994 г.), федеральные законы Российской Федерации «Об акционерных обществах» (19

Организационно-правовые формы физкультурно-спортивных организаций
Деятельность коммерческих и некоммерческих физкультурно-спортивных организаций в соответствии с действующим законодательством может осуществляться в различных организационно правовых формах, в пере

Физкультурно-спортивной деятельности
аспект характеристика экономический проявляется, во-первых, в том, что на его разработку и реализацию требуются определен

Принципы управления физкультурно-спортивной деятельностью
Принципы характеристика научности построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных да

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 1) Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» специально уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществля

В области физической культуры и спорта
В соответствии со ст. 6 (п. 2) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (1999 г.) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической

Олимпийский комитет России
В соответствии со ст. 7 Закона «О физической культуре и спорте Российской Федерации» (1999 г.) Олимпийский комитет россии: разрабатывает и проводит единую политику развития спорта высших д

Общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества
В настоящее время в России действуют такие общественные Общественно-государственные) физкультурно-спортивные общества, как Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Российское физкул

Направленности
6.1. Технология создания физкультурно-спортивной организации: общая характеристика Создание физкультурно-спортивной организации представляет собой достаточно сложный и мно

Общая характеристика бизнес-плана физкультурно-спортивной организации
Бизнес-план- это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемой деятельности физкультурно-спортивной организации. Основная цельразра

Концепция бизнеса (резюме)
Поскольку данный раздел является предельно сокращенным вариантом всего бизнес-плана, т. е. его «резюме», он разрабатывается после всех других разделов и включает информацию по следующим позициям.

Физкультурно-спортивной деятельностью
Одним из важных оснований классификации информации является ее содержание. По этому основанию информацию, необходимую для осуществления менеджмента (управления) в физической культуре и спорте, можн

Организаций
Разграничение функциональных обязанностей персонала физкультурно-спортивной организации осуществляется с помощью такого инструмента механизма менеджмента (управления) в физической культуре и спорте

Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики работников физической культуры и спорта
Отраслевые тарифно-квалификационные характеристики должностей работников разработаны федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и сгруппированы в три раздела.

Номинальный начальник (главный руководитель)
Роль номинального начальника сводится в основном к представительству соответствующей организации в различных «сторонних» (внешних) организациях. Например: руководителю физического воспитания образо

Распространитель информации
Роль распространителя информации заключается в передаче сведений, полученных из внешних или внутренних источников, Другим работникам организации. Передача сведений может осуществляться в неизменном

Основные типы структур спортивных организаций
Строго линейная организационная структураосновывается на отношениях «руководство - подчинение» и отражает самую общую ступень разделения управленческого труда - на отдачу приказов,

Практическая работа №4
Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых и других ус

Практическая работа №5
Анализ действующего законодательства и практики учреждения разнообразных организаций позволяет констатировать, что технология создания физкультурно-спортивной организации включает три основные проц

Общие положения
Спортивная школа представляет собой разновидность образовательного учреждения дополнительного образования детей, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к всесторонне

Организация спортивной школы
Спортивная школа создается учредителем [Министерство образования Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, иные министерства (ведо

Основы деятельности спортивной школы
Спортивная школа самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и ор

Участники образовательного процесса
Участниками образовательного процесса в спортивной школе являются дети, педагогические работники, родители. При приеме детей спортивная школа обязана ознакомить их и (или) родителей со сво

Имущество и средства спортивной школы
За спортивной школой в целях обеспечения ее деятельности учредителем закрепляются на правах оперативного управления здания, имущественные комплексы, оборудование, инвентарь, а также иное, необходим

Бизнес-план американской фирмы по торговле спортивными товарами
Анализ реального и потенциального рынка спортивной одежды и обуви показывает наличие неудовлетворенного спроса на них, а также на спортивный инвентарь и сопутствующие товары, включая пищевые концен

Единый календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Календарный план спортивных соревнований представляет собой нормативный документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий плановый период соревнований и их виды, опре

Положение о спортивном соревновании
Положение о спортивном соревновании представляет собой нормативный документ, который регламентирует характер, цель, задачи, программу соревнований, порядок выявления победителей и другие организаци

Сценарий спортивного соревнования
Сценарий спортивного соревнования (как правило, сценарии церемоний открытия и закрытия соревнования, награждения участников и т.п.) в общем виде может быть охарактеризован как краткое изложение сюж

Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанно

Руководитель физического воспитания
Должностные обязанности. Планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждении. Осуществляет проведение

Инструктор по физической культуре
Должностные обязанности. Организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников

Диагностическая контрольная работа
1. Правомочность использования понятия «управление» применительно к физической культуре и спорту? 1) представляет собой систему управления конкретными мето

В России продолжает функционировать эффективная система подготовки спортивного резерва, которая складывалась на протяжении почти 50 лет. Основу ее составляют спортивные детско-юношеские школы (ДЮСШ), СДЮШОР, ШВСМ. Все вышеперечисленные организации входят в систему или номенклатуру учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Понятие “спортивные резервы” в широком смысле обозначает всю совокупность достижений общества в деле развития массовой физической культуры и спортивного высшего мастерства. В узком смысле - это спортсмены, достигшие определенного уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, которые обеспечивают дальнейший рост спортивных результатов. В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв - перспективные в возрастном плане спортсмены высокого класса, являющиеся кандидатами в сборные команды страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на крупных международных соревнованиях.

Ближний резерв - молодые, одаренные спортсмены, способные в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближнего резерва используют комплекс показателей, определяющий дальнейший рост спортивных результатов, учитывают возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки.

Потенциальный резерв - юные спортсмены, занимающиеся разными видами спорта в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и т.п.

Спортивная школа, как организация дополнительного образования, призвана способствовать:

  • · самосовершенствованию;
  • · формированию здорового образа жизни;
  • · профессиональному самоопределению;
  • · развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей;
  • · достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.

Исходя из закономерностей становления спортивного мастерства, установлены этапы многолетней подготовки обучающихся в спортивных школах.

Спортивно-оздоровительный этап рассчитан на весь период подготовки, если это предписано нормативными документами или учредительными. Этап начальной подготовки - 2-3 года, предполагает решение задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. Социальные нормы охвата занимающихся таковы - 10-12% от детей в возрасте 6-15 лет. На учебно-тренировочном этапе (4-5 лет) ставятся задачи: улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение уровня физической подготовленности в соответствии с требованиями программ по видам спорта, а также профилактика вредных привычек и правонарушений.

Этап спортивного совершенствования - 3 года, спортивного высшего мастерства - 3-5 лет. Социальная норма 0,2% от 16-25 летнего возраста. На этих этапах ставится задача привлечения к специализированной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов.

Современная система спортивных школ объединяет 4000 школ различного типа и охватывает все регионы России. На развитие массового спорта ориентировано 3000 ДЮСШ, на подготовку высококвалифицированных спортсменов - 920 специализированных школ. Систематически занимается около 2 млн., из них 34,5 тысячи - спортсмены высокого класса. Количество штатных специалистов составляет - 40 тысяч человек.

Менеджмент в спортивной школе

Деятельность спортивных школ регулируется двумя нормативно-правовыми документами:

  • 1) законом “Об образовании”;
  • 2) документом Минобразования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ» №96-ИТ от 25.01.95.

Спортивная школа любого типа и названия создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется органом местного самоуправления в заявительном порядке. Учредителями могут быть:

  • · органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • · отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения;
  • · отечественные и иностранные фонды, общественные и частные;
  • · общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;
  • · граждане РФ и иностранные граждане.

Статус учредителя определяет организационно-правовую форму спортивной школы. В России более 70% спортивных школ учреждены органами образования, которые и финансируют свои школы.

Для регистрации спортивной школы учредитель представляет заявление о регистрации, решение учредителя о создании спортивной школы, ее устав, документ об уплате госрегистрационной пошлины. Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента регистрации. Таким образом, спортивная школа как юридическое лицо имеет устав, расчетный счет в банке, печать, штамп, бланки со своим наименованием. Права на образовательную деятельность возникают у спортивной школы с момента выдачи ей в установленном порядке -- лицензии, в которой фиксируется предельная численность обучающихся, контрольные нормативы и срок действия.

Основой государственных гарантий является государственное и муниципальное финансирование.

Организация учебно-тренировочного процесса

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года, учитывая специфику вида спорта. Основные формы учебно-тренировочного процесса:

  • · учебно-тренировочные и теоретические занятия;
  • · групповые, работа по индивидуальным планам (СС и ВСМ);
  • · медико-восстановительные мероприятия и медконтроль;
  • · тестирование;
  • · участие в соревнованиях и сборах;
  • · инструкторская и судейская практика.

Внутришкольный менеджмент

Спортивную школу возглавляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначаемый учредителем. Формами самоуправления являются педагогический совет, собрание трудового коллектива, тренерские советы отделений (см.ст.35 закона “Об образовании”).

В оргструктуры спортшкол входят зав. учебной частью, бухгалтер, врач, инструктор-методист, обслуживающий персонал. В случае находящихся на балансе спортсооружений, то и администрация и обслуживающий персонал спортсооружения.

Организационная структура нормативно закрепляется в штатном расписании. Штатное расписание- это перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей в организации, а также должностных окладов по штатной должности. Заработная плата определяется по ЕТС с учетом различных надбавок или по нормативам за одного занимающегося.

Экономическая и предпринимательская деятельность спортивной школы

Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Она имеет самостоятельный баланс и расчетный счет в банке. Деятельность ее финансируется учредителем в соответствии с договором между ними. Спортивная школа вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допустимы любые виды предпринимательской деятельности, предусмотренные уставом.

Эффективность деятельности спортивных школ

Для оценки эффективности работы спортивных школ Комитетом по ФК и туризму установлены педагогические критерии.

На этапе начальной подготовке: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности, уровень освоения основ техники" видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. На учебно-тренировочном этапе: состояние здоровья, уровень физического развития, динамика уровня подготовки, освоение объемов нагрузки, теории. На этапе спортивного совершенствования: уровень физического развития, выполнение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, динамика показателей, результаты выступлений во всероссийских соревнованиях. На этапе спортивного высшего мастерства: стабильность результатов выступления на всероссийских и международных соревнованиях, число спортсменов подготовленных в составы сборных команд России.

Научный анализ результатов работы спортивных школ показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком и полностью опирается на детско-юношеский спорт. По оценке специалистов система подготовки спортивного резерва позволяет обеспечить конкурентное пополнение сборной команды России. Расчеты сделаны исходя из того, что по олимпийским видам спорта на единицу стартового состава сборной России приходится 2мсмк, 8мс, 29 кмс.

Для достижения спортсменом мастерства международного уровня его необходимо готовить 10-12 лет. Наглядна и крутизна подъема к вершинам мастерства, которую одолевает соответственно один из 7,28,168 и более 2 тысяч занимающихся на этапах многолетней подготовки. Эти расчеты могут служить основой для прогнозирования показателей подготовки спортивного резерва как источника пополнения сборных команд по разным видам спорта.

Контрольные вопросы

  • 1. Понятие спортивных резервов.
  • 2. Цели и задачи спортивной школы.
  • 3. Организация, формы и этапы подготовки.
  • 4. Организационная структура управления спортивной школой.
  • 5. Критерии эффективности деятельности спортивных школ.