Полхов майданская матрешка основные мотивы росписи. История полхов-майданской росписи. Технология создания и виды изображений. Фото изделий. в начальной школе

Что за тарарушки экспортировали Америка с Европой у Советского Союза? Где расписывают знаменитую майданскую матрёшку и почему у неё алая роза на макушке? Как сделать «наводку», «пестрение», о технике «лессировок» рассмотрим на примере росписи солонки.

Баловство на экспорт

Тарарушки - это деревянные расписные игрушки. Изготавливали их в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Вообще токарный промысел был там развит ещё с XVIII века (этот вид работ селяне переняли от монахов Саровского монастыря, находящегося неподалёку). Но вытачивали в основном, посуду. Ради забавы начали изготавливать игрушки - матрёшки, грибы, птички-свистульки. Назывались такие игрушки - «тарарушки», то есть «несерьёзные» вещи, для баловства детишек.

Расписывать их стали только в XX веке. Во времена СССР этот вид росписи процветал (вплоть до 90-х годов). Была создана фабрика на полтысячи рабочих мест, где вытачивали и расписывали вручную и посуду, и игрушки. Эти изделия шли на экспорт в США и страны Европы. Сейчас фабрика закрыта, но ремесло живёт силами местных частных предприятий.

История цветка на макушке

В орнаменте росписи присутствуют разные цветы: мак, тюльпан, шиповник, ромашка и самый главный - роза-дикуша. Это как эмблема на всех полхов-майданских изделиях. Она есть и на матрёшке - на самой макушке. В разные времена эта роза то упрощалась, то усложнялась, вид её может быть разным, но обязательно алого цвета.

Что за роза-дикуша? Этот цветок в память об Алёне Арзамасской - предводительнице из города Арзамаса, воевавшей в войске со Степаном Разиным и предками полхов-майданцев. Алёну взяли в плен и сожгли на костре. На месте гибели выросла дикая роза - «дикуша». Так и стали изображать алую розу кустари на своих изделиях, в честь местной Жанны д’Арк…

Цвета орнаментов очень глубокие и контрастные благодаря технике «лессировок» - наложению чистых цветов друг на друга. Красный и зеленый, синий и желтый - основные, остальные получаются наложением. Есть и оранжевый, и фиолетовый.

Технология проста: шлифовка, грунтовка крахмальным клейстером изделия, затем накладывался один основной цвет (чаще - желтый), затем лессировки. Так, наложением цветов прямо на изделии получались нужные цвета. Потом «наводка» - обведение контура черным цветом, «пестрение» - точечные рисунки. В конце - лакировка изделия.

Рассмотрим это на примере росписи солонки.

Солонка с цветами

Материалы и инструменты :

1. Солонка из дерева

2. Краски акриловые

3. Кисти беличьи или пони №№ 1-5 и щетина № 10

4. Лак бесцветный

5. Карандаши

Технология изготовления:

1. Нанести контуры рисунка на изделие (фото 1). 2. На всю поверхность изделия нанести светло-жёлтую краску (фото 2). Дать подсохнуть. 3. Нанести на фрагменты рисунка слой красной краски, получится красно-желтая роза (фото 3).

4. Аналогично слоями наносить и другие краски, получая более насыщенные цвета (фото 4,5,6). Давать подсохнуть каждому слою.

5. Сделать «наводку» (обвести контуры чёрным цветом) (фото 7,8,9).

6. Нанести «пестрение» (точечные спиральки) (фото 8,9).

7. Солонка готова (фото 10).

Изучение культуры России, знакомство с народными промыслами начинается со своего края. Допустим, художественных росписей в одной только нашей, Нижегородской области, целых три: хохломская, городецкая и полхов-майданская. О городецкой рассказывала .

А Вы знаете, чем был знаменит Ваш край?

P.S. Первоисточник (в журнале "Записки дикой хозяйки").

Сказочная роспись Полхова Майдана

Учитель ИЗО и МХК, 1 квалификационной категории, МБОУ гимназии № 30 г.Ульяновска: Бутузова Наталья Витальевна.


Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

  • Яркая и пышная, Роспись необычная, Крупные цветочки, Зеленые листочки

Изделия мастеров Полхова-Майдана

История промысла. Село Полховский Майдан – лесная, удалённая от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремёсла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалёку от Дивеева монастыря. Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, оседали вблизи монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.


ПОЛХОВ МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное слово, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, игрушки, так называемое «белье». Полхов-майданские сувениры – это погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке, грибочки, копилки, матрешки, пистолеты-хлопушки. Все эти изделия называли забавным словом «тарарушки».

Точили так же посуду - ложки, солонки, кубки, поставки, вазы, тарелки и миски, бочонки, шкатулки.

Веселое сказочное царство расписных игрушек и посуды приковывает внимание изобретательностью и разнообразием форм, радует своей праздничной красотой.


Яркими узоры эффектно сочетались с светлым фоном дерева.

Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками.

В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

«цветы с наводкой»-

Роспись без контура

Ш ироко распространен прием «Пестрение» -


А чтобы изделия глаз радовали, их стали расписывать яркими узорами, которые эффектно сочетались с светлым фоном дерева. Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

Пишут анилиновыми красками по загрунтованной крахмалом поверхности.

В росписи используют разнообразные приемы:

«цветы с наводкой»- цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром пером и тушью с последующей заливкой плоскостей цветом.

«цветы без наводки» или «травки» - роспись без контура

Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Ш ироко распространен прием «Пестрение» - простейшая кистевая роспись мазками, точками, прямыми и зигзагообразными линиями, завитками, сцепленными в один ряд.


При росписи применяют чистые яркие краски: желтую, малиновую, переходящую в и розовые оттенки, синюю, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета.

Краски при росписи следует наносить в один слой. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными.

После росписи изделие лакируют.

Стиль полхов майданской росписи, контрастный по цвету, с пышным и ярким узором, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.


Та-ра-рушки, Та-ра-рушки – Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные, да нарядные, не – на – глядные…



Матрешка из Полхов-Майдана



«Цветочная наводка», «пестрение» Разживка листьев

Разживка на цветах


Мотивы росписи Полхова –Майдана. Композиция росписи: * Направление сказочной веточки зависит от формы посуды. * Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами. * Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.


Последовательность выполнения росписи.

* Сначала наметим силуэт узора простым карандашом. Волшебная веточка красиво изгибается. * В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки. Цветовое решение узора. Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана? (желтый, красный, зеленый, синий) Посмотрите последовательность работы над узором в цвете 1. Заливка желтым цветом


2. Проработка другими цветами 3. Завершающий этап – обводим контур черным цветом. Самостоятельная работа. Выполнить роспись посуды по традициям Полхова-Майдана


Рефлексия. Заверши фразу:

Мы узнали нового на уроке о…….

Все изделия делали из…..

В селе Полхов-Майдан изготавливали ……..

Основные мотивы росписи посуды это….

Мастера используют в росписи основные цвета…..

Необычное в этой росписи то, что…..

- Кому эта роспись понравилась больше, чем те, с которыми мы уже были знакомы раньше?


Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. От названия села и пошло название знаменитого промысла Почти в каждой семье здесь занимаются изготовлением игрушек




Перед росписью изделия проходят специальную подготовку: Поверхность изделия тщательно шлифуют (делают гладкой), затем покрывают крахмальным клейстером (чтобы краски не расплывались) Перед росписью изделия проходят специальную подготовку: Поверхность изделия тщательно шлифуют (делают гладкой), затем покрывают крахмальным клейстером (чтобы краски не расплывались)


Далее черной тушью (" наводят ") контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками: красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую (для более усиления цвета), и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком. Далее черной тушью (" наводят ") контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками: красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую (для более усиления цвета), и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком.


В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент Растительный орнамент весьма устойчив – это так называемая « Роза », бутоны, ветвь из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками




Эту матрешку можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. Лицо обрамляют кудри. Нет линии сарафана и привычного платка с узелком, на голове «полушалок» спадающий на плечи с крупным цветком. Роспись условного фартука заключена в овал спускающийся от лица.

В последние десятилетия наметилась тенденция к возрождению и развитию многовековых народных промыслов. Одним из интереснейших ремесел русских мастеров является полхов-майданская роспись. Картинки на посуде и предметах обихода, раскраска игрушек-тарарушек яркие, притягивающие к себе взгляды. Это о них говорят: «Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется». Действительно, эти удивительные поделки народных умельцев словно светятся изнутри, создают атмосферу праздника и поднимают настроение. Их все чаще выбирают для оригинального подарка или покупают в качестве сувенира.

История возникновения ремесла

Еще с конца XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, расположенном на берегу речушки в Нижегородской области, зародилось удивительное искусство вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины (благо, их много росло в окрестных местах). Они продавались на ярмарках и служили дополнительным средством дохода для крестьян. Намного позже, в 20-е годы XX века, кто-то решил украсить поделки: сначала выжженным рисунком, затем яркой росписью. В долгие зимние вечера вся семья собиралась вместе и коротала время за изготовлением уникальных предметов: мужчины обрабатывали дерево, а женщины и детишки «оживляли» появившиеся игрушки с помощью красок. На посуде же под кистью каждого умельца расцветали пышные букеты цветов.

Первые мастера вырезали все изделия вручную. Позже, когда появились токарные станки, процесс значительно упростился, но это никоим образом не сказалось на качестве товара. С течением времени полхов-майданская роспись получала все большее распространение и известность в разных уголках России.

Создание поделок

Процесс изготовления сувениров включает в себя несколько этапов. Выточенные хорошо шлифуют. Затем поверхность 2-3 раза пропитывают раствором картофельного крахмала - это своего рода грунтовка. Обработанную заготовку хорошо просушивают, после чего начинают готовить к росписи.

Сначала тушью наносят контур желаемого рисунка. Разные размеры пера (используют 11-13 номера) позволяют сделать линии различной ширины. Следующий этап - художественная красками, чаще анилиновыми. При их подборе предпочтение отдается насыщенным красным, зеленым, синим, желтым оттенкам. Причем при нанесении одного тона краски поверх уже существующего другого (это традиция росписи) рисунок приобретает особую яркость и радужность.

Последние штрихи - покрытие изделия бесцветным лаком в несколько слоев (техника лессировок), что делает поверхность изделия сияющей. Именно яркостью и словно излучаемым изнутри блеском отличается полхов-майданская роспись.

Элементы рисунка

Искусствовед Н. В. Тарановская, говоря об особенностях ремесла, отмечает особую декоративность, неповторимость и пышность создаваемых мастерами рисунков.

Чем же так необычна полхов-майданская роспись? Картинки, появляющиеся на изделиях, отличаются многообразием крупных и ярких (чаще красного оттенка) цветков, уже распустившихся или пока еще находящихся в стадии бутона. При этом различают несколько видов нанесения рисунка: цветы с наводкой - черный контур хорошо виден, цветы без наводки, пестрение - краски накладываются легкими мазками. Типичным является изображение фруктов (особенно яблок) и ягод, животных и птиц. Присутствует также городской либо сельский пейзаж, характерной чертой которого стала красная заря.

Как узнать майданскую тарарушку

Полхов-майданская роспись обычно хорошо узнаваема, так как есть ряд признаков, характерных только для нее.

  1. В раскраске преобладает сочетание следующих цветов: желтый и темно-синий или холодно-красный и зеленый.
  2. Самый распространенный цветок - роза в разных вариациях, а также мак, шиповник, георгин.
  3. Приоритетный фон для изображения растительного орнамента - желтый. Рисунок, как правило, имеет четко очерченный черный контур.

Полхов-майданская матрешка

Особое место среди поделок занимает традиционный русский сувенир, в оформлении которого также сложились определенные традиции. Полхов-майданская во многом не похожа на всем привычную матрешку из других областей России. Вместо сарафана на ней овальный передник, украшенный зеленой веткой с крупными яркими цветами. На голове не платок, завязанный под подбородком, а скорее, оригинальная, мягко спадающая из-под которой обычно выбиваются завитые кудри. Это характерная деталь убора местных женщин. Помимо особенностей в раскраске, такие матрешки имеют по сравнению с другими более вытянутую форму. Они больше напоминают веселых русских девушек.

Художественное ремесло сегодня

В современных условиях альтернативой кустарному изготовлению изделий стало производственно-художественное объединение, открытое на базе фабрики игрушек в райцентре Вознесенское, под названием «Полхов-Майданская роспись». Здесь игрушки и предметы быта вытачивают не вручную, а на токарных станках и в гораздо больших объемах. В основном, это пользующиеся большой популярностью у покупателей и гостей страны национальные сувениры, среди которых необычные игрушки-тарарушки (матрешки, тройки и лошадки-одиночки, свистульки), пасхальные яйца, грибочки, посуда (солонки, сахарницы, тарелки, ложки), шкатулки, коробочки. Но по-прежнему традиционной остается ручная раскраска: полхов-майданская роспись не допускает использования в этом деле машин. Продумывают и наносят рисунки профессиональные художники, прошедшие специальную подготовку. Естественно, такие изделия более унифицированы и однообразны, чем произведения мастеров-кустарей, но и они достаточно востребованы ценителями народного искусства.

Особая гордость жителей района - Здесь собраны удивительные экспонаты: от одиночных фигурок, символизирующих русских сельских девушек, до многоместных матрешек, самая большая из которых включает ряд, начинающийся с игрушки со спичечную головку и заканчивающийся метровой куклой.

В селах Вознесенского района Нижегородской области: Полховский Майдан, Вознесенское, Крутец - до сих пор существуют семейные артели, занимающиеся изготовлением местной достопримечательности. Детей этому учат с раннего детства, и полхов-майданская роспись продолжает жить.

Тихомирова Юлия
Конспект занятия «Полхов-Майданская роспись»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО в подготовительной группе МДОУ «Д/c Россияночка» .

Тема : украшение полоски Полхов-Майданской росписью .

Цель : познакомить детей с росписью Полхов - Майдана .

Программное содержание :

Образовательные :

Обучить рисовать элементы Полхов-Майданской росписи – веточку с листьями и ягодами;

Закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Развивающие :

Развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи : цветовой строй, ритм и характерные элементы;

Развивать у детей воображение, зрительную память;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Воспитывать аккуратность и самостоятельность в своей работе.

Предшествующая работа :

Знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями ;

Рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

Чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические игры : «Продолжи узор» , «Обведи узор» и др.

Словарная работа : Полхов – Майдан .

Материал : картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый) ; кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки.

Методические приемы : чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана ; рассказ воспитателя об истории возникновения Полхов – Майданской росписи ; рассматривание образца; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе .

Ход непосредственно образовательной деятельности.

В : Ребята, послушайте пословицу : «Красна птица перьем, а человек уменьем» . А давайте мы с вами рассмотрим птицу. Она прилетела к нам из далёкой страны. Какая птица? (дети описывают птицу, воспитатель обращает внимание детей на её крылья, хвост, туловище) Как они украшены?

Ребята, а теперь подумайте и скажите как вы понимаете эту пословицу?

Д : ответы.

В : Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий)

В : Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Д : ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись ) .

В : Молодцы ребята. В чем отличие Дымковской росписи , Филимоновской росписи и Городецкой росписи ?

Д : ответы (Дымковская роспись – на белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, Городецкая роспись - розаны , купавки, бутоны, листья).

В : Молодцы, ребята. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майданской .

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов–Майданских изделий ) .

Воспитатель начинает свой рассказ.

В : У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан . Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип. Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду : ложки, миски. Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись .

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки : лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки. Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками :

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется» .

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия) .

В : Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана . Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.

В : Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана ?

Д : ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый) .

В : Правильно - синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный

В : Птица принесла что-то нам, давайте посмотрим? Это жёлтые полосочки. Птичка просит нас украсить их росписью Полхов-Майдан , а после окончания нашего занятия она заберёт их с собой в волшебную страну. Давайте мы рассмотрим веточку с ягодками, которую сегодня будем рисовать.

В : Как расположены листики на веточке?

Д : ответы (сверху и снизу) .

В : Какого цвета листик? Какой формы?

Д : ответы (зеленого, овальной) .

В : А какой формы ягодки? Какого цвета?

Д : ответы (круглой формы, красные, фиолетовые) .

В : Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается. То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Беру кисточку потолще. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки. Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки.

Физкультминутка. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Раз, два – спит цветок. Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись.

В : Ребята, хотите стать мастерами.

Закройте глаза и представьте, что вы мастера Полхов – Майдана . 1, 2, повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – мастера и мастерицы.

А теперь пройдите к столам, будем творить чудеса (установка на правильную посадку) .

Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая классическая музыка, в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

В : Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь юные мастера берем свои работы и кладем их на стол в мастерскую. (Заранее ставится стол, украшенный скатертью)

В : Кто хочет рассказать про свою работу? (работа выставляется на мольберт) .

В : Какие красивые бочонки у нас получились.

В : А какие элементы использовали в росписи полоски ?

В : Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Открываем глаза, теперь вы – дети.

В : Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Д : Полхов – Майданской .

Воспитатель : Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов–Майданской росписи ?

Д : ответы

В : В заключении мне хочется сказать, вы сегодня отлично потрудились. Я думаю, что мы и дальше продолжать знакомиться с росписью Полхов – Майдан . Наша птичка тоже благодарит вас за красивые рисунки и она унесёт их с собой.