Природа управления и исторические тенденции его развития. Шпаргалка: Природа управления и исторические тенденции его развития Условия и факторы возникновения и развития

      1. Природа управления и исторические тенденции его развития
      2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
      3. Этапы и школы в истории менеджмента
      4. Развитие управления в России
    ПРИРОДА МЕНЕДЖМЕНТА
      1. Понятие менеджмента, его необходимость. Определения управления
      2. Управление как особый вид деятельности, его специфика
      3. Организация как объект управления: составные части, уровни, основные процессы
      4. Элементы процесса управления. Функции управления
      5. Кадры управления и их роли
      6. Необходимые навыки и качества менеджера
    Менеджмент в России
    Заключение
    Библиографический список
    ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Начну с того, что в античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master имело значение «ведущий поиски», «умеющий разыскивать», но никак не «умеющий руководить». Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. «Demagogia» переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Расцвет риторики и ораторского искусства приходится, как правило, на периоды демократических режимов. (И сегодня, в 90-е годы XX века, с установлением в России демократической власти, расцвели популизм, заигрывание с народом, стремление завоевать авторитет словесными обещаниями и, если хотите, демагогией). Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно. Другой метод управления «рукоприкладство», т. е. умение вести за собой при помощи физического воздействия, представлявшее собой специфику тиранического режима, неограниченную власть государя, - назывался «деспотизмом».
Итак, греческое слово despoteia именовало неограниченную власть одного лица, стоящего над народом, т. е. нечто противоположное демагогии. Однако первоначально словом «деспот» обозначали также домохозяина, владельца, начальника и предводителя. Естественно, это совсем другой тип социальных отношений. Демагог имеет дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Для того, чтобы как-то выдвинуться, стать вождем, надо воздействовать на сознание, разум и душу людей. Отсюда и расцвет ораторского искусства.
«Деспотия» - это, прежде всего, власть господина над рабами. Ни о какой свободе и равноправии речи быть не может. Деспотизм - тип руководства, основанный на самовластии, стремлении человека к неограниченному господству. Методы принуждения здесь неизбежны (корень «дес» в древнегреческом означал «связывать», «сковывать»).
Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель, подрядчик. Первоначально так назывался откупщик государственных доходов. В Древнем Риме mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности. Но вот что характерно: мы опять сталкиваемся с «двоемыслием» слова. «Mancipium» обозначало, с одной стороны, неограниченную власть, а с другой - ее полное отсутствие, бесправное положение раба. Почему такое стало возможным? Дело в том, что «mancipio» означает «передавать в собственность», покупать что-либо (или даже кого-либо). Рабы в Древнем Риме являлись частью имущества, собственностью рабовладельца. Их можно было покупать или передавать в собственность (наследовать).
Само по себе слово «mancipio» образовалось от слияния двух самостоятельных слов: «manus» и «capio». В латинском за словом manus тянется целая цепочка значений: рука - насилие - власть - работа - труд - произведение. Экономическая категория «мануфактура», определяющая конкретно-исторический способ производства, является производной опять же от двух слов: manus (рука) и factura (изготовление). Поэтому мануфактура - форма предприятия, основанная на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.
А что же означает «capio» ? Нетрудно догадаться, что перед нами - прародитель самого главного термина современной экономики - капитала. Действительно, capio обозначает приобретать, наследовать, прибирать к рукам, присваивать. Теперь сравним ряды значений двух слов - manus и capio. Мы видим их смысловое и содержательное сходство: производить и накапливать, трудиться и присваивать. Поэтому mancepts и переводится как «предприниматель» - человек, заработавший капитал своими руками, своим трудом, не только упорством, но также хитростью и ловкостью
Неожиданную интерпретацию современного термина «менеджмент» предлагает немецкий историк И.Шайд. Он выводит его этимологию из итальянского maneggiare - умения управлять лошадью . Но причем здесь лошадь? Никакого сходства между двумя терминами вроде бы нет. С одной стороны, предприниматель и капиталист, с другой - искусный наездник. Что между ними общего? Слова, похожие только по звучанию, имеют совершенно разные, чуть ли не противоположные смысловые ряды. Однако не будет торопиться с выводами.
Английское слово «manage» означает не просто управлять, но ухитряться, не просто руководить, но умудряться. Иными словами, не «вкалывать» в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других. Умение управлять лошадью заключается в том, чтобы она «исполняла определенные движения, которые, будучи на свободе, она выполняет в некоторых условиях совершенно свободно». «Управление есть совокупность искусства и науки, задача которых, во-первых, стимулировать людей и направлять их, чтобы они действовали в рамках порученного им дела так же, как они поступали бы по собственной инициативе при условии понимания ими всех взаимосвязей, причин и последствий каждой конкретной ситуации; и, во-вторых, объединять деятельность всех людей внутри организации...» .

1. Природа управления и исторические тенденции его развития.

Каждый человек многое знает об экономике, поскольку люди живут в экономической среде.
Экономика – законы ведения домашнего хозяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. Предметом исследования в экономике являются с одной стороны – процессы производства, а с другой – институциональные средства и механизмы, облегчающие осуществление этих процессов.
Производственные отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, т.е. являются объектом управления, а экономика как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления.
Задача управления обществом в системе его жизнеобеспечения чрезвычайно сложна в своей детализированной постановке, а тем более в реализации. Во все времена своего развития общество постоянно решает эту задачу. Чтобы ее сформулировать, необходимо установить: структуру системы управления, объект управления и его связи, средства воздействия на него в процессах управления. Для управления процессами в системе жизнеобеспечения общества им придаются определенные организационные формы.
Собственность – ведущая категория экономики, на которой основаны многие постулаты отношений между людьми в процессах производства, распределения и перераспределении материальных благ. Эволюция общественных отношений показывает, что в практике хозяйствования могут возникать различные типы взаимодействия субъектов общества, которые различаются между собой по двум признакам:
– формы собственности;
– уровень регулирующего влияния на субъекты хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления.

Процессы установления субъектов собственности характеризуются действиями органов управления по идентификации субъектов производственно-хозяйственной деятельности. Субъектами процессов, происходящих в экономическом пространстве общества, являются органы государства: территориальные регистрационные центры, нотариаты, загсы, суды, юридические фирмы, трастовые и консалтинговые компании, органы госстатистики, предприятия, граждане.
Механизмы управления реализуют приемы придания количественной меры отношениям в обществе в процессах управления ими. Различают два типа механизма управления:
- стихийный, формируемый интуитивно, на инициативной основе деятельности множества субъектов хозяйствования;
- организованный , формируемый на логически доказательной основе, отражающей эмпирическое знание множества субъектов хозяйствования.

Функции управления осуществляются исполнителями, профессионалами управления. Результатом их деятельности и, одновременно, главным инструментом являются правильные управленческие решения. В явлении регулирования проявляется назначение.
Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления различными объектами:
– предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;
– военными подразделениями и соединениями;
– разработкой новых технологий и нововведений;
– финансовыми операциями.

Интегральной характеристикой общественного объединения труда является уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.
В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.
Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.

2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.
Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).
Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.
1. Религиозно- коммерческая . Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
2. Светско- административная . Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».
3. Производственно- строительная . Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.
Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом « современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.
Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.
Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.
В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.
Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».
Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.
Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

3. Этапы и школы в истории менеджмента
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Классическое направление менеджмента включало в себя три области:
– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);
– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
В целом период доминирования классического направления менеджмента был плодотворным – появилась наука управления, новое фундаментальное понятие, повысилась эффективность.
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном . Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925) , который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).
Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945) ; который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.
Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).
Одной из наиболее известных концепций мотивации , продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

4. Развитие управления в России
Управление в России развивалось с древних времен.
Активизация развития взглядов на управление в России отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».
Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.
Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицын, А.Н. Радищеви др. Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.
Заметный вклад в истории России XVIII в. и в развитии ее экономики оставила Екатерина II.В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10–12 уездов.
При Александре Iдля упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. – земскую и в 1870 г. – городскую реформы. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств," составлявших основу экономической жизни.
и т.д.................

История менеджмента

курс лекций

Тема 1. Природа управления и исторические тенденции его развития

Вопросы: 1.1. Содержание и сущность понятия менеджмент

1.2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

1.3. Управленческие революции

1.4. «Пионеры» менеджмента и их вклад в теорию и практику управления

1.5. Этапы и школы в истории менеджмента, их классификация

1.1. Приступая к изучению науки, которая называется "менеджмент", перво-наперво, надо уяснить, а что же означает это нерусское слово, пришедшее к нам из английского языка?

В античной Греции буквального аналога слову «менеджмент» не существовало. Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией». Странно, но таким оскорбительным для нашего слуха словом называли тех, кто брал на себя нелегкие и ответственные функции. «Demagogia» переводится как «руководство народом» (demos – народ, ago – веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления – умения с помощью слова повести за собой массы людей («демо – кратия» означает силу и власть народа). Другой метод управления – с помощью силы, физического воздействия, назывался «деспотизмом» (корень «дес» означал сковывать, связывать). Деспотия – это, прежде всего власть господина, государя над рабами. Демагог же имеет дело с равными себе гражданами, свободными в своем волеизъявлении. Стоит только поменять приставку demos на приставку paid (дитя) и мы получим новое слово paidagogeo. Педагогика – искусство воспитания и ухода за детьми.

Время шло, и на смену греческой цивилизации пришла римская!

Слово "менеджмент" в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена У.Шекспира. Этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни. Но в первую очередь, он ведет свое происхождение от латинского "manus ", что означает "рука", а также и "власть", "сфера полномочий (в свое время Англия была колонией Рима).

Итальянское слово "manneggiare " возникло в средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское "manegerie ".

Английское слово "manage " впервые появилось в 1561 году, слово "manager " - в 1588 году, и слово "management " в 1589 году, причем все они первоначально имели отношение к особенностям сельской местности.

Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово "management " впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 году и с тех пор оно означает "управление коммерческими делами" в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение "владеть" мечом или управлять лошадью.

Слово "management " переводится на русский язык как "управление" и часто эти два термина употребляются как синонимы. Однако следует учитывать некоторое отличие между ними.

Управление , в самом общем смысле, - это процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект. Объект управления может иметь любую природу: физическую, химическую, технологическую, биологическую, социальную и т.д. (управлять самолетом, управлять взрывом, управлять оркестром и т.д.) Говоря же о менеджменте, традиционно имеют в виду объекты социально-экономической природы, т.е. речь идет только об управлении организациями и людьми, которые в них работают.

Менеджмент сегодня рассматривается как многозначное понятие, определение которому дается с точки зрения разных подходов, каждый из которых уточняет новые аспекты этого процесса.

Эти подходы не противоречат друг другу, наоборот, они помогают глубже уяснить сущность и содержание менеджмента:

    Менеджмент - наука междисциплинарного характера, область человеческих знаний, помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в различных организациях.

Менеджмент как наука направлен на изучение природы управленческого труда, факторов и условий, которые влияют на его эффективность.

Начало менеджмента как научной дисциплины положил период систематизации, выработки рекомендаций по улучшению управления. Именно систематизация знаний ведет к появлению концепций и теорий, которые можно изучать.

Но что послужило причиной систематизации? Почему столь остро встал вопрос о повышении эффективности управления и необходимости его изучения? На эти вопросы мы ответим, изучая второй вопрос этой темы: Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

Наука управления разрабатывает свою теорию, уточняет основные категории: принципы, функции, методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

    Менеджмент - вид деятельности человека, направленный на руководство организациями и людьми, которые в них работают.

    Менеджмент - процесс интеграции, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения (реализация менеджмента как процесса предполагает выполнение управленческих функций).

Менеджмент

Наука

Процесс

Категория

Искусство

Вид

деятельности


Аппарат управления

    Менеджмент - аппарат управления организации. Частью любой организации является орган или аппарат управления. Именно в нем концентрируется управленческая деятельность. Без него организация как целостное образование не может существовать и эффективно функционировать.

    Менеджмент - искусство управления . Такой подход к менеджменту основан на том, что организация - это сложная система, на которую воздействуют множество внутренних и внешних факторов. Учитывать и использовать в управлении все эти факторы могут лишь люди, обладающие опытом, а особенно талантом к такой деятельности. Т.е. многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая самые умные книги. Необходим талант!

1.2. Человечество существовало веками до того, как были сделаны значительные открытия в области энергетики, транспорта, коммуникаций и технологии, известные как промышленная революция . Индустриализация коренным образом изменила организацию деятельности людей. Наряду с традиционно существовавшими до этого домашними хозяйствами, церковью, армией и правительством появились различного рода организации, производившие товары на национальный и внешний рынок, для массового потребителя.

Рынок стал неотъемлемым атрибутом жизни людей, а управление – основой их деятельности, признанным, наряду с землей, трудом и капиталом фактором, от которого зависит материальное обеспечение и благополучие общества.

Важно различать менеджмент как практику и функцию, и менеджмент как область знаний и дисциплину.

Практика управления уходит своими корнями далеко в историческое прошлое, ведь даже первобытные люди жили организованными группами.

В истории вы найдете тому огромное количество подтверждений: Египетские пирамиды, Великая китайская стена, Римская католическая церковь и т.д.

    Великая китайская стена построена в основном в 3 веке до н.э., имеет протяженность 4тыс км (по другим предположениям 6 тыс.км), высотой 6,6 м, на отдельных участках до 10 метров.

    В строительстве Египетских пирамид принимали участие сотни тысяч человек, каждая строилась около 20 лет (гробница Тутанхамона с 1351 – 1342 года до н.э.).

Кто указывал рабочим, что они должны делать? Кто обеспечивал достаточное количество каменных блоков и других строительных материалов? Кто обеспечивал согласованность работ?

Ответ один – менеджмент! И как бы не назывались менеджеры тех времен, именно они планировали деятельность, организовывали наличие людей и материалов, руководили рабочими и осуществляли контроль над тем, чтобы все выполнялось, как запланировано.

Специалисты считают, что уже к 4 тысячелетию до н.э. в Египте сформировались централизованные органы управления. Даже Библия ссылается на некоторые управленческие положения (например: единоначалие). Римская католическая церковь также представляет собой интересный пример управленческой практики: почти 2 тысячи лет назад была создана иерархическая структура управления этой организацией, и она сохранилась до наших дней.

Эти и другие примеры доказывают, что организации и менеджмент существовали тысячи лет.

Однако в виде систематизированного знания, науки его еще не было даже во времена А.Смита и К.Маркса. И один и другой считали, что экономика подчинена действию объективных экономических законов, независящих от человека, в соответствии с которыми и следует организовывать экономическую жизнь, производство национального богатства.

Последний из великих английских классиков политической экономии, основоположник неоклассики А.Маршалл добавил фактор организации (менеджмента) к трем другим факторам производства : земле, труду, и капиталу. Но менеджмент все же не был центральным фактором.

Итак, рынок стал неотъемлемым атрибутом жизни людей, а управление – основой их деятельности. Более того, управление стало сущностью всей государственной и личной деятельности, предпосылкой достижений не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Управленческая мысль этого периода получила всестороннее письменное изложение в многочисленных разработках общих вопросов менеджмента. Появились и специальные работы по вопросам эволюции управления, систематизации его различных подходов и школ. Для чего нам необходимо знать историю?

Изучение истории имеет огромное значение для всех руководителей, ибо речь идет об образе мышления, взаимосвязи между происходящими событиями и оценке возможности их повторения в будущем.

Т.е. изучение прошлого вносит весомый вклад, как в понимание настоящего, так и в попытку предсказать будущее.

Это способ обучения, во-первых, учеба на чужих ошибках позволяет не повторять их, во-вторых, учеба на чужих достижениях позволяет в случае возникновения схожей ситуации воспроизвести успех, и что самое главное,

понимание природы вещей позволяет усовершенствовать их в будущем.

      Итак, мы рассмотрели историю понятия «менеджмент», а теперь обратимся к истории менеджмента как социального института и смене типов управления. Выберем только ключевые, самые важные моменты, когда менеджмент изменялся настолько радикально, что, в пору говорить, об управленческих революциях. Таким образом, под управленческой революцией мы будем понимать пе реход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

Имейте в виду, что представление о менеджменте может быть проанализировано как с точки зрения времени, так и с точки зрения пространства, т.е. оно имеет как историческую, так и географическую размеренность.

Первая революция произошла 4-5 тыс. лет назад - в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию - превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т. е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.

В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей - еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как, приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами.

Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи. Некоторые из них, говорит американский историк, автор известного учебника по менеджменту Ричард Ходжеттс, относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.

Побочный результат управленческой деятельности жрецов - появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет. Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели гиозной деятельности, превратившись позже в соци альный институт и профессиональное занятие.

Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 г.г.до н. э.), Выдающийся политик и полководец, он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, - ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.

II. ОСНОВЫЕ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Природа управления и исторические тенденции его развития

Каждый человек многое знает об экономике, поскольку люди живут в экономической среде.

Экономика – законы ведения домашнего хозяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. Предметом исследования в экономике являются с одной стороны – процессы производства, а с другой – институциональные средства и механизмы, облегчающие осуществление этих процессов.

Производственные отношения в процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, т.е. являются объектом управления, а экономика как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления.

Задача управления обществом в системе его жизнеобеспечения чрезвычайно сложна в своей детализированной постановке, а тем более в реализации. Во все времена своего развития общество постоянно решает эту задачу. Чтобы ее сформулировать, необходимо установить: структуру системы управления, объект управления и его связи, средства воздействия на него в процессах управления. Для управления процессами в системе жизнеобеспечения общества им придаются определенные организационные формы.

Собственность – ведущая категория экономики, на которой основаны многие постулаты отношений между людьми в процессах производства, распределения и перераспределении материальных благ. Эволюция общественных отношений показывает, что в практике хозяйствования могут возникать различные типы взаимодействия субъектов общества, которые различаются между собой по двум признакам:
– формы собственности;
– уровень регулирующего влияния на субъекты хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления.

Процессы установления субъектов собственности характеризуются действиями органов управления по идентификации субъектов производственно-хозяйственной деятельности. Субъектами процессов, происходящих в экономическом пространстве общества, являются органы государства: территориальные регистрационные центры, нотариаты, загсы, суды, юридические фирмы, трастовые и консалтинговые компании, органы госстатистики, предприятия, граждане.

Механизмы управления реализуют приемы придания количественной меры отношениям в обществе в процессах управления ими. Различают два типа механизма управления:
- стихийный, формируемый интуитивно, на инициативной основе деятельности множества субъектов хозяйствования;
- организованный , формируемый на логически доказательной основе, отражающей эмпирическое знание множества субъектов хозяйствования.

Функции управления осуществляются исполнителями, профессионалами управления. Результатом их деятельности и, одновременно, главным инструментом являются правильные управленческие решения. В явлении регулирования проявляется назначение.

Понятие «менеджмент», как и ряд других понятий в экономической теории, появилось не сразу, а формировалось в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей для работы в области управления различными объектами:
– предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;
– военными подразделениями и соединениями;
– разработкой новых технологий и нововведений;
– финансовыми операциями.

Интегральной характеристикой общественного объединения труда является уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении труда.

Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.

В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта управления важно для исследования целей управления, определения принципов и методов управления и т.д.

Управление предприятием как составной частью национального хозяйства сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые обеспечивают эффективное состояние хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.

История управления Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад. Революционные периоды включают 4: 1) 5 тыс. Лет до н. э. . Связана с возникновением в древнем Шумере письменности для фактов деловой переписки;

История управления 2) 1760 г. до н. э. . Связана с Вавилонским царем Хаммурапи, издавшего для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

История управления 4) Конец XIX и XX в. . Теоретической основой стала Веберовская концепция бюрократии, позволившая сформировать, осуществить, ввести нормы и стандарты, установить. В этот момент менеджмент выделяется в самостоятельную область знаний, то есть. в

История управления воздействиями: рождались под развития реального общественного и затем промышленного; появления и, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути; (собственной) менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке);

История управления Современная наука управления сформировалась как особая область знаний. Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Они показали необходимость управления, его совершенствования и развития, .

История управления Менеджмент, как научная дисциплина начался тогда, когда люди стали систематизировать и вырабатывать рекомендации о том, как лучше управлять, появились теории, которые можно преподавать и изучать. Это и стало началом менеджмента.

Школа научного управления К работать по-старому новая фабричная система больше не могла. Она не могла справиться ни с новыми достижениями научнотехнического прогресса, ни с возросшими масштабами и концентрацией производства. Ответом на потребности этой эпохи – эпохи массового производства и стало, которым мы обязаны американскому инженеру.

Школа научного управления Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.

Школа научного управления Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным, благодаря которому стало повсеместно признаваться как. Руководителипрактики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут.

Представители научного управления пытались рационализировать труд отдельного работника и концентрировали свое внимание на цеховом уровне. В отличии от них, сторонники административной школы рассматривают проблемы. Основоположником был.

Разделение труда Власть и ответственность Единство руководства Скалярная цепь (иерархия) Дисциплина Единоначалие Подчинение частных интересов общим Вознаграждение Централизация или децентрализация Порядок Одинаковое отношение к подчиненным Стабильность Инициатива Корпоративный дух

Школа человеческих отношений Элтон Мэйо Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организацией таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления Представители данной школы осваивали различные стороны, компоненты и элементы объекта управления с помощью количественных методов, разрабатывали соответствующие экономические, математические и логические модели. Количественный подход к управлению заключается в применении статистических методов, моделей оптимизации, информационных моделей и методов компьютерного моделирования

С совершенствованием и развитием производства, технических средств и экономики в целом, развивается и управление как наука. Процесс управления динамичен, постоянно меняется, так что регулярно появляются новые учения об этой науке.

Лекция

По учебной дисциплине

«История менеджмента»

"Природа управления и исторические предпосылки его развития"


Введение

Цель изучения курса «История менеджмента» состоит в том, что бы научиться разбираться в прошлом, лучше ориентироваться в настоящем и предвидеть будущее развитие управления.

В результате изучения данного курса менеджер должен знать и уметь использовать:

– методологические проблемы истории управления производства и управленческой мысли;

– закономерности возникновения и развития школ и теоретических концепций управления:

– периодизацию истории управления;

– особенности различных национальных моделей управления;

– пути и методы реформирования управления и перехода от административно-командного к рыночному управлению в России;

– перспективы развития управления.

1. Природа управления и исторические предпосылки его развития

1.1 Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления

Любая область деятельности человека – (медицина, культура, образование, техника и т.д.) – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как необходимый элемент настоящего и уходит в нашем воображении в будущее. Это весьма сложный, но очень интересный процесс. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее, в чем сегодня назрела особая необходимость.

Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.

Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что – второстепенным.

История – это бесконечная череда не только событий, но и успехов и промахов в деятельности руководителей разного масштаба. Все это имеет свои причины и следствия.

1.2 Сущность управления экономикой

Современная наука управления сформировалась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения в высшей школе.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США, когда на рубеже XIX и XX вв. производство в США достигло сравнительно больших масштабов, заметны стали процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии (машинные технологии), дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникли проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия.

Все это свидетельствовало о необходимости управления, точнее, его развития и совершенствования. Именно практика обнаружила потребность большого внимания уделять управлению, именно практика показала зависимость успехов в производстве от успехов в управлении.

Это обстоятельство имеет большое значение в понимании тенденций развития менеджмента: практика будит мысль - мысль рождает науку - развитие науки требует изучения истории - знание прошлого воплощает в проекты будущего.

Развитие менеджмента в западных странах – наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой; уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

Говоря об исторических тенденциях управления, мы подразумеваем несколько факторов: во-первых, объективные изменения, приходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека; во-вторых, развитие управленческой мысли; в-третьих, общее развитие науки, которое определяет методологию осмысления историческх фактов на каждом из этапов развития; в-четвертых, потребность в знании истории; в-пятых, роль истории в социально-политической жизни страны; в-шестых – потребности будущего как фактор структурирования исторических тенденций.

Не случайно говорят, что история – это политика, обращенная в прошлое.

1.3 Исторические предпосылки современного менеджмента. Условия и факторы возникновения

История учит, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе – снизу вверх. В начале 90‑х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный – к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.

Регулирование экономических процессов в России имеет глубокие исторические корни. Именно в этом направлении развивалась теоретическая экономическая мысль от А.Л. Ордин – Нащетина (ок. 1605–1680) (экономические взгляды которого наиболее четко сформированы в составленных им в 1666 г. «Указных «памятах» земским старостам Пскова» и «Новоторговом Уставе 1667 г.») и И.Т. Посошкова (1652–1726) (1724 г. «Книга о скудости и богатстве») – до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Кинтарович, С.Г. Струшилина, В.С. Немчикова, и практическая деятельность глав государств от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.Г. Хрущева. Многие ученые, государственные деятели, практики внесли свой вклад в совершенствование системы управления экономикой: XVIII в.: Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Волынский, В.Н. Татищев; Д.А. Голицын и А.Н. Радищев, Александр I, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов., Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин (20–30 годы) А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Госев.

Реформ 1965 и 1974 гг. (Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, В.С. Немчиков, Н.А. Тихонов).

До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н.И. Рыжкова и Е.Т. Гайдара.

Мир пошел путем предсказанным Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20–30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР – регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.

В свою очередь с 1992 года в России возрождено давно забытое в капиталистических странах фритредерство, т.е. невмешательство государства в экономическую жизнь и предоставлению полной свободы внутренней и внешней торговле. Это привело к тому, что: в среднем спад производства составил более 50%, в пищевой промышленности – 60%, в машиностроении – 70%, в легкой промышленности 90% (в этих отраслях традиционно занято 50% работников всей промышленности).

В 1996 году доля импортных товаров и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54%, а в Москве и Петербурге – более 80%. Проведенная в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58% колбасных и мясных изделий, разных консервов – 57%, сливочного масла – 36%, растительного масла – 38%. Было забраковано почти 50% обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка – это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.

«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие страной не выработают мер, позволяющих контролировать цены и стимулировать производство путем воздействия и на совокупный срос, и на предложение (как это происходит сейчас во всех развитых странах». (см. Проблемы теории и практики управления – №2, 1996 г. – с. 32.).

2. Научные школы управления

2.1 Понятие научной школы менеджмента. Школа научного управления

Фредерик Уинстон Тейлор (1856–1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Фоколь, Эмерсон или кто-либо другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Тейлор придал понятию «менеджмент» определенность, назвав его «организацией производства». В 1903 году в его работе «Управление циклом» он раскрыл основное содержание своей системы управления, а в дальнейшем в книге «Принципы научного менеджмента» сформулировал ряд постулатов, которые в последствии получили название «Тейлоризм».

Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах региональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движения (хронометрии), способ расчленения и рационализация трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.

В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правил управления):

– создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

– отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

– сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ;

– равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Многое из того, что предлагал использовать в трудовом процессе Тейлор, имело психологическую основу.

И понятие «человеческий фактор» в психологическом плане впервые ввел в научный оборот Тейлор – затем оно было развито классиками менеджмента Ф. Гелбертом, Г. Файолем, Э. Мейо и др.

Поскольку Тейлор был промышленным инженером, для него был естественен механический подход к управлению.

Тейлоризм – это классическая геометрия труда, важнейшими аксиомами которой являются организационная гармония и экономическая и психологическая целесообразность. Основные его положения актуальны и сегодня.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Развитие менеджмента в трудах последователей Тейлора

Организационно – технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах Г.Л. Ганна, супругов Ф.и Л. Гилберт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. разработавших свои оригинальные концепции.

Ганн является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков («Графики Ганнта»), позволивших благодаря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.

Ф. Гилберт – первым применил фотоаппарат и фотокамеру для исследования движения работников. Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 году она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии.

В 1912 году в книге «Производительность как основание для управления и оплаты труда» Гаррингтон Эмерсон (1853–1931) сформировал «Двенадцать принципов производительности».

Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».

Основатель американского автомобилестроения Г. Форд указывал: «Одна из целей промышленности – это не только снабжать потребителей, но и создавать их».

В целом, заслуги Тейлора, Ганна, супругов Гилберт, Форда и др. заключается в утверждении следующих принципов научного управления:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи;

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение.

3. Обеспечение работников ресурсами, требующими для эффективного выполнения задач;

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Выделение планирования и обдумывание в отдельный процесс;

6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки формирования функций менеджмента.

2.2 Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни)

Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единачалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Иситрилизация.

9. Скалярная цепь (цепь начальников).

10. Справедливость.

11. Стабильность рабочего места для персонала.

12. Корпоративный дух.

Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.

Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.

Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

2.3 Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход

В 30–50‑х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Она выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Основоположник школы немецкий психолог Гуло Мюнстерберг (1863–1916), переехавший в 1892 г. в США и преподававший в Гарварском университете. Его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

«Хаторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации и труду межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организаций.

Основная литература

1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. ‑ М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.

2. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.

3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.