Процедуры сертификации авиационной техники. Руководство по испытаниям авиационной техники Риат испытания людских парашютных систем

ГОСТ Р 56483-2015

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

Система управления безопасностью вертолетной деятельности

Менеджмент риска

ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ИСПЫТАНИЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ

Основные положения

Air transport. Safety management system of helicopter activity. Risk management. The standard guide on safety management system for helicopter equipment testing. Main provisions


ОКС 03.220.50

Дата введения 2016-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 758-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Введение

Испытания являются одним из самых важных этапов деятельности всех предприятий разработчиков и производителей вертолетной техники, на котором должна быть получена объективная и достоверная оценка соответствия летательного аппарата заданным требованиям безопасности. По результатам испытаний определяют и назначают области допустимых и недопустимых режимов полета и их границы, разрабатывают руководство по летной эксплуатации летательного аппарата, выдают рекомендации летному составу по действиям в особых случаях полета.

Государство создает механизмы обеспечения соблюдения всеми разработчиками и производителями вертолетной техники установленных нормативных средств контроля (требований, конкретных руководств и регламентов проведения испытаний) в целях выявления источников опасности и управления рисками для безопасности испытаний вертолетной техники и эффективного мониторинга безопасности испытаний вертолетной техники.

Настоящий стандарт разработан в целях создания и внедрения системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях разработчиков и производителей вертолетной техники.

В стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники в организациях разработчиков и производителей вертолетной техники.

1 Область применения

Настоящий стандарт описывает основные принципы разработки Руководства системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники организации и устанавливает единые подходы к требованиям, методологии и контролю оценки безопасности испытаний вертолетной техники (ВТ).

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.

2 Термины, определения и сокращения

2.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 безопасность полетов: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

2.1.2 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

2.1.4 методика испытаний : Подробное описание практических действий, используемых при проведении испытаний по определенному методу.

2.1.9 опытный образец изделия военной техники: Изделие военной техники, изготовленное в ходе выполнения опытно-конструкторской работы по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для проверки путем испытаний соответствия его параметров и характеристик требованиям тактико-технического задания (технического задания) на опытно-конструкторскую работу и правильности принятых технических решений, а также для решения вопроса о возможности принятия изделия военной техники на вооружение (снабжение, эксплуатация, использование по назначению) и постановки на производство.

2.1.10 военная техника: Техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению.

2.1.11 авиационная техника: Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них комплектующие изделия (включая программное обеспечение), а также используемые при их создании авиационные материалы.

2.1.12 ключевой показатель риска: Индикатор, необходимый для оценки эффективности управления риском, связанный с рисковым событием и отражающий результативность мер реагирования. Ключевой показатель риска для рисков безопасности полетов представляет собой целевой уровень безопасности, который рассчитывает и устанавливает организация.

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АТ - авиационная техника;

ВТ - вертолетная техника;

ЛА - летательный аппарат;

РИАТ - руководство по испытаниям авиационной техники;

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ТЗ - техническое задание;

ТТЗ - тактико-техническое задание;

СБП и ЛИ - служба безопасности полетов и летных испытаний.

3 Общие требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

3.1 Общие положения

Испытания являются одним из самых важных этапов деятельности всех предприятий разработчиков и производителей вертолетной техники, на котором должна быть получена объективная и достоверная оценка соответствия ЛА заданным требованиям безопасности. По результатам испытаний определяют и назначают области допустимых и недопустимых режимов полета и их границы, разрабатывают РЛЭ ЛА, выдают рекомендации летному составу по действиям в особых случаях полета.

Порядок планирования и проведения испытаний, разработки программ и методик испытаний опытных (опытных ремонтных) и серийных образцов изделий военной техники определен в ТТЗ (ТЗ), конструкторской и программной документации (ремонтной документации) в соответствии с требованиями действующих стандартов с использованием (при наличии) типовых программ и методик испытаний и других нормативных документов, касающихся вопросов организации и проведения испытаний конкретного изделия (группы однотипных изделий) АТ.

Выполнение всех требований, предъявляемых к системе управления безопасностью испытаний ВТ, поможет избежать обществу (предприятию) напрасной траты финансовых, человеческих ресурсов и времени.

Система управления безопасностью испытаний ВТ регулирует отношения, возникающие между участниками авиационной деятельности при испытаниях АТ, содействует упреждающему определению опасности и развитию культуры безопасности испытаний ВТ, а также изменению отношения и поведения персонала в связи с поиском более безопасных методов работы.

3.2 Содействие обеспечению безопасности испытаний вертолетной техники

Методы содействия обеспечению безопасности испытаний ВТ на уровне общества (предприятий) включают в себя следующие обязательные процедуры:

а) заявление руководства относительно обязательств по обеспечению безопасности авиационной деятельности;

б) назначение ответственных руководителей за внедрение СУБП;

в) создание системы добровольных сообщений;

г) создание системы постоянного мониторинга безопасности авиационной деятельности в летно-испытательных подразделениях;

д) создание системы управления безопасностью полетов в летно-испытательных подразделениях предприятий общества;

е) создание системы управления рисками для безопасности полетов в обществе (на предприятиях);

ж) принятие и доведение до всех предприятий общества руководства по управлению безопасностью полетов *;
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

и) неукоснительное выполнение всеми сотрудниками общества (предприятий) требований руководящих документов по обеспечению безопасности испытаний ВТ.

4 Методологический подход оценки безопасности испытаний вертолетной техники

4.1 Основные работы, напрямую направленные на обеспечение заданного уровня безопасности полетов при проведении испытаний ЛА:

а) экспериментальная проверка опытных образцов технических средств, предназначенных для уменьшения степени опасности возможных отказов АТ, ошибок личного состава и опасных внешних воздействий;

б) оценка степени опасности возможных функциональных отказов и разработка рекомендаций о действиях в особых случаях полета;

в) оценка соответствия ЛА и его систем общим и специальным требованиям заказчика к обеспечению безопасности полетов;

г) оценка соответствия заданным требованиям фактически достигнутого уровня безопасности полетов ЛА с учетом результатов испытаний. Обобщение всех материалов по обеспечению безопасности, оценка соответствия ЛА заданным требованиям.

Основным принципом обеспечения заданного уровня безопасности при проведении испытаний является принцип гарантированности, означающий подтверждение соответствия вновь создаваемого ЛА заданным требованиям к безопасности до поступления его заказчику.

4.2 Методология комплексной оценки и применения системного подхода в вопросах оценки безопасности на этапе испытаний АТ реализована в РИАТ и включает в себя:

а) общую методологию комплексной оценки безопасности испытаний АТ;

б) общие для всех разработчиков АТ требования к объему и форме материалов, предъявляемых к ЛА на испытаниях;

в) методы оценки количественного уровня безопасности испытаний с использованием системы расчетных случаев и формализованных критериев степени опасности особых ситуаций;

г) типовые методики оценки безопасности испытаний, учитывающие возникновение отказов функциональных систем ЛА, таких как система управления, силовая установка, гидросистема, система кондиционирования, система предотвращения выхода ЛА за ограничения и др.;

д) систему оцениваемых характеристик при комплексной оценке безопасности, которая представляет совокупность первоочередных взаимоувязанных требований заказчика к ЛА, его системам и оборудованию.

4.3 Методы повышения эффективности работы системы информационного и программно-математического обеспечения выполнения испытаний АТ:

а) учет с использованием соответствующего программно-математического обеспечения не только вероятностных показателей уровня безопасности испытаний (вероятность всех возможных отказов элементов, узлов и агрегатов ЛА при всех возможных сочетаниях параметров ожидаемых условий эксплуатации ЛА), но и статистических показателей на всех этапах испытаний АТ для нормирования уровня безопасности;

б) применение различных методов испытаний на оценку безопасности АТ: инженерного анализа, расчетов, математического моделирования, лабораторных испытаний, испытаний на стендах, летных испытаний с использованием математических моделей ЛА и его систем, а также процессов их функционирования;

в) использование всей информации о характеристиках безопасности АТ, полученной различными методами на этапах, предшествующих летным испытаниям, для получения оценки безопасности АТ с требуемой точностью при возможно меньшем числе экспериментов;

г) непрерывность процесса оценки характеристик безопасности АТ, позволяющего избежать потери информации, содержащейся в оценках безопасности, полученных на ранних этапах разработки ЛА, т.е. каждый очередной этап должен быть непосредственным продолжением предшествующих этапов.

4.4 Задачи комплексной оценки безопасности испытаний вертолетной техники

Использование пилотажно-моделирующих стендов позволяет решать большой перечень важных задач, которые нельзя (в значительной мере или полностью) решать в ходе летных экспериментов:

а) многопараметрические исследования степени опасности тех или иных опасных ситуаций, возникающих в результате проявления и взаимодействия нескольких опасных факторов, и особенно человеческого (в летном эксперименте исключаются);

б) исследование сложных режимов (например, попадание в режим вихревого кольца, штопор, неуправляемое вращение и т.д.), которые не могут быть исследованы в полном объеме в ходе летных экспериментов;

в) оценка уровня безопасности полетов при возникновении полностью неожиданных отказов функциональных систем вертолета, их последствия и возможность реагирования на них летного состава;

г) исследование влияния уровня обученности летчика на качество управления, а также на эффективность различных учебных программ или их отдельных компонентов;

д) получение полной объективной оценки влияния на качество управления таких факторов, как загрузка летчика от выполняемых им задач, не связанных с управлением самолетом. Это загрузка зависит от обстановки, содержания этапа полета, метеоусловий, интерфейса кабины и т.д.

5 Контроль обеспечения безопасности испытаний вертолетной техники

5.1 Общие положения

Для осуществления контроля испытаний, в т.ч. летных, на предприятиях должны быть выработаны процедуры контроля, гарантирующие, что каждый экземпляр ВТ соответствует типовой конструкции и условиям безопасной эксплуатации.

Во время летных испытаний экземпляра ВС проведение контроля должно базироваться на требованиях по обеспечению безопасности вертолетной деятельности в рамках внедренной в обществе (на предприятиях) СУБП, а также на требованиях правовых нормативных документов экспериментальной авиации.

При проведении контроля обеспечения безопасности испытаний ВТ необходимо активно использовать систему добровольных сообщений, способствующую выявлению на ранней стадии отклонений от директивной технологии, не выявленных системой управления качеством.

Конечной целью проведения контроля служит обеспечение снижения рисков испытаний ВТ до приемлемого уровня, определенного руководством общества (предприятий).

5.2 Иерархия ответственности за обеспечение безопасности испытаний вертолетной техники

Международными стандартами (например, ) предусмотрена в рамках СУБП необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов на авиационном предприятии и в организациях, в т.ч. прямой ответственности за безопасность полетов со стороны руководства.

Иерархия ответственности за безопасность испытаний ВТ, основанная на политике и целях организации в области безопасности полетов, показана на рисунке 1.

Представленная схема предусматривает сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между руководством, предприятиями, ответственными руководителями структурных подразделений и сотрудниками по вопросам обеспечения безопасности полетов.

Рисунок 1 - Иерархия ответственности за безопасность испытаний вертолетной техники

5.3 Требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

5.3.1 Критерии эффективной работы системы управления безопасностью испытаний ВТ:

а) персональная ответственность руководителя за организацию обеспечения безопасности испытаний ВТ на всех этапах испытаний;

б) доведение схемы иерархии ответственности за безопасность испытаний ВТ в организации до всех сотрудников;

в) назначение в установленном порядке руководителя (отдел, должностное лицо), ответственного за безопасность испытаний ВТ;

г) определение и документальное оформление полномочий, обязанностей и ответственности персонала, участвующего в проведении испытаний ВТ, за соблюдение безопасности испытаний на всех уровнях организации;

д) проведение регулярных проверок всех сотрудников по знаниям своих полномочий, обязанностей и ответственности в отношении любых решений и порядка действий в сфере безопасности испытаний ВТ.

5.3.2 Представление данных о безопасности испытаний вертолетной техники

Процедуры представления данных о безопасности испытаний ВТ должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности общества (предприятия).

Процедура представления данных о безопасности испытаний ВТ должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты.

В обществе (на предприятиях) должна быть организована процедура обязательных донесений (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности авиационной деятельности. Также необходимо фиксировать информацию об обычных незначительных происшествиях, внутренних событиях, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, которые не выходят за пределы организации. Описание данных процедур и формы отчетности детально изложены в , инструкциях по действиям должностных лиц, авиационного персонала предприятий при авиационном происшествии или инциденте с экспериментальными воздушными судами (см. также приложение А).

5.3.3 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности испытаний вертолетной техники

В целях мониторинга эффективности обеспечения безопасности испытаний ВТ в обществе (на предприятиях) установлен ключевой показатель риска - целевой приемлемый уровень безопасности испытаний ВТ, который не должен быть превышен предприятиями.

Данный показатель рассчитывают как отношение количества выявленных опасностей к общему количеству проведенных испытаний ВТ за периоды прошедшего года.

Показатель отражает, насколько эффективны мероприятия, проводимые в рамках системы управления безопасностью испытаний ВТ.

Для мониторинга и измерения процессов организация фиксирует соответствующие рабочие параметры, показатели качества и безопасности испытаний вертолетной техники, помогающие отслеживать на постоянной основе показатели эффективности обеспечения безопасности испытаний. Параметрами для отслеживания эффективности процесса могут быть последствия происшествий, отклонения или любые иные события, отражающие безопасность, качество или уровень риска процесса. Для отслеживания результатов и наглядности процесса строят диаграмму постоянного индикатора безопасности испытаний ВТ с использованием соответствующих компьютерных программ, приведенную в приложении Б.

События отслеживают в виде показателей частоты возникновения. Всплески, отображающие пики частоты возникновения, позволяют отслеживать их нахождение на приемлемом, допустимом или недопустимом уровнях. До тех пор пока тенденция показателя частоты возникновения не выходит за рамки и не нарушает критериев установления аварийного уровня, число таких происшествий будет считаться приемлемым (не отклоняющимся от нормы) для соответствующего периода мониторинга.

Работа с данной диаграммой с использованием компьютерных программ дает возможность измерения и более глубокого анализа этих показателей, делает их наглядными и обеспечивает своевременное принятие мер в отношении событий с серьезными последствиями (например, авиационные происшествия и серьезные инциденты) или с незначительными последствиями (например, инциденты, донесения о несоответствиях, отклонения). Показатели, свидетельствующие о возможности серьезных последствий, отрабатываются в первую очередь, тогда как показатели, свидетельствующие о возможности незначительных последствий, заносятся в базу данных для последующего анализа и учета. Конечной целью такого рода работы является уменьшение ключевого показателя риска на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Приложение А (справочное). Пример мониторинга состояния безопасности испытаний вертолетной техники

Приложение А
(справочное)

Приложение Б (справочное). Пример диаграммы постоянного индикатора состояния безопасности испытаний вертолетной техники

Приложение Б
(справочное)

Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Doc 9859 AN/474, 2013 г.*

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

УДК 629.735.083:006.354

ОКС 03.220.50

Ключевые слова: система управления безопасностью, риск, уровень безопасности, испытания, вертолетная техника

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» Виды испытаний авиационной техники Описание электронного мультимедийного пособия САМАРА 2010

2 УДК Составитель: Киселев Денис Юрьевич Рассмотрены вопросы испытаний авиационной техники. Мультимедийное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению, а также для смежных авиационных специальностей и направлений. Мультимедийное пособие разработано на кафедре ЭАТ для магистерской программы «Контроль, динамика и испытания систем авиационной техники» по направлению «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей", в качестве электронного ресурса. Самарский государственный аэрокосмический университет, 2010

3 В данном мультимедийном пособии представлены такие виды испытаний и подготовка к ним как: Испытания в аэродинамической трубе. Ходовые испытания шасси и тормозных устройств. Сертификационные испытания двигателя. Летные испытания самолета для определения минимальной скорости отрыва и испытания самолета на флаттер. Сертификационные испытания самолета на совместимость с аэропортовыми службами. Сертификационные испытания на время покидания самолета в условиях аварийной посадки. Испытания самолета на герметичность. 1. В первом ролике показаны испытания самолета в аэродинамической трубе для определения следа турбулентности возникающим за летящим самолетом. Важность данных испытаний заключается в нахождении путей снижения турбулентного потока, так как это может отразиться на самолете летящим следом и, в крайнем случае, привести к его опрокидыванию. Для данных испытаний создавалась точная уменьшенная модель самолета и на основании компьютерного сканирования пелены дыма, сквозь которую пропускался самолет, определялся след турбулентности. Рисунок 1 Образование следа турбулентности за летящим самолетом 2. Во втором ролике показаны ходовые испытания шасси. Показана важность проведения данных испытаний. Целью таких испытаний является определение максимально-действующих нагрузок на шасси и способность конструкции выдерживать нагрузки без механических повреждений. При проведении данного вида испытаний отдельно конструкция шасси подвешивалась внутри башни и имитировались условия возникающие в момент касания самолетом взлетно-посадочной полосы (ВПП).

4 Рисунок 2 Вибрационные характеристики при проведении ходовых испытаний шасси 3. В третьем ролике показаны испытания тормозных систем в условиях совершения посадки самолетом с превышением максимально-допустимой посадочной массой. Представлены условия проведения и величина кинетической энергии которую должны поглотить тормоза самолета. Рисунок 3 Испытания тормозных устройств 4. На четвертом ролике представлены сертификационные испытания двигателя в случае возникновения такой неисправности, как обрыв лопатки вентилятора. При возникновении данной неисправности корпус двигателя должен быть достаточно прочным, чтобы не допустить вылета лопатки за его пределы, так как это может нанести серьезные повреждения самолету и, в конечном счете, привести к катастрофе. Рисунок 4 Подрыв лопатки вентилятора при проведении сертификационных испытаний двигателя

5 5. Далее представлен ролик, в котором определяется минимальная скорость отрыва самолета от ВПП. Хотя в реальных условиях данной ситуации возникнуть не может, данное испытание предназначено для введения ограничения, в руководство по летной эксплуатации самолета, минимальной скорости отрыва от ВПП при взлете. Проводилась серия испытаний, в которой самолет касался хвостом о ВПП. Для защиты конструкции фюзеляжа использовался специальный стальной башмак. Рисунок 5 Испытания для определения минимальной скорости отрыва 6. Серия летных испытаний продолжается испытанием на флаттер. Целью данного вида испытаний является проверка прочности конструкции воздушного судна при достижении максимально-возможной скорости полета. Данный вид испытаний является наиболее опасным из всех, поэтому в ходе его проведения принимаются дополнительные меры по обеспечению безопасности экипажа и инженеров, находящихся на борту. Рисунок 6 Телеметрия параметров при проведения испытания на флаттер 7. В седьмом ролике показаны сертификационные испытания на приспособленность самолета к инфраструктуре аэропортов. В ходе испытаний проводиться загрузка грузов и продуктов, заправка систем, обработка самолета противообледенительными жидкостями и т.д. Самолет должен быть обслужен за временные нормы действующие в авиационной отрасли, а именно 90 минут.

6 Рисунок 7 Обработка самолета машинами противообледенительной обработки 8. Сертификационные испытания продолжаются испытанием двигателей на запуск при отрицательных температурах. Так как самолет при эксплуатации может попадать в различные климатические условия, то одним из видов сертификационных испытаний является проверка возможности запуска двигателей при низких температурах. Двигатель считается успешно прошедшим испытания если осуществлен запуск при температуре ниже 30ºС. Рисунок 8 Подготовка двигателя к запуску при отрицательных температурах 9. Испытания самолета в водяном бассейне. В ходе данных испытаний создаются условия, возникающие при посадке самолета на залитую водой ВПП. При этих испытаниях проверяется работоспособность двигателей при попадании в них большого количества воды, а так же проверяется управляемость самолета, отсутствие эффекта аквапланирования при посадке самолета.

7 Рисунок 9 Испытания самолета в водяном бассейне 10. Сертификационные испытания самолета при аварийном покидании. Данный вид испытаний является одним из заключительных сертификационных испытаний. В ходе данного испытания решается вопрос о выдаче сертификата международными агентствами на осуществление коммерческой эксплуатации. Нормативным значением времени, в ходе, которого абсолютно все пассажиры и экипаж должны покинуть самолет, является 90 секунд. Рисунок 10 Испытания на аварийное покидание самолета 11. Испытания на герметичность. Данные испытания проводятся в ходе проверки высотного оборудования самолета, при замене агрегатов или элементов конструкции обеспечивающих герметичность пассажирской кабины. В ходе испытаний внутри фюзеляжа создается повышенное давление в 1,5 2 раза превышающее эксплуатационные значения. Испытания считаются пройденными если давление внутри фюзеляжа самолета остается неизменным или падает в пределах допуска установленного изготовителем в течении заданного времени, как правило 5 минут.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 7 ГОДУ МОСКВА 8 СОДЕРЖАНИЕ Наименование

ПРОФСТАНДАРТЫ.РФ Внедрение. Аттестация. Сертификация Бесплатная линия в России 8 800 555 44 38 [email protected] УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва О реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий с единичным

ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЙ ИЗДЕЛИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ АВИАЦИОННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ Викентьева О.А., Горковенко Е.В. (руководитель) Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова Таганрог,

3. Эксплуатационные особенности выполнения полетов в условиях высоких температур. 2 эксплуатационные ограничения; влияние высоких температур на взлетно-посадочные характеристики самолета и вертолета; особенности

3. РЛЭ, практическая аэродинамика 3.1.1 Особенности выполнения полетов в различных эксплуатационных условиях в ОЗП при низких температурах и с заснеженных взлетнопосадочных полосах. 3.1.2 Особенности анализа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов А Н А Л И З СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 8 ГОДУ МОСКВА 9 СОДЕРЖАНИЕ

СТАТУС ПРОГРАММЫ МС-21 САМОЛЕТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ МС-21 СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ ВМЕСТИМОСТЬЮ 163-211 КРЕСЕЛ 5-7% сокращение операционных расходов относительно лучших узкофюзеляжных самолетов; Передовая

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ЯК-52 - двухместный учебно-тренировочный спортивный самолёт, предназначен для первоначального обучения и тренировки летчиков. На самолёте установлен двигатель воздушного

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

W МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАРЕГИ С Т Р И Р О В А Н О МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ^ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З Москва Об утверждении «Специалист по проектированию и конструированию

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва 333-/7 О реализации мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий

Фап 128 с последними изменениями 2017 >>> Фап 128 с последними изменениями 2017 Фап 128 с последними изменениями 2017 Подготовка к полету 2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации Минтранс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов А Н А Л И З СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ МОСКВА 2014 УТВЕРЖДАЮ

MC-21-300 ctat c po pamm i МС-21-300 СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ Вместимость от 163 до 211 пассажиров Дальность полета до 6000 км Максимальная взлетная масса 79 250 кг Повышенный комфорт обеспечен увеличенной

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОАО «САРАТОВСКИЕ АВИАЛИНИИ» I. Аэропортовое обслуживание 1. Обеспечение взлет посадки ВС 2. Обеспечение авиационной безопасности 3. Обеспечение стоянки ВС 4. Предоставление

ДЛЯ ВУЗОВ ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОЛЕТОВ Издание пятое, переработанное и дополненное Под редакцией академика РАН М. А. Погосяна Допущено федеральным учебно-методическим объединением в системе высшего образования

Приказ Росавиации от 18.08.2008 N 244 "О порядке оформления и выдачи разрешений на выполнение разовых полетов воздушных судов, обусловленных особыми условиями эксплуатации" Документ предоставлен КонсультантПлюс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (МГТУ ГА) УТВЕРЖДАЮ» Проректор

УТВЕРЖДАЮ шь / Федерального шдушного транспорта 2018 г. ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ключевых целей и приоритетных задач Федерального агентства воздушного транспорта на 2018 год Основными целями на 2018 год Росавиации,

2 3. Эксплуатационные особенности выполнения полетов условиях высоких температур. эксплуатационные ограничения; влияние высоких температур на взлетно-посадочные характеристики самолета и вертолета; особенности

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ВОЗДУШНОГО КОДЕКСА РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ЦЕЛЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ВС АОН В РОССИИ доклад на II Всероссийском форуме АОН «Небо без границ» ИЗМЕНЕНИЯ П. 1 СТ. 8 В РЕДАКЦИИ ФЗ ОТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ (ВЕРТОЛЕТОВ) ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-19 «Управление безопасностью полётов» Глава 1 Определения 1. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения: Авиационный персонал. Лица, имеющие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов Обеспечение безопасности полетов воздушных судов авиации общего назначения Докладчик: Начальник Управления инспекции

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июня 2018 г. 112-З О внесении дополнений и изменений в Воздушный кодекс Республики Беларусь Принят Палатой представителей 17 мая 2018 года Одобрен Советом Республики 31 мая

Аннотация рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Дистанционное пилотирование беспилотных воздушных судов вертолетного типа Специальность СПО: 25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов Обеспечение безопасности полетов в условиях действия Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных

Аэропорт Красноярск-Емельяново Заключительный документ мастер-плана Мастер-план, Аэропорт Красноярск-Емельяново Прогноз перевозок Анализ состояния существующих объектов аэропортовой инфраструктуры Развитие

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва О реализации мероприятий по результатам расследования авиационных происшествий с единичными

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) Ленинградский проспект, д. 37, Москва, ГСП-3, 125993, Телетайп 111495 Тел. (499)

Июня экипаж самолета Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр», 2002 года BJF, выполнял рейс из Сочи во Внуково/Москва. После посадки экипаж передал сообщение о подозрении на превышение вертикальной перегрузки

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНТРАНС РОССИИ) П Р И К А З Москва О внесении изменений в Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ Общее содержание -РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Стр. 7.9. Аэродинамические поправки... 7.9.1 7.10. Особенности управления вертолетом... 7.10.1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Управление инспекции по безопасности полетов АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ МОСКВА 2016 Содержание

1 ПРОИЗВОДСТВО ОПЫТНЫХ САМОЛЕТОВ МС-21-300 На Иркутском авиационном заводе завершен монтаж линии агрегатной и окончательной сборки. Фото Первый летный самолет МС-21-300-0001 МС-21-300-0001 готовится к

Приказ Минтранса РФ от 27 декабря 2012 г. N 453"О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Минтранса России и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минтранса России"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР САМ ОЛЕТЫ ТРАНСПОРТНЫ Е СВЕРХЗВУКО ВЫ Е ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ И МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА ГОСТ 24646-81 Издание официальное Цена 3 коп. строительство

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ ср" Москва 4 / ------------------ О реализации мероприятий по результатам расследования авиационных

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва у/г Об авиационных происшествиях с самолетами «Стриж К-10» RA-1482G, Х-32 Бекас-АС RA-0502G

КГУП «ХАБАРОВСКИЕ АВИАЛИНИИ» ПРОГРАММА ЧАРТЕРНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК Хабаровские авиалинии краевое государственное унитарное предприятие, специализирующееся на региональных перевозках в Хабаровском крае Наш

Проект Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации В соответствии с частью 7 статьи 9

Борту Стр. 1 из 7 УТВЕРЖДЕНО Директором департамента обслуживания на борту В.А.Береговским «02» июня 2010г. Задание на ввод в строй борту Стр. 2 из 7 Ф.И.О. Рейс дата тип самолета Оценка работы проводится

Международная организация гражданской авиации A37- WP/205 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДОКУМЕНТ TE/119 20/9/10 (Information paper) АССАМБЛЕЯ 37-Я СЕССИЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ Пункт 46 повестки дня. Прочие вопросы,

ПРИС Приложение 2 к протоколу НТС ПАО «ОАК» «08» февраля 2017 г. Публичное акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» Перечень перспективных технологий (запрос на инновации) (ред.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ф Е Д ЕРА Л ЬН О Е А ГЕН Т С Т В О ВО ЗД У Ш Н О ГО ТРА Н С П О РТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ Москва / О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного

Раздел 1. Проектирование летательных аппаратов самолетов и вертолетов Характеристика методов проектирования летательных аппаратов (ЛА). Степень достижения оптимальности проекта ЛА с помощью различных методов.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ INTERSTATE AVIATION COMMITTEE АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР AVIATION REGISTER TYPE CERTIFICATE CT6-C 60 ИЗДЕЛИЕ PRODUCT НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ ВЫДАН THIS CERTIFICATE IS ISSUED

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ 09 Quaafifi 4Qib I Москва # Об авиационных происшествиях с самолетами Х-32 «МИКС-2» RA-0642G

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА РАСЧЕТ БЕЗОТКАЗНОСТИ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ САМАРА 003 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Введение 5 РАЗДЕЛ I ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ КАКОБЪЕКТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ Г л а в а 1. Безотказность авиационной техники 8.1. Основные термины и определения 8.2. Классификация

14/10/08 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ (AIG) (2008) Монреаль, 13 18 октября 2008 года ПРОЕКТ ДОКЛАДА ПЛЕНАРНОМУ ЗАСЕДАНИЮ ПО ПУНКТУ 1.1 ПОВЕСТКИ

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (РОСАВИАЦИЯ) ПРИКАЗ JPliUlA М/^1. Москва.М Об авиационном происшествии с самолетом Ан-12АП 09.08.2011 в Магаданской

Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский авиационный институт (государственный технический университет)»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ

Федеральные авиационные правила В соответствии с Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию Федеральные авиационные

2010 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА 153 серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности УДК 629.735.015: 681.3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ТУ 154М ПРИ ВЗЛЕТЕ

Риск же безопасности полетов авиакомпании функция рисков БП при каждом полете, совершаемом авиакомпанией: Rki = F2(Rпj), где j = 1, m число полетов совершаемых авиакомпанией. Риск безопасности каждого

СТАТУС ПРОГРАММЫ Летные испытания самолета МС-21-300 на ИАЗ Первый полет самолета МС-21-300 состоялся 28 мая г. на аэродроме Иркутского авиационного завода (ИАЗ) филиала Корпорации «Иркут». В рамках доводочных

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 5 сентября 2008 года N 141 Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ «Интераэроком 2010», г. Санкт-Петербург, ЛЕНЭКСПО, 12-15 августа 2010 г. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "Восстановление и развитие гражданской авиации

ФАП-147-п ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И СОТРУДНИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «ТРЕБОВАНИЯ К ЧЛЕНАМ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И СОТРУДНИКАМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

MC-21 МС-21 перспективный пассажирский самолет вместимостью от 150 до 211 пассажиров. Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) создает самолет в широкой международной кооперации На заводе в городе Иркутске идет

Испытания авиационной техники

комплекс работ, проводимых в процессе создания, производства н эксплуатации летательного аппарата и его составных частей с целью проверки их работоспособности, выявления и устранения недостатков, проверки соответствия фактических характеристик расчетным данным и установленным требованиям и подтверждения заданного уровня надёжности. Различают наземные испытания и , в которых, в свою очередь, могут быть выделены отдельные виды И. а. т., отличающиеся тематической направленностью, задачами, условиями (местом) проведения и т. п.
Аэродинамические испытания . Они начинаются на ранних этапах проектирования нового летательного аппарата с целью выявления его рационального аэродинамического облика и включают исследования моделей различных аэродинамических схем и параметров в аэродинамических трубах. По мере разработки проекта число рассматриваемых аэродинамических компоновок сокращается, но исследуются они более детально: определяются в различных полётных и взлётно-посадочных конфигурациях и на особых режимах полёта, отрабатываются элементы силовой установки (воздухозаборники и реактивные сопла) и т. д. Размеры современных аэродинамических труб позволяют испытывать а них натурные конструкции (например, часть крыла с мотогондолой) и даже целиком летательные аппараты некоторых типов. Для летательных аппаратов, отличающихся новизной аэродинамических решений, объём испытаний в аэродинамических трубах весьма высок и суммарное время испытаний может превышать 20 тысяч ч. В дополнение к испытаниям в аэродинамических трубах в целях уточнения полученных результатов при разработке летательного аппарата могут проводиться лётные аэродинамические исследования на летающих моделях, на так называемых самолётах-аналогах и на специально построенных экспериментальных летательных аппаратах.
Прочностные испытания . Большой объём этих испытаний выполняется в лабораторных условиях с использованием специально строящихся планеров летательных аппаратов, а также отдельных отсеков, агрегатов, элементов конструкции, динамически-подобных и других моделей. Фактическая прочность конструкции летательного аппарата оценивается при статических испытаниях, во время которых нагрузки на неё последовательно увеличиваются вплоть до разрушающих. При этом для высокоскоростных летательных аппаратов, подвергающихся интенсивному аэродинамическому нагреванию, в конструкции воспроизводятся соответствующие (теплопрочностные испытания). Способность конструкции противостоять действующим в процессе эксплуатации летательного аппарата повторяющимся нагрузкам оценивается по результатам усталостных испытаний, повторно-статических испытаний, ресурсных испытаний. При испытаниях конструкции летательного аппарата на число циклов нагружения значительно превышает то, которое ожидается в течение срока службы летательного аппарата. Динамические испытания, в ходе которых исследуются различные явления, связанные с аэроупругостью конструкции, позволяют установить области полётных режимов, безопасные в отношении этих явлений (см. также Резонансные испытания). Результаты наземных исследований прочности уточняются и дополняются при лётных испытаниях опытных образцов летательного аппарата; кроме того, вопросы прочности могут исследоваться на отдельных серийных образцах (см. Лидерный ).
Испытания бортовых систем, оборудования и двигателей . Новые образцы авиационной техники, входящие в комплектацию разрабатываемого летательного аппарата, подвергаются обширным испытаниям (лабораторным, стендовым, на летающих лабораториях) с доводкой их до соответствия заданным требованиям по техническим характеристикам и надёжности. Для блоков, систем и комплексов бортового оборудования специфичны . В изучении вопросов самолётовождения, устойчивости, управляемости и манёвренности летательного аппарата видное место занимает динамики полёта, работы пилотажно-навигационного и др. оборудования и систем управления на моделирующих и пилотажных стендах. Разнообразным испытаниям подвергается один из основных элементов летательного аппарата - его (см. Испытания авиационных двигателей). Испытания бортового оборудования и двигателей играют важную роль в их сертификации (как правило, она должна быть завершена до начала применения этих объектов на летательном аппарате).
Испытания летательного аппарата. Завершающий этап разработки нового, модернизированного или модифицированного летательного аппарата - лётные испытания полностью укомплектованного летательного аппарата, во время которых комплексно оцениваются его лётно-технических характеристики и проверяется их соответствие установленным требованиям. В России в этих целях проводятся лётные и государственные испытания, которые соответственно осуществляют разработчик и заказчик летательного аппарата. Для проведения испытаний разработчик летательного аппарата строит опытные образцы, число которых зависит от типа летательного аппарата (объёма испытаний), его сложности и новизны и т. д. (от 1 до 10 экземпляров и более). Для проверки применения летательного аппарата в эксплуатирующих ведомствах (с их организационной структурой, материально-технической базой и личным составом) и более полной отработки процедур штатной эксплуатации заказчик может также проводить , в которых обычно используются серийные или так называем предсерийные образцы. При положительных результатах лётных испытаний признаётся пригодным для эксплуатации (в гражданской авиации выдаётся сертификат лётной годности летательного аппарата данного типа).
Значительный объём испытаний выполняется во время производства и эксплуатации летательного аппарата. При изготовлении многих узлов и агрегатов летательного аппарата проводятся их испытания в рамках системы технического контроля. Полностью собранный летательный проходит предусмотренные технологическим процессом проверки на контрольно-испытательной станции, а лётно-испытательная станция завода осуществляет сдаточные лётные испытания каждого экземпляра серийного летательного аппарата. При развёртывании серийного производства, а также в ходе его могут выполняться .
Проведение широкого круга автономных н комплексных И. а. т. на всех стадиях жизненного цикла авиационной техники направлено на обеспечение высокого уровня надёжности летательного аппарата и безопасности полётов.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Испытания авиационной техники" в других словарях:

    испытания авиационной техники Энциклопедия «Авиация»

    испытания авиационной техники - Рис. 1. Испытания модели самолёта в аэродинамической трубе. испытания авиационной техники — комплекс работ, проводимых в процессе создания, производства и эксплуатации летательного аппарата и его составных частей с целью проверки их… … Энциклопедия «Авиация»

    Испытания авиационной техники (в т.ч. двойного назначения) - Под испытаниями авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, понимаются наземные, в том числе стендовые, и летные испытания, которые проводятся по договорам специализированными организациями в порядке оказания услуг… … Официальная терминология

    ОСТ 1 02559-86: Испытания летные авиационной техники. Автоматизированная обработка измерений. Термины и определения - Терминология ОСТ 1 02559 86: Испытания летные авиационной техники. Автоматизированная обработка измерений. Термины и определения: автоматизированной обработки зировакной обработки измерений, выполняемый в единицу времени Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Вид стендовых испытаний двигателя, проводимых для ускоренного выявления при доводке двигателя деталей с наименьшим ресурсом, подтверждения эффективности конструктивных и технологических мероприятий в опытном и серийном производствах, при… … Энциклопедия техники

    эквивалентно-циклические испытания двигателя - эквивалентно циклические испытания двигателя — вид стендовых испытаний двигателя, проводимых для ускоренного выявления при доводке двигателя деталей с наименьшим ресурсом, подтверждения эффективности конструктивных и технологических… … Энциклопедия «Авиация»

Введение
Раздел А. Определения и общие положения
Глава 1. Определения
Глава 2. Общие положения
2.1. Содержание Правил сертификации
2.2. Действие Правил сертификации
2.3. Применение и толкование Авиационных правил
2.4. Отступления от требований к летной годности
2.5. Сертификационнъiе работы
2.6. Этапы сертификации образца авиационной техники
2.7. Организации и эксперты, обеспечивающие сертификацию типа авиационной техники
2.8. Независимая инспекция
2.9. Органы по летной годности в организации Разработчика
2.10. Эксплуатационная документация образца
2.11. Условие допуска авиационной техники к сертификационным испытаниям
Раздел В. Сертификаты типа
Применимость
Глава 3. Заявка на получение Сертификата типа. Требования к летной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис
3.1. Подача заявки на получение Сертификата типа
3.2. Заявка на получение Сертификата типа
3.3. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним. Критерии летной годности
3.4. Специальные технические условия
3.5. Требования к охране окружающей среды
3.6. Требования к летной годности и охране окружающей среды, распространяемые на образец авиационной техники
3.7. Изменения конструкции образца авиационной техники, требующие новой сертификации типа
Глава 4. Сертификаты типа
4.1. Выдача Сертификатов типа
4.2. Типовая конструкция образца авиационной техники
4.3. Сертификат типа воздушного судна транспортной, нормальной, многоцелевой, акробатической и компьютерной категории, свободного пилотируемого аэростата, авиационного маршевого и вспомогательного двигателей, воздушного винта
4.4. Сертификат типа по шуму на местности воздушного судна
4.5. Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории
4.6. Сертификат типа воздушного судна Вооруженных Сил, используемого в гражданской авиации
4.7. Сертификат типа импортируемого образца авиационной техники
4.8. Сертификация экспортируемой авиационной техники
4.9 Содержание Сертификата типа
4.10 Действие Сертификата типа
Глава 5. Этап макета и сертификационные испытания воздушного судна
5.1. Этап макета воздушного судна
5.2. Сертификационные заводские испытания воздушного судна
5.3. Сертификационные контрольные испытания воздушного судна
5.4. Эксплуатационные испытания воздушного судна
5.5. Сертификационные испытания очень легких самолетов
5.6. Летчики-испытатели
Глава 6. Права и обязанности Держателя Сертификата типа и Эксплуатанта
6.1. Передача Сертификата типа
6.2. Проверка Сертификата типа. Обязанности держателя Сертификата типа
6.3. Обязанности Эксплуатанта
Глава 7. Компоненты воздушного судна
7.1. Классификация компонентов воздушного судна
7.2. Сертификация компонентов воздушного судна
Глава 8. Сертификационные испытания авиационных маршевых и вспомогательных двигателей и воздушных винтов
8.1. Применимость
8.2. Этап макета
8.3. Сертификационные заводские испытания
8.4. Сертификационные контрольные испытания АМД, ВВ и ВД
Глава 9. Одобрение комплектующих изделий
9.1. Общие положения
9.2. Квалификация комплектующих изделий категории А
9.3. Модификация типовой конструкции комплектующего изделия категории А
9.4. Одобрение комплектующих изделий категории Б
Раздел С. Временный сертификат типа и специальный сертификат летной годности временной категории
Применимость
Глава 10. Подача заявки на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории
10.1. Право на получение Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории
10.2. Заявка на получение Временного сертификата типа
Глава 11. Выдача Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории. Условия выполнения полетов. Обязанности Держателя Временного сертификата типа
11.1. Выдача временных сертификатов
11.2. Условия выполнения полетов временно сертифицированных воздушных судов
11.3. Обязанности держателя Временного сертификата типа и специального сертификата летной годности временной категории
Раздел D. Модификация типовой конструкции образца авиационной техники
Применимость
Глава 12. Процедуры классификации модификаций типовой конструкции образца авиационной техники
12.1. Классификация модификаций типовой конструкции
12.2. Одобрение классификации модификаций типовой конструкции
Раздел Е. Выдача дополнения к сертификату типа
Применимость
Глава 13. Заявка на Дополнение к Сертификату типа образца авиационной техники
13.1. Подача заявки на получение дополнения к Сертификату типа. Распространение Авиационных правил (норм летной годности) и поправок к ним
Глава 14. Дополнительные сертификационные работы. Выдача Дополнения к Сертификату типа
14.1 Дополнительные сертификационные работы
Раздел F. Производство только по сертификату типа
21.121. Область применения
21.123. Производство по Сертификату типа
21.125. Система контроля производства. Подсистема по рассмотрению материалов контроля
21.127. Испытания: воздушное судно
21.128. Испытания: двигатели воздушного судна
21.129. Испытания: воздушные винты
21.130. Доказательство соответствия
Раздел G. Сертификаты на производство
21.131. Область применения
21.133. Право на получение
21.135. Требования для выдачи
21.137. Размещение производства
21.139. Контроль качества
21.143. Требования к документации по качеству. Головной изготовитель
21.147. Изменения в системе обеспечения качества
21.149. Производство нескольких типов изделий
21.151. Перечень ограничений на производство
21.153. Изменения к Сертификату на производство
21.155. Возможность передачи
21.157. Проверки и испытания
21.159. Продолжительность действия
21.161. Показ Сертификата
21.163. Привилегии держателя Сертификата
21.165. Обязанности держателя Сертификата
Раздел H. Сертификаты летной годности
21.171. Применимость
21.173. Общие положения
21.175. Сертификаты летной годности: классификация (категории)
21.177. Изменения и поправки
21.179. Допустимость передачи
21.181. Действие сертификатов летной годности
21.182. Идентификация воздушного судна
21.183. Выдача стандартных сертификатов летной годности
21.187. Выдача сертификатов летной годности в нескольких категориях
21.191. Экспериментальные сертификаты летной годности
21.193. Экспериментальные сертификаты летной годности: общие положения
21.197. Разрешения на специальные полеты
21.199. Выдача разрешения на специальный полет
21.200. Временные сертификаты летной годности
21.202. Экспортные сертификаты летной годности
21.204. Разрешения на первый вылет и доводочные полеты

Утв. Приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 758-ст

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56483-2015

"ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА. ТИПОВОЕ РУКОВОДСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ИСПЫТАНИЙ ВЕРТОЛЕТНОЙ ТЕХНИКИ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

Air transport. Safety management system of helicopter activity. Risk management. The standard guide on safety management system for helicopter equipment testing. Main provisions

Введен впервые

Предисловие

1 Разработан Открытым акционерным обществом "Авиатехприемка" (ОАО "Авиатехприемка")

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2015 г. N 758-ст

4 Введен впервые

Введение

Испытания являются одним из самых важных этапов деятельности всех предприятий разработчиков и производителей вертолетной техники, на котором должна быть получена объективная и достоверная оценка соответствия летательного аппарата заданным требованиям безопасности. По результатам испытаний определяют и назначают области допустимых и недопустимых режимов полета и их границы, разрабатывают руководство по летной эксплуатации летательного аппарата, выдают рекомендации летному составу по действиям в особых случаях полета.

Государство создает механизмы обеспечения соблюдения всеми разработчиками и производителями вертолетной техники установленных нормативных средств контроля (требований, конкретных руководств и регламентов проведения испытаний) в целях выявления источников опасности и управления рисками для безопасности испытаний вертолетной техники и эффективного мониторинга безопасности испытаний вертолетной техники.

Настоящий стандарт разработан в целях создания и внедрения системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники в корпорациях, холдинговых компаниях (интегрированных структурах) и организациях разработчиков и производителей вертолетной техники.

В стандарте изложены общие требования к созданию и внедрению системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники в организациях разработчиков и производителей вертолетной техники.

1 Область применения

Настоящий стандарт описывает основные принципы разработки Руководства системы управления безопасностью испытаний вертолетной техники организации и устанавливает единые подходы к требованиям, методологии и контролю оценки безопасности испытаний вертолетной техники (ВТ).

Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их юридической формы и масштабов деятельности.

2 Термины, определения и сокращения

2.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:

2.1.1 безопасность полетов: Состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

2.1.2 стандарт: Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

2.1.4 методика испытаний: Подробное описание практических действий, используемых при проведении испытаний по определенному методу.

2.1.9 опытный образец изделия военной техники: Изделие военной техники, изготовленное в ходе выполнения опытно-конструкторской работы по вновь разработанной рабочей конструкторской и технологической документации для проверки путем испытаний соответствия его параметров и характеристик требованиям тактико-технического задания (технического задания) на опытно-конструкторскую работу и правильности принятых технических решений, а также для решения вопроса о возможности принятия изделия военной техники на вооружение (снабжение, эксплуатация, использование по назначению) и постановки на производство.

2.1.10 военная техника: Техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению.

2.1.11 авиационная техника: Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них комплектующие изделия (включая программное обеспечение), а также используемые при их создании авиационные материалы.

2.1.12 ключевой показатель риска: Индикатор, необходимый для оценки эффективности управления риском, связанный с рисковым событием и отражающий результативность мер реагирования. Ключевой показатель риска для рисков безопасности полетов представляет собой целевой уровень безопасности, который рассчитывает и устанавливает организация.

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

AT - авиационная техника;

ВТ - вертолетная техника;

ЛА - летательный аппарат;

РИАТ - руководство по испытаниям авиационной техники;

РЛЭ - руководство по летной эксплуатации;

СУБП - система управления безопасностью полетов;

ТЗ - техническое задание;

ТТЗ - тактико-техническое задание;

СБП и ЛИ - служба безопасности полетов и летных испытаний.

3 Общие требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

3.1 Общие положения

Испытания являются одним из самых важных этапов деятельности всех предприятий разработчиков и производителей вертолетной техники, на котором должна быть получена объективная и достоверная оценка соответствия ЛА заданным требованиям безопасности. По результатам испытаний определяют и назначают области допустимых и недопустимых режимов полета и их границы, разрабатывают РЛЭ ЛА, выдают рекомендации летному составу по действиям в особых случаях полета.

Порядок планирования и проведения испытаний, разработки программ и методик испытаний опытных (опытных ремонтных) и серийных образцов изделий военной техники определен в ТТЗ (ТЗ), конструкторской и программной документации (ремонтной документации) в соответствии с требованиями действующих стандартов с использованием (при наличии) типовых программ и методик испытаний и других нормативных документов, касающихся вопросов организации и проведения испытаний конкретного изделия (группы однотипных изделий) AT.

Выполнение всех требований, предъявляемых к системе управления безопасностью испытаний ВТ, поможет избежать обществу (предприятию) напрасной траты финансовых, человеческих ресурсов и времени.

Система управления безопасностью испытаний ВТ регулирует отношения, возникающие между участниками авиационной деятельности при испытаниях AT, содействует упреждающему определению опасности и развитию культуры безопасности испытаний ВТ, а также изменению отношения и поведения персонала в связи с поиском более безопасных методов работы.

3.2 Содействие обеспечению безопасности испытаний вертолетной техники

Методы содействия обеспечению безопасности испытаний ВТ на уровне общества (предприятий) включают в себя следующие обязательные процедуры:

а) заявление руководства относительно обязательств по обеспечению безопасности авиационной деятельности;

б) назначение ответственных руководителей за внедрение СУБП;

в) создание системы добровольных сообщений;

г) создание системы постоянного мониторинга безопасности авиационной деятельности в летно-испытательных подразделениях;

д) создание системы управления безопасностью полетов в летно-испытательных подразделениях предприятий общества;

е) создание системы управления рисками для безопасности полетов в обществе (на предприятиях);

ж) принятие и доведение до всех предприятий общества руководства по управлению безопасностью полетов ;

и) неукоснительное выполнение всеми сотрудниками общества (предприятий) требований руководящих документов по обеспечению безопасности испытаний ВТ.

4 Методологический подход оценки безопасности испытаний вертолетной техники

4.1 Основные работы, напрямую направленные на обеспечение заданного уровня безопасности полетов при проведении испытаний ЛА:

а) экспериментальная проверка опытных образцов технических средств, предназначенных для уменьшения степени опасности возможных отказов AT, ошибок личного состава и опасных внешних воздействий;

б) оценка степени опасности возможных функциональных отказов и разработка рекомендаций о действиях в особых случаях полета;

в) оценка соответствия ЛА и его систем общим и специальным требованиям заказчика к обеспечению безопасности полетов;

г) оценка соответствия заданным требованиям фактически достигнутого уровня безопасности полетов ЛА с учетом результатов испытаний. Обобщение всех материалов по обеспечению безопасности, оценка соответствия ЛА заданным требованиям.

Основным принципом обеспечения заданного уровня безопасности при проведении испытаний является принцип гарантированности, означающий подтверждение соответствия вновь создаваемого ЛА заданным требованиям к безопасности до поступления его заказчику.

4.2 Методология комплексной оценки и применения системного подхода в вопросах оценки безопасности на этапе испытаний AT реализована в РИАТ и включает в себя:

а) общую методологию комплексной оценки безопасности испытаний AT;

б) общие для всех разработчиков AT требования к объему и форме материалов, предъявляемых к ЛА на испытаниях;

в) методы оценки количественного уровня безопасности испытаний с использованием системы расчетных случаев и формализованных критериев степени опасности особых ситуаций;

г) типовые методики оценки безопасности испытаний, учитывающие возникновение отказов функциональных систем ЛА, таких как система управления, силовая установка, гидросистема, система кондиционирования, система предотвращения выхода ЛА за ограничения и др.;

д) систему оцениваемых характеристик при комплексной оценке безопасности, которая представляет совокупность первоочередных взаимоувязанных требований заказчика к ЛА, его системам и оборудованию.

4.3 Методы повышения эффективности работы системы информационного и программно-математического обеспечения выполнения испытаний AT:

а) учет с использованием соответствующего программно-математического обеспечения не только вероятностных показателей уровня безопасности испытаний (вероятность всех возможных отказов элементов, узлов и агрегатов ЛА при всех возможных сочетаниях параметров ожидаемых условий эксплуатации ЛА), но и статистических показателей на всех этапах испытаний AT для нормирования уровня безопасности;

б) применение различных методов испытаний на оценку безопасности AT: инженерного анализа, расчетов, математического моделирования, лабораторных испытаний, испытаний на стендах, летных испытаний с использованием математических моделей ЛА и его систем, а также процессов их функционирования;

в) использование всей информации о характеристиках безопасности AT, полученной различными методами на этапах, предшествующих летным испытаниям, для получения оценки безопасности AT с требуемой точностью при возможно меньшем числе экспериментов;

г) непрерывность процесса оценки характеристик безопасности AT, позволяющего избежать потери информации, содержащейся в оценках безопасности, полученных на ранних этапах разработки ЛА, т.е. каждый очередной этап должен быть непосредственным продолжением предшествующих этапов.

4.4 Задачи комплексной оценки безопасности испытаний вертолетной техники

Использование пилотажно-моделирующих стендов позволяет решать большой перечень важных задач, которые нельзя (в значительной мере или полностью) решать в ходе летных экспериментов:

а) многопараметрические исследования степени опасности тех или иных опасных ситуаций, возникающих в результате проявления и взаимодействия нескольких опасных факторов, и особенно человеческого (в летном эксперименте исключаются);

б) исследование сложных режимов (например, попадание в режим вихревого кольца, штопор, неуправляемое вращение и т.д.), которые не могут быть исследованы в полном объеме в ходе летных экспериментов;

в) оценка уровня безопасности полетов при возникновении полностью неожиданных отказов функциональных систем вертолета, их последствия и возможность реагирования на них летного состава;

г) исследование влияния уровня обученности летчика на качество управления, а также на эффективность различных учебных программ или их отдельных компонентов;

д) получение полной объективной оценки влияния на качество управления таких факторов, как загрузка летчика от выполняемых им задач, не связанных с управлением самолетом. Это загрузка зависит от обстановки, содержания этапа полета, метеоусловий, интерфейса кабины и т.д.

5 Контроль обеспечения безопасности испытаний вертолетной техники

5.1 Общие положения

Для осуществления контроля испытаний, в т.ч. летных, на предприятиях должны быть выработаны процедуры контроля, гарантирующие, что каждый экземпляр ВТ соответствует типовой конструкции и условиям безопасной эксплуатации.

Во время летных испытаний экземпляра ВС проведение контроля должно базироваться на требованиях по обеспечению безопасности вертолетной деятельности в рамках внедренной в обществе (на предприятиях) СУБП, а также на требованиях правовых нормативных документов экспериментальной авиации.

При проведении контроля обеспечения безопасности испытаний ВТ необходимо активно использовать систему добровольных сообщений, способствующую выявлению на ранней стадии отклонений от директивной технологии, не выявленных системой управления качеством.

Конечной целью проведения контроля служит обеспечение снижения рисков испытаний ВТ до приемлемого уровня, определенного руководством общества (предприятий).

5.2 Иерархия ответственности за обеспечение безопасности испытаний вертолетной техники

Международными стандартами (например, ) предусмотрена в рамках СУБП необходимость четкого определения иерархии ответственности в вопросах безопасности полетов на авиационном предприятии и в организациях, в т.ч. прямой ответственности за безопасность полетов со стороны руководства.

Иерархия ответственности за безопасность испытаний ВТ, основанная на политике и целях организации в области безопасности полетов, показана на рисунке 1.

Представленная схема предусматривает сбалансированное распределение обязанностей и ответственности между руководством, предприятиями, ответственными руководителями структурных подразделений и сотрудниками по вопросам обеспечения безопасности полетов.

Рисунок 1 - Иерархия ответственности за безопасность испытаний вертолетной техники

5.3 Требования к системе управления безопасностью испытаний вертолетной техники

5.3.1 Критерии эффективной работы системы управления безопасностью испытаний ВТ:

а) персональная ответственность руководителя за организацию обеспечения безопасности испытаний ВТ на всех этапах испытаний;

б) доведение схемы иерархии ответственности за безопасность испытаний ВТ в организации до всех сотрудников;

в) назначение в установленном порядке руководителя (отдел, должностное лицо), ответственного за безопасность испытаний ВТ;

г) определение и документальное оформление полномочий, обязанностей и ответственности персонала, участвующего в проведении испытаний ВТ, за соблюдение безопасности испытаний на всех уровнях организации;

д) проведение регулярных проверок всех сотрудников по знаниям своих полномочий, обязанностей и ответственности в отношении любых решений и порядка действий в сфере безопасности испытаний ВТ.

5.3.2 Представление данных о безопасности испытаний вертолетной техники

Процедуры представления данных о безопасности испытаний ВТ должны быть просты, доступны и соответствовать масштабу деятельности общества (предприятия).

Процедура представления данных о безопасности испытаний ВТ должна включать в себя как реагирующий (донесения об авиационном происшествии или инциденте, производственном инциденте и т.д.), так и проактивный и прогностический (донесения об опасных факторах) компоненты.

В обществе (на предприятиях) должна быть организована процедура обязательных донесений (в случае авиационных происшествий, серьезных инцидентов, существенных неисправностей и т.д.), о которых необходимо уведомлять соответствующие организации, на которые возложен государственный контроль в области безопасности авиационной деятельности. Также необходимо фиксировать информацию об обычных незначительных происшествиях, внутренних событиях, включая авиационные происшествия, инциденты и другие происшествия, которые не выходят за пределы организации. Описание данных процедур и формы отчетности детально изложены в , инструкциях по действиям должностных лиц, авиационного персонала предприятий при авиационном происшествии или инциденте с экспериментальными воздушными судами (см. также приложение А).

5.3.3 Мониторинг и измерение эффективности обеспечения безопасности испытаний вертолетной техники

В целях мониторинга эффективности обеспечения безопасности испытаний ВТ в обществе (на предприятиях) установлен ключевой показатель риска - целевой приемлемый уровень безопасности испытаний ВТ, который не должен быть превышен предприятиями.

Данный показатель рассчитывают как отношение количества выявленных опасностей к общему количеству проведенных испытаний ВТ за периоды прошедшего года.

Показатель отражает, насколько эффективны мероприятия, проводимые в рамках системы управления безопасностью испытаний ВТ.

Для мониторинга и измерения процессов организация фиксирует соответствующие рабочие параметры, показатели качества и безопасности испытаний вертолетной техники, помогающие отслеживать на постоянной основе показатели эффективности обеспечения безопасности испытаний. Параметрами для отслеживания эффективности процесса могут быть последствия происшествий, отклонения или любые иные события, отражающие безопасность, качество или уровень риска процесса. Для отслеживания результатов и наглядности процесса строят диаграмму постоянного индикатора безопасности испытаний ВТ с использованием соответствующих компьютерных программ, приведенную в приложении Б.

События отслеживают в виде показателей частоты возникновения. Всплески, отображающие пики частоты возникновения, позволяют отслеживать их нахождение на приемлемом, допустимом или недопустимом уровнях. До тех пор пока тенденция показателя частоты возникновения не выходит за рамки и не нарушает критериев установления аварийного уровня, число таких происшествий будет считаться приемлемым (не отклоняющимся от нормы) для соответствующего периода мониторинга.

Работа с данной диаграммой с использованием компьютерных программ дает возможность измерения и более глубокого анализа этих показателей, делает их наглядными и обеспечивает своевременное принятие мер в отношении событий с серьезными последствиями (например, авиационные происшествия и серьезные инциденты) или с незначительными последствиями (например, инциденты, донесения о несоответствиях, отклонения). Показатели, свидетельствующие о возможности серьезных последствий, отрабатываются в первую очередь, тогда как показатели, свидетельствующие о возможности незначительных последствий, заносятся в базу данных для последующего анализа и учета. Конечной целью такого рода работы является уменьшение ключевого показателя риска на 5% по сравнению с предыдущим годом.

Приложение Б
(справочное)

Пример диаграммы постоянного индикатора состояния безопасности испытаний вертолетной техники

Диаграмма постоянного индикатора состояния безопасности испытаний вертолетной техники

Рисунок Б.1

Приложение А
(справочное)

Пример мониторинга состояния безопасности испытаний вертолетной техники

Библиография