Проектирование автоматизированной системы складского учета с использованием CASE-средства Rational Rose. АИС «Проектное управление Этапы развития CASE-систем

Под проектированием следует понимать процесс создания прообраза предполагаемого или возможного объекта.

Современная технология создания АИС представляет собой совокупность эффективных средств и методов проектирования, позволяющих упростить данный процесс, уменьшить стоимостные затраты, сократить календарные сроки проектирования системы и повысить качество разработки за счет широкого выбора проверенных передовых проектных решений.

К основным средствам проектирования можно отнести:

Типовые проектные решения (ТПР) и пакеты прикладных программ (ППП). ТПР - совокупность алгоритмических и программных элементов, обеспечивающих реализацию задач на ЭВМ с помощью соответствующих технических средств;

Системы автоматизированного проектирования (САПР), предполагающие использование ЭВМ на всех этапах создания АИС.

Общие требования, предъявляемые к средствам проектирования:

Полный охват всего процесса создания АИС;

Совместимость, т.е. согласованность как в процессе создания системы, так и в процессе ее функционирования;

Универсальность, т.е. возможность применения одних и тех же средств для различных объектов;

Доступность в освоении и несложность (простота) в реализации;

Возможность организации процесса проектирования в режиме интерактивного взаимодействия разработчика системы, проектировщика и ЭВМ;

Адаптируемость и экономическая эффективность.

Среди методов проектирования выделяют:

Оригинальное проектирование;

Типовое проектирование и его виды: элементное, подсистемное, модульное, групповое;

Автоматизированное проектирование.

Метод оригинального проектирования является традиционным и ориентирован на одно конкретное предприятие. Характерной чертой данного метода является разработка оригинальных методик обследования объекта и создание необходимой документации в виде индивидуального проекта. К достоинству этого метода можно отнести отражение специфических особенностей объекта автоматизации в проекте АИС. К недостаткам относят сравнительно высокую трудоемкость и большие сроки разработки, низкий показатель функциональной надежности и адаптируемости к изменяющимся условиям. Проекты, созданные оригинальным методом, поддаются модернизации, однако в чистом виде этот метод используется редко. Сегодня при его реализации используются различные средства проектирования и лишь для отдельных частей проекта требуются оригинальные проектные решения. Это несколько сглаживает его недостатки. Однако этот метод остается актуальным при автоматизации сложных, неординарных объектов.

В современных условиях АИС, как правило, не создаются с нуля. В настоящее время в экономике практически на всех уровнях управления и на всех экономических объектах функционируют системы автоматизированной обработки информации. Возросшая потребность в своевременной, качественной и оперативной информации вызывают необходимость создания АИС на новой технической и технологической базе.


Поиск рациональных путей проектирования идет по следующим направлениям:

1. разработка типовых проектных решений, реализованных в пакетах прикладных программ (ППП) для решения экономических задач с последующей привязкой ППП к конкретным условиям внедрения и функционирования;

2. разработка автоматизированных систем проектирования.

Первый из путей - возможность использования типовых проектных решений,включенных в пакеты прикладных программ.

Типовое проектирование - индустриальный метод создания АИС, использующий ТПР и ППП. Этот метод характеризуется наличием проверенных, типовых организационно-экономических, технических, информационных, математических и программных средств автоматизации управления. Применение данного метода позволяет снизить трудоемкость, снизить стоимость и сократить сроки проектирования, повысить качество проектирования. Процесс типового проектирования заключается в выборе и привязке обеспечивающих подсистем в соответствии с требованиями конкретной АИС. Типовая часть АИС представляет собой комплекс информационного, программного и технического обеспечения. Типовой характер информационного обеспечения достигается путем строгого соблюдения единства структуры информационной базы, состава массивов, форм входных и выходных документов. Типовой характер программного обеспечения достигается использованием ППП, и типовой характер технического обеспечения достигается применением ЭВМ одного или совместных типов.

1. Разновидностью метода типового проектирования является метод элементного проектирования , основу которого составляют ТПР. При разработке проекта используется уже готовое решение с небольшими модификациями, а не разрабатывается новое.

2. При использовании модульного метода ТПР создаются по модульному принципу, когда каждое проектное решение расчленяется на отдельные составные части- модули, которые реализуют определенную часть ТПР. Это позволяет создать проект новой автоматизированной системы путем сочетания отдельных типовых модулей.

3. При использовании подсистемного метода проектирования для каждой подсистемы создаются проекты решений и пакеты прикладных программ – общесистемные и функциональные. Выделение подсистем зависит от объекта хозяйственно-производственного процесса. Для каждой из подсистем разрабатывается свое автоматизированное проектное решение и ППП, которые могут быть общесистемными или функциональными. К общесистемным относятся ППП управления данными, ППП типовых процедур обработки данных, методовматематической статистики и дискретного программирования и др. К функциональным ППП относятся пакеты, ориентированные на промышленные предприятия с дискретным или непрерывным характером производства, на непромышленную сферу, отраслевое управление.

Важное требование, предъявляемое к ППП, - совместимость, т.к. при проектировании АИС целесообразно использовать сразу несколько пакетов. Проектирование систем с применением ППП фактически сводится к привязке выбранных по определенным параметрам пакетов к конкретным условиям объекта автоматизации. Положительными качествами такого подхода к проектированию можно назвать: менее трудоемкий процесс, сокращение времени проектирования по сравнению с оригинальным проектированием, реализация прогрессивных методов обработки данных, упрощение документирования проекта (т.к. используется документация пакетов), повышение надежности проектируемых АИС.

4. Кроме того, выделяют метод группового проектирования . Его суть заключается в предварительном подборе группы объектов, однотипных по характеристикам. Среди них выбирается базовый объект, для которого и разрабатывается проект, причем могут использоваться различные методы и способы проектирования. Главным при этом является обеспечение высокой адаптивности проекта. Основная сфера применения этого метода - непромышленные объекты (например, склады).

Наиболее эффективно автоматизации поддаются следующие виды деятельности:

1. бухгалтерский учет, включая управленческий и финансовый. Наибольшее число ППП создано для бухгалтерского учета. Среди них «1C: бухгалтерия», «Турбо-Бухгалтер», «Инфо-Бухгалтер», «Парус», «ABACUS», «Бэмби+» и др.;

2. справочное и информационное обслуживание экономической деятельности. Представлено следующими ППП: «ГАРАНТ» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль); «КОНСУЛБТАНТ+» (налоги, бухучет, аудит, предпринимательство, банковское дело, валютное регулирование, таможенный контроль).

3. экономическая и финансовая деятельность. Представлена следующими ППП:

a) «Экономический анализ и прогноз деятельности фирмы, организации» (фирма «ИНЕК»), реализующий функции: экономический анализ деятельности фирмы, предприятия; составление бизнес-планов; технико-экономическое обоснование возврата кредитов; анализ и отбор вариантов деятельности; прогноз баланса, потоков денежных средств и готовой продукции.

b) Многопользовательский сетевой комплекс полной автоматизации корпорации «Галактика» (АО «Новый атлант»), который включает планирование, оперативное управление, учет и контроль, анализ, кроме того, позволяет в рамках СППР обеспечивать решение задач бизнес-планирования с использованием ППП Project-Expert.

4. организация труда руководителя;

5. автоматизация документооборота;

6. обучение.

В последнее время предприятия и фирмы предпочитают покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных АИС связана с высокими затратами и риском. Как правило, разрабатывается и предлагается базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее аффективно их использовать, повысить квалификацию персонала.

Автоматизированные системы проектирования - второй, быстро развивающийся путь ведения проектировочных работ.

Среди автоматизированных методов проектирования особое место занимают методы модельного проектирования. Создание и использование САПР обеспечивает достаточно высокий уровень функциональной надежности, комплексный охват всех технологических процессов, снижение трудоемкости проектных работ с максимальным учетом интересов объекта автоматизации. Однако этот метод достаточно дорог и требует высококвалифицированных разработчиков. Ключевое требование, предъявляемое к САПР, - возможность построения и поддержания в системе проектирования в адекватном состоянии некоторой глобальной экономической информационной модели объекта автоматизации. Модель – это отображение информационных компонентов объекта автоматизации и отношений между ними, заданное в явном виде. Основная цель построения модели - создание соответствующего этой модели проекта АИС, учитывающего и активно использующего все характеристики объекта. Такая модель должна содержать в формализованном виде описание совокупностей информационных компонентов и отношения между ними, включая информационные связи и алгоритмическое взаимодействие. С помощью модельного метода проектирования применяется системный подход, обусловливающий использование ЭВМ не только на всех стадиях создания системы, но и в процессе анализа результатов ее промышленной эксплуатации. Развитие и применение САПР предопределило переход к созданию индивидуальных проектов, но на значительно более высоком уровне, по сравнению с оригинальным методом проектирования.

В области автоматизации проектирования ИС и ИТ за последнее десятилетие сформировалось новое направление - CASE технология автоматизированной разработки ПО (CASE - Computer-Aided Software/System Engineering). Возрастающая сложность информационных систем, повышающиеся к ним требования привели к необходимости индустриализации технологий их создания.

CASE-технология представляет собой совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения ИС, поддержанную комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки ИС. CASE-системы используются как мощный инструмент решения исследовательских и проектных задач, таких, как структурный анализ предметной области, реализация проектов средствами языков программирования последнего поколения, выпуск проектной документации, тестирование реализации проектов, планирование и контроль разработок, моделирование деловых приложений с целью решения задач оперативного и стратегического планирования и управления ресурсами и т.п.

Основная цель CASE состоит в максимальной автоматизации процессов разработки и функционирования систем.

При использовании CASE-технологий изменяется технология ведения работ на всех этапах жизненного цикла автоматизированных систем. В CASE-системах проектирование, основано на наглядных визуальных методах разработки, при этом для описания модели проектируемой ИС используются графы, диаграммы, таблицы, схемы и текстовые пояснения к ним. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.

Автоматизация программирования основана на автоматической генерация программных кодов, которые содержат описания данных, основную логику их обработки, схемы баз данных, файлы описания интерфейсов и др. В дальнейшем коды уточняются и дорабатываются, однако в ряде случаев автоматизация достигает 90%. Кроме того, CASE-технология генерирует необходимую документацию по проекту, готовую к использованию.

При использовании CASE-технологии обеспечивается поддержка единой базы проекта, т.е. вся информация о разрабатываемой АИС автоматически помещается в единую базу данных проекта. Этим поддерживается согласованность, непротиворечивость, полнота и минимальная избыточность проектных данных.

CASE-технология обеспечивает командную работу групп разработчиков, т.к. разным группам специалистов предоставляется адекватный инструментарий, а также возможность согласованного и корректного внесения изменений в проект различными специалистами в реальном времени.

CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов АИС. CASE также применяется для создания моделей систем, помогающих коммерческим структурам решать задачи стратегического планирования, управления финансами, определения политики фирм, обучения персонала и др.

CASE обладают следующими основными достоинствами:

Улучшают качество создаваемых ИС (ИТ) за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта);

Позволяют за короткое время создавать прототип будущей ИС (ИТ), что позволяет быстро, на ранних этапах оценить ожидаемый результат;

Ускоряют процесс проектирования и разработки системы;

Освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части проектирования;

Поддерживают развитие и сопровождение уже функционирующей ИС.

К настоящему моменту образовалась мощная CASE-индустрия, объединившая сотни фирм и компаний различной ориентации. Среди них выделяются:

Компании-разработчики средств анализа и проектирования ИС и ИТ

Фирмы-разработчики специальных средств с ориентацией на узкие предметные области или на отдельные этапы жизненного цикла ИС;

Обучающие фирмы, которые организуют семинары и курсы подготовки специалистов;

Консалтинговые фирмы, оказывающие практическую помощь при использовании CASE-пакетов для разработки конкретных ИС;

Фирмы, специализирующиеся на выпуске периодических журналов и бюллетеней по CASE-технологиям.

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О создании, развитии и вводе в эксплуатацию, эксплуатации автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (подготовлен Минкомсвязью России 15.02.2018)

Досье на проект

Пояснительная записка

В целях реализации Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской федерации от 15 октября 2016г. N1050, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об автоматизированной информационной системе проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";

План мероприятий ("дорожную карту") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатации автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы (далее - План мероприятий);

Изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

2. Определить:

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - государственным заказчиком и оператором автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" (далее соответственно - АИСПД);

Федеральный проектный офис - уполномоченным органом по ведению АИСПД.

3. Федеральному проектному офису, федеральным органам исполнительной власти, обеспечить:

а) реализацию Плана мероприятий;

б) подключение информационных систем федеральных органов исполнительной власти в рамках проектной деятельности с АИСПД и электронное взаимодействие указанных информационных систем с АИСПД;

в) использование АИСПД в проектной деятельности.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить использование АИСПД или интеграцию собственных информационных систем с АИСПД в рамках проектной деятельности.

5. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежеквартально, до 15-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Плана мероприятий.

6. Установить, что мероприятия, предусмотренные настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Предусмотреть выделение в 2018 году бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на финансирование мероприятий по созданию АИСПД.

8. Предусмотреть выделение с 2019 года бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий по развитию и эксплуатации АИСПД.

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации

Положение
об автоматизированной информационной системе проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти"

1. Автоматизированная информационная система проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" (далее - АИСПД) обеспечивает решение следующих задач:

а) информационное обеспечение проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, в том числе федерального проектного офиса, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций (далее - органы государственной власти и организации), участвующих в проектной деятельности;

б) информационную поддержку постоянных и временных органов управления проектной деятельности органов государственной власти и организаций, осуществляющих инициирование и реализацию проектов (программ);

в) информационное взаимодействие поставщиков информации и пользователей информации, содержащейся в АИСПД;

г) оперативный и объективный мониторинг реализации проектов (программ);

д) взаимодействие с гражданами по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам;

е) ведение электронных форм отчетности;

ж) информационную поддержку системы стимулирования участников проектной деятельности, включая учет показателей эффективности деятельности.

2. Выполнение задач, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется посредством следующих функций АИСПД:

а) поддержка принятия управленческих решений на основании оперативного и объективного мониторинга реализации проектов (программ);

б) управление проектами (программами), портфелем проектов (программ) в органах власти различного уровня по единой методологии, в том числе:

учет и ведение (сопровождение) проектных предложений;

инициирование проектов (программ), ранжирование и формирование портфеля проектов (программ);

подготовку проекта (программы);

реализацию проекта (программы) и управление изменениями проекта (программы);

завершение проекта (программы);

мониторинг реализации проектов (программ);

анализ, оценку и иные контрольные мероприятия реализации проектов (программ);

в) получение сведений о ходе реализации проектов (программ) из различных внешних источников;

г) использование электронной отчетности по проектной деятельности;

д) формирование статистически достоверной информации по статусу реализации проектов (программ);

е) учет и расчет персональных и проектных показателей эффективности, мотивацию постоянных и временных органов управления и участников проектной деятельности;

ж) информационное взаимодействие органов государственной власти и организаций и используемых ими информационных систем в процессе проектного управления и получения информации для объективного мониторинга реализации проектов (программ);

з) взаимодействие и работа с документами постоянных и временных органов управления проектной деятельности в рамках единого информационного пространства;

и) взаимодействие с гражданами, организациями и иными заинтересованными лицами и по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам;

к) формирование единого источника достоверной информации о проектной деятельности в органах власти различного уровня, доступность информации о проектах (программах) для органов государственной власти и организаций.

3. Участниками информационного взаимодействия являются:

а) оператор АИСПД;

б) поставщики информации в АИСПД;

в) пользователи информации, содержащейся в АИСПД.

4. Поставщиками информации в АИСПД являются:

а) органы государственной власти и организации, осуществляющие проектную деятельность;

б) органы государственной власти и организации, осуществляющие сбор, обработку и анализ информации, необходимой для объективного мониторинга реализации проектов (программ).

5. Пользователями информации, обрабатываемой в АИСПД, являются федеральный проектный офис, постоянные и временные органы управления проектной деятельностью органов государственной власти и организаций, осуществляющие проектную деятельность.

6. Уполномоченный орган по ведению АИСПД выполняет следующие функции:

а) координирует формирование и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности;

б) осуществляет мониторинг внедрения и функционирования АИСПД;

в) утверждает по согласованию с оператором АИСПД требования к программному обеспечению АИСПД;

г) определяет по согласованию с оператором АИСПД направления развития АИСПД;

д) осуществляет методологическую поддержку функционирования и развития АИСПД.

7. Оператор АИСПД обеспечивает:

а) функционирование АИСПД, включая работоспособность программных и технических средств АИСПД;

б) создание, развитие и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию АИСПД, в том числе в части сопровождения и развития технического и программного обеспечения АИСПД под разные типы проектов по согласованию с Уполномоченным органом по ведению АИСПД;

в) прием, хранение, предоставление данных АИСПД;

г) целостность и доступность данных АИСПД для участников информационного взаимодействия;

д) защиту информации и данных, создаваемых и обрабатываемой в рамках функционирования АИСПД;

е) разграничение прав доступа участников информационного взаимодействия;

ж) подключение и(или) предоставление доступа к АИСПД;

з) обязательность учета и регистрации всех действий и идентификации всех участников;

и) технологическое и иное взаимодействие АИСПД с внешними информационными системами;

к) методическую поддержку по вопросам технического использования и информационного наполнения АИСПД;

л) загрузку и актуализацию классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации, используемой в АИСПД, в федеральную Государственную информационную систему "Единая система нормативно справочной информации".

8. Поставщики информации в АИСПД обеспечивают:

а) предоставление сведений в АИСПД в установленном порядке;

б) актуальность и достоверность сведений, предоставляемых в АИСПД;

в) работоспособность собственных программно-аппаратных средств, используемых при работе с АИСПД;

г) предоставление Уполномоченному органу по ведению АИСПД предложений по развитию АИСПД.

9. Предоставление доступа к АИСПД осуществляется в отношении ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью, прошедших процедуру идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации" в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

10. Программно-технические средства АИСПД должны отвечать следующим требованиям:

а) располагаются на территории Российской Федерации;

б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;

в) имеют действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в АИСПД, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках АИСПД, осуществивших указанные действия;

д) обеспечивают доступ ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью к АИСПД, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в АИСПД информации от несанкционированного доступа;

е) обеспечивают возможность информационного взаимодействия АИСПД с другими информационными системами, в том числе посредством использования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

ж) обеспечивают осуществление идентификации и аутентификации ответственных исполнителей постоянных и временных органов управления проектной деятельностью в АИСПД с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

з) обеспечивают возможность получения информации из АИСПД в виде файлов и электронных сообщений;

и) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории изменений.

11. В АИСПД обеспечивается единство используемой нормативно-справочной информации.

12. Информационное взаимодействие АИСПД с федеральными государственными информационными системами, информационными системами органов государственной власти осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, с иными организациями с использованием защищенной сети передачи данных, организацию которой обеспечивает оператор АИСПД.

13. Технические стандарты и требования к технологической совместимости АИСПД с внешними информационными системами, требования к стандартам и протоколам обмена документами АИСПД с внешними информационными системами устанавливаются оператором АИСПД в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере информационных технологий.

14. Определение и уточнение состава сведений, форматов их предоставления, поставщиков и потребителей информации, формируемой в АИСПД, осуществляется федеральным проектным офисом с учетом решений рабочей группы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее - Совет) и могут рассматриваться на президиуме Совета по предложению федерального проектного офиса.

15. Информация, содержащаяся в АИСПД, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о персональных данных.

16. Защита информации, содержащейся в АИСПД, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией АИСПД.

17. В порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, предоставление сведений о проектах (программах) в электронной форме с использованием АИСПД осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

18. Органы государственной власти и организации, а также ответственные лица, участвующие в проектной деятельности, несут ответственность за полноту и достоверность сведений о проектах (программах), сведений о статусе реализации проектов (программ), а также за соблюдение порядка и сроков их представления в АИСПД.

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2018 г. N _______

План
мероприятий ("дорожная карта") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатацию автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы

I. Общие положения

1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатацию автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти" на 2018-2020 годы (далее - "дорожная карта") направлена на повышение результативности и эффективности проектного управления в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также иных организациях, в том числе посредством внедрения автоматизированной системы для управления проектами (программами) по единой методологии, создания единого информационного пространства для взаимодействия постоянных и временных органов управления проектной деятельностью, перехода к электронному документообороту в проектной деятельности.

Стандартизация подходов к проектному управлению, использование облачного решения по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти позволит снизить административную нагрузку на органы государственной власти с одновременным повышением уровня эффективности проектного управления.

В связи с этим необходимо внедрение современных информационных технологий в части автоматизации проектной деятельности органов государственной власти.

2. Целью "дорожной карты" является оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении планирования, реализации и мониторинга проектов (программ).

II. Общая характеристика и основные результаты

Фактором повышения эффективности государственного управления является переход к проектному управлению с использованием единой методологии и автоматизации процессов проектного управления.

Результатами реализации "дорожной карты" являются:

создание, развитие, ввод в эксплуатацию и эксплуатация автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";

принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях внедрения автоматизации проектного управления в органах государственной власти и организациях.

По результатам реализации "дорожной карты" планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственной власти и организаций используемых ими информационных систем в процессе проектного управления, автоматизировать постоянные и однообразные процессы, повысить обоснованность принимаемых решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации о результатах реализации проектов (программ), перейти к электронной отчетности по проектам(программам), а также повысить доступность указанной информации для органов государственной власти.

III. План мероприятий

Наименование мероприятия Срок исполнения Вид документа Ответственные исполнители
1. Разработка порядка предоставления информации в АИСПД и осуществления информационного взаимодействия с АИСПД 31.12.2018 г. проект нормативного правового акта Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис
2. 1 этап. Проектирование, разработка и внедрение пилотного образца, включающего основные модули для управления приоритетными и ведомственными проектами, миграция данных из прототипа АИСПД 31.12.2018 г.
3. 2 этап. Ввод в эксплуатацию информационной системы и дальнейшая эксплуатация 31.12.2019 г. приказ Минкомсвязи России, доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
4. 3 этап. техническое сопровождение, развитие информационной системы 31.12.2020 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
5. Федеральные органы исполнительной власти начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.12.2018 г. доклад в Правительство Российской Федерации
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.03.2019 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия
7. Органы местного самоуправления начали ведение проектов и программ в информационной системе 31.12.2019 г. доклад в Правительство Российской Федерации Минкомсвязь России, Федеральный проектный офис, Участники информационного взаимодействия

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _______ 2018 г. N _______

Изменения,
которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации

1. Подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст. 3503; N 44, ст. 6274; N 49, ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 53, ст. 7938; 2013, N 27, ст. 3612; N 41, ст. 5188; N 45, ст. 5827; N 52, ст. 7218; 2014, N 30, ст. 4318; N 48, ст. 6876; N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5247; 2017, N 41, ст. 5981; N 44, ст. 6523) дополнить абзацем следующего содержания:

"автоматизированная информационная система проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти"."

2. В подпункте "б" пункта 4 Положения о государственной автоматизированной информационной системе "Управление", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 101; 2011, N 38, ст. 5380; 2013, N 1, ст. 65; N 48, ст. 6259; 2015, N 2, ст. 459, 460; N 10, ст. 1524; N 49, ст. 6972) слова "и выполнения приоритетных национальных проектов" исключить.

3. В позиции, касающейся основного мероприятия 4.2, приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2159; 2015, N 9, ст. 1341; N 26, ст. 3896; 2016, N 44, ст. 6139; 2017, N 9, ст. 1366; N 11, ст. 1573; N 15, ст. 2214; N 34, ст. 5289; N 45, ст. 6661; N 47, ст. 7007; 2018, N 4, ст. 623), в графе "Основные направления реализации":

а) после абзаца тридцать второго "развитие федеральной государственной информационной системы "Федеральный ситуационный центр электронного правительства";" добавить абзац следующего содержания:

"создание и развитие автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";"

б) после абзаца тридцать четвертого "эксплуатация федеральной государственной информационной системы "Федеральный ситуационный центр электронного правительства";" добавить абзац следующего содержания:

"ввод в эксплуатацию и эксплуатация автоматизированной информационной системы проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов государственной власти";".

Обзор документа

Предложено Положение об АИС проектной деятельности "Облачное решение по автоматизации проектной деятельности органов госвласти".

Задачи - информационная поддержка постоянных и временных органов управления проектной деятельности органов власти и организаций, осуществляющих инициирование и реализацию проектов (программ); информационное обеспечение проектной деятельности; информационное взаимодействие поставщиков и пользователей информации, содержащейся в АИС; оперативный и объективный мониторинг реализации проектов (программ); взаимодействие с гражданами по вопросам реализации проектов (программ) и проектным инициативам; ведение электронных форм отчетности; информационная поддержка системы стимулирования участников проектной деятельности.

Приведен План мероприятий ("дорожная карта") по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию, эксплуатации АИС на 2018-2020 гг.

Политика конфиденциальности персональных данных и условия обработки персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных действует в отношении всех персональных данных, которые Компания «ТЕКОРА» может получить от Вас во время использования Вами сайтов компании.

Заполняя форму на сайте http://www.сайт/ и других веб-сайтах Компании «ТЕКОРА», которые собирают данные и ссылаются на эти условия, Вы даете свое добровольное согласие Компании «ТЕКОРА» на обработку нижеследующих персональных данных с применением автоматизированных средств обработки или без таковых: фамилия, имя, отчество; место работы, наименование занимаемой должности; адрес электронной почты; номер контактного телефона.

Предоставляя Компании «ТЕКОРА» информацию, необходимую для инициирования дальнейшего взаимодействия, Вы выражаете согласие на ее использование в соответствии с настоящей Политикой.

Если Вы не согласны с приведенными в настоящем документе условиями, пожалуйста, не используйте данные веб-сайты и не заполняйте формы запроса информации.

Компания «ТЕКОРА» означает:

ЗАО «ТЕКОРА», Юридический адрес: 119285 г. Москва, ул. Мосфильмовская, д.22, стр.1.

Почтовый адрес: 117997, ГСП-7, г. Москва, ул. Профсоюзная, д.65, оф.369.

Под обработкой персональных данных понимаются действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Предоставляя свои персональные данные Вы соглашаетесь на их обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, удаление, уничтожение Компанией «ТЕКОРА» в целях обработки Ваших заказов и запросов, для осуществления деятельности по продвижению товаров, работ, услуг или объектов интеллектуальной собственности на рынке путем осуществления прямых контактов с Вами с помощью средств связи, оценки и анализа сайта, анализа покупательских особенностей и предоставления персональных рекомендаций; информирования Вас об акциях, скидках и специальных предложениях посредством электронных рассылок, а также в целях связи с Вами (по электронной почте и/или телефону).

Предоставляя Компании «ТЕКОРА» свои персональные данные, Вы можете быть уверены, что они не будут предоставляться третьим сторонам, за исключением случаев, когда это требуется в интересах деловых отношений между Вами и Компанией «ТЕКОРА». В некоторых случаях Компания «ТЕКОРА» обязана передавать Ваши персональные данные третьим лицам в связи с требованиями применимого законодательства. Например, это может быть в случае, когда существуют основания подозревать в совершении преступления или неправомерном использовании веб-сайта Компании «ТЕКОРА».

Вы можете в любой момент отказаться от получения сообщений по электронной почте, однако это не затрагивает передачу сообщений по электронной почте, которые требуются в целях реализации деловых отношений между Вами и компанией «ТЕКОРА».

Указанные веб-сайты содержат несколько ссылок на компании, с которыми Компания «ТЕКОРА» поддерживает деловые отношения. Компания «ТЕКОРА» не несет ответственность за соответствие требованиям по защите персональных данных в отношении использования веб-сайтов партнеров Компании «ТЕКОРА». Для получения информации о защите данных при посещении этих сайтов, пожалуйста, ознакомьтесь с политиками конфиденциальности на веб-сайтах соответствующих компаний.

Персональные данные, собираемые Компанией «ТЕКОРА», хранятся на защищенных серверах. Доступ разрешен только ограниченному числу уполномоченных лиц, которые нуждаются в нем для того, чтобы управлять веб-сайтами Компании «ТЕКОРА» или обеспечить их надлежащую функциональность, особенно в части технической поддержки.

Настоящим согласием Вы подтверждаете, что являетесь субъектом предоставляемых персональных данных, а также подтверждаете достоверность предоставляемых данных.

Существует множество методов и вариантов разработки АИС, использование которых зависит от различных факторов, например, размеров предприятий и (или) их ИС, целей создания ИС, имеющихся ресурсов и др. Методы и принципы проектирования ИС рассмотрены в предыдущих главах.

Цикл разработки (проектирования) программного обеспечения (software project lifecycle) - совокупность стадий и этапов разработки программного обеспечения начиная от системного анализа и разработки исходных требований до её установки (инсталляции) на ЭВМ.

Опыт разработки и внедрения различных классов АИС показал высокую эффективность (в том числе экономическую) их применения, особенно на крупных предприятиях. Она отражается в хорошей организации труда и производства, повышении точности планирования и реализации поставленных задач, в обеспечении ритмичности работы предприятия, уменьшении доли ручного труда, эффективном (в том числе оперативном) информационном обеспечении различных категорий пользователей и т.д. Средний срок окупаемости таких систем обычно не превышает двух лет.

При разработке ИС в большинстве случаев предпочтение отдаётся типовым проектным решениям, адаптируемым под конкретные условия и возможности Заказчика. Индивидуальные проекты разрабатываются в случае отсутствия типовых решений или когда основные параметры организации значительно (более чем на 10-15%) отличаются от типовых решений. Обычно это касается крупных и крупнейших организаций.

Ни одна схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведётся разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.

Детализированная разработка проекта АИС предполагает наличие полного комплекта организационной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации.

Проектирование любого объекта осуществляется с:

  • а) определения его функционального назначения (зачем нужен, что и как делает проектируемый объект),
  • б) выявления логических связей (как осуществляет своё функциональное назначение проектируемый объект, какая информация и в какой последовательности обрабатывается),
  • в) выбора материальных средств реализации проектируемого объекта - функционально-технологический и технический аспект (носители, средства обработки данных и др.),
  • г) пространственного (территориального) размещения материальных средств реализации на выделенных или возможных для использования площадях,
  • д) формирования организационно-управленческой структуры проектируемого объекта (состав подразделений, полномочия и функциональные обязанности работников)

После выбора метода проектирования АИС необходимо спланировать комплекс работ по созданию системы в соответствии с типовыми этапами её разработки. Проект рассматривается и утверждается Заказчиком. Проектирование АИС предполагает выполнение определённых стадий и этапов.

Для успешной реализации проекта необходимо устанавливать реальные этапы с чётко обозначенными началом и окончанием. Разработка детального плана работ связана с описанием процессов и их последовательности, выполняемых на каждом этапе, необходимых для этого специалистов, средств и ресурсов. Такой подход в большей степени позволяет избежать упущений и ошибок. Он необходим работникам, реализующим внедрение проекта автоматизации, а также оказывает положительное воздействие на лиц, его финансирующих.

Эффективное поэтапное осуществление проектных работ связано с необходимостью разработки графика их выполнения, включающего ресурсы и сроки (этапы) их проведения (см. предыдущие графики и рисунки). Ресурсы включают необходимые персонал, технические и программные средства, финансирование и инфраструктуру. При этом финансирование лучше осуществлять отдельно по каждому виду работ (приобретение средств и ПО, установка, обучение, отдельные этапы проектирования и др.).

Для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т.п.), включая их сочетания, используют положения ГОСТ 34.601-90. Он предусматривает следующие стадии и этапы проектирования (таблица 1).

Таблица 2

1. Формирование требований к АС

  • 1.1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
  • 1.2. Формирование требований пользователя к АС
  • 1.3. Оформление отчёта о выполненной работе и заявки на разработку АС

2. Разработка

концепции АС

  • 2.1. Изучение объекта
  • 2.2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
  • 2.3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющей пользователя
  • 2.4. Оформление отчёта о выполненной работе

3. Техническое задание

3.1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС

4. Эскизный проект

  • 4.1. Разработка предварительных проектных решений по системе и её частям;
  • 4.2. Разработка документации на АС и её части

6. Рабочая документация

  • 6.1. Разработка рабочей документации на систему и её части
  • 6.2. Разработка или адаптация программ

7. Ввод в действие

  • 7.1. Подготовка объекта автоматизации к вводу АС в действие
  • 7.2. Подготовка персонала
  • 7.3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
  • 7.4. Строительно-монтажные работы
  • 7.5. Пуско-наладочные работы
  • 7.6. Проведение предварительных испытаний
  • 7.7. Проведение опытной эксплуатации
  • 7.8. Проведение приёмочных испытаний

8. Сопровождение АС

  • 8.1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
  • 8.2. Послегарантийное обслуживание

В стандарте указывается также, что:

  • · Стадии и этапы, выполняемые организациями, участниками работ по созданию АС, устанавливаются в договорах и Техническом задании на основе настоящего стандарта.
  • · Допускается исключать стадию “Эскизный проект” и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять “Технический проект” и “Рабочая документация” в одну стадию “Техно-рабочий проект”. В зависимости от специфики создаваемых АС и условий их создания допускается выполнять отдельные этапы работ до завершения предшествующих стадий, параллельное во времени выполнение этапов работ, включение новых этапов работ.

Технический проект (preliminary design) содержит принципиальные электрические схемы и конструкторскую документацию объекта разработки и составные его части, перечень выбранных готовых средств программного и технического обеспечения (в том числе типов ЭВМ, операционной системы, прикладных программ и т.д.), алгоритмы решения задач для разработки новых средств программного обеспечения).

Рабочий проект (detailed design) - заключительный этап проектирования, в общем случае предусматривающий уточнение и детализацию результатов предыдущих этапов, создание и испытания опытного образца объекта автоматизации, разработку и отработку программных продуктов, технологической и эксплуатационной документации.

В современной практике проектирования автоматизированных информационных систем (например, АИПС, АСНТИ, АСУ и др.) он может являться начальным этапом их внедрения в работу организации или службы Заказчика проекта, или головной в ряде других автоматизируемых организаций, служб и т.д.

Детализированная разработка проекта системы предполагает наличие полного комплекта организационной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации.

Государственный стандарт ГОСТ 19.102-77 устанавливает следующие стадии разработки программной документации:

  • 1. Техническое задание;
  • 2. Эскизный проект;
  • 3. Технический проект;
  • 4. Рабочий проект;
  • 5. Внедрение.

Отметим, что для небольших проектов количество стадий может быть сокращено.

В рамках выполнения первой стадии “Формирование требований к АС” осуществляется обследование объекта и обоснование необходимости создания АИС с учётом требований пользователя к проектируемой АИС. Эти процедуры первого этапа проектирования входят в состав предпроектного исследования. Сюда же могут входить процедуры второй стадии проектирования - “Разработка концепции АС”.

В процессе предпроектного исследования осуществляется разработка технико-экономического обоснования целесообразности создания АИС; выработка общих требований на разработку АИС.

В процессе предпроектного исследования для выполнения необходимых проектных работ выявляют:

  • · материальные ресурсы,
  • · финансовые ресурсы,
  • · людские ресурсы,
  • · временные ресурсы.

В настоящее время любая организации имеет в своем распоряжении некоторые материальные ресурсы, как правило, разнородного происхождения. Для обеспечения сохранности этих ресурсов необходимо вести их учет и назначать ответственных. Решение этой задачи можно осуществить с помощью различных прикладных программ, таких как 1C:Предприятие, АВАРД и многих других. Но данные программы очень дорогостоящие, как в приобретении, так и в обслуживании. Требуют специального обучения и подготовки персонала.

Автоматизированная информационная система управления проектами

Автоматизированная информационная система управления проектами - это инструмент программного обеспечения, который специально настраивается под требования и нужды компании. Такая система повышает эффективность проектного управления за счет того, что поддерживает практически все процессы управления проектом на протяжении всех его жизненных циклов.

ИСУП может включать в себя следующие функции:

· Автоматизация оборота всех документов внутри компании

· Автоматизация управления задачами по планированию и контролю хода проекта

· Ведение архивов по всей проектной информации

· Программа управления ресурсами проекта

· Эффективный инструмент для коммуникаций между участниками проектной деятельности

На рис.1 можно увидеть обобщенный жизненный цикл проекта и то, какие функции требуются от управленца на разных стадиях проекта. Именно для того, чтобы поддерживать эти функции и используется программное обеспечение

Рисунок 1. Обобщенный цикл проекта и типы ПО для поддержки управленческих функций

Для анализа проекта на прединвестиционной стадии необходимы программы, позволяющие оценить основные показатели проекта и обосновать, насколько эффективны будут капиталовложения. После инициации проекта необходимо использовать программы, обеспечивающие календарное планирование и контроль ведения работ проекта. Не менее важно обеспечить эффективный обмен информацией и использовать программы для поддержки групповой работы участников проекта и документооборота.

Наиболее известными программными решениями для внедрения ИСУП являются такие программы как Microsoft Enterprise Project Management 2010 и Oracle Primavera.

Проектный офис

Любой бизнес-процесс внутри компании становится более эффективным при существовании поддерживающей его структуры - это в полной мере относится и к управлению проектами. Проектный офис - подразделение, деятельность которого направлена в первую очередь на упорядочивание и развитие деятельности по ведению проектов внутри компании. Проектный офис - это организационная структура, которая отвечает за обеспечение организационного и методологического проектного управления .

Состав проектного офиса определяется обычно именно исходя из целей компании и целей, которые будут стоять перед Проектным офисом. Обычно формируется команда из руководителя, методолога и специалиста по планированию и отчетности, дальнейшие должности могут быть добавлены по необходимости. Ими могут быть: аудитор, менеджер по обучению, специалист по портфельному управлению, куратор проектов и т.д. На рис.2 изображен пример организационно-штатной структуры Проектного офиса.

Рисунок 2. Организационно-штатная структура Проектного офиса

Условно функции Проектного офиса можно разделить на базовые и расширенные. Базовыми функциями считаются те, которые используются всеми проектными офисами, расширенные же подбираются индивидуально для каждой компании и зависят от задач, поставленных перед каждым конкретным Проектным офисом.

К базовым функциям относятся: разработка методологии управления проектами и контроль над ее соблюдением; формирование реестра проектов и создание сводной отчетности по ним; помощь в планировании и реализации проектов по запросу от проектной группы или на постоянной основе. К расширенным функциям могут относиться: аудит проектов; развитие ИСУП, обучение проектному управлению; портфельное управление и т.д.

Обученный персонал для ведения проектной деятельности

Для того, чтобы компания могла развиваться и адаптироваться ко всем нововведениям, необходим квалифицированный персонал. Правильно обученные кадры можно привлекать из других организаций или воспитать внутри самой организации.

Методы обучения могут быть пассивными и активными, индивидуальными и групповыми, с отрывом от места работы и без . Практически все названные методы могут дополнять друг друга, так сегодня обучение внутри организации может часто совещаться с обучением в учебном заведении. К наиболее популярным методам обучения персонала относятся: наставничество, чтение лекций, проведение деловых игр, смена рабочего места, конференции и семинары, и разбор конкретных кейсов.