Путешествие в "город мастеров". Путешествие в город мастеров классный час (5 класс) на тему Ход образовательной деятельности

Сидорова Людмила Анатольевна, воспитатель,

ГБОУ СОШ № 932 ДО № 1, г. Москва


Цель: вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.

Задачи:

1.Закрепить представления детей о разных профессиях, показать значимость каждой из них.

2.Расширять словарный запас и активизировать лексику детей;

3.Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий

4.Закрепить умение детей действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, не наталкиваться друг на друга в процессе подвижной игры; развивать внимание.

5.Воспитывать дружеские взаимоотношения через работу к команде, формировать умение сотрудничества и взаимопомощи;

Оборудование: музыкальный центр с подборкой музыкальных игр и фонограмм, костюм для взрослого Доктор, игрушечный чемоданчик с медицинскими инструментами, набор посуды, муляжи овощей и фруктов, 2 корзины, 2 кастрюли, кубики, флажки (красный, желтый, зеленый) цветные колечки по количеству детей,

Использованная литература:

1.Муллаева «Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников». Учебно-методическое пособие.

2.Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет»

Ход развлечения:

Где-то есть на белом свете необычная страна –

«Город Мастеров», ребята называется она.

Это край волшебных сказок, это край волшебных грез,

Столько смеха, столько красок в этом городе слилось.

Итак, мы едем в город мастеров. Давайте подумаем, кто может жить в городе мастеров? (Ответы детей.) В городе мастеров могут жить люди самых разных профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. А вы знаете, ребятки, что Профессий на свете очень – очень много? А какие профессии вы знаете? Ой какие молодцы, все-то вы знаете, ну, что ж, наше путешествие в страну мастеров начинается.

Город мастеров находится от нас очень далеко… мы отправимся туда на паровозике. Ребята, а вы знаете кто управляет поездом?

Дети машинист

Ведущая: Правильно, машинист… Итак каждая группа садится в свой поезд, воспитатель будет машинистом, а вы вагончиками. В каждом вагончике сидят по 2 пассажира, поэтому вам нужно построиться парами, а теперь смотрите на своих машинистов и повторяйте за ними

Песенка Паровоз Букашка.

Вот мы у ворот города. Открою вам секрет - вход в город Мастеров открыт лишь для тех, кто умеет хорошо себя вести и слушаться, а непослушных деток в Город Мастеров не пускают. Итак, как мы себя будем вести?

Отлично, тогда проходите. В городе Мастеров много улиц и каждый паровоз отправится в свое путешествие по улицам города.

Улица Докторов

Ребятки, чтобы узнать на какую улицу вы попали, отгадайте загадку:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Доктор Айболит: ребята, вы меня узнали? Скажите а вы знаете для чего на свете нужны доктора?

Ответы детей

Ведущий: Уважаемый Доктор Айболит, нам нужна ваша помощь: вы не могли бы осмотреть наших ребят, не больны ли они?

Доктор Айболит:У вас Ангина?

Дети:Нет!

Доктор Айболит: Скарлатина?

Дети:Нет!

Доктор Айболит:Аппендицит?

Дети:Нет!

Доктор Айболит:Малярия и бронхит?

Дети:Нет!

Доктор Айболит (осматривает детей и взрослых). Да, доволен я осмотром, здоровы все! Но вы должны знать, чтоб здоровыми быть нужно спортом заниматься. Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым на два, и даже с минутами!

Я предлагая вам немножечко продлить жизнь, приглашаю вас на веселую зарядку.

Комплекс гимнастики:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки вверх по команде «Раз»

А над нами весело шелестит листва

Опускаем руки вниз по команде «Два»

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят

Как они сядут покажем, крылья мы сложим назад.

Руки в стороны расставим, правой левую достанем

А потом наоборот – будет в право поворот

Раз хлопок, два хлопок, повернись ещё разок

Плечи - выше, руки - шире

Опускаешь руки вниз и на корточки садись!

А теперь давайте встанем, и на месте пошагаем.

Раз, два, три, четыре, пять – вышли деть погулять

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом

Раз, два, три, четыре, пять – будем снова мы шагать

Присели, медленно встаем

Руки через стороны поднять вверх

Кисти рук поочередно поворачивать вправо, влево

Руки через стороны медленно опустить вниз

Руки через стороны поднять вверх и покачать ими вправо, влево

Опустите руки к плечам, встряхнуть кистями, опустить руки вниз.

Поднять руки в стороны, взмахивать руками, как крыльями

Неглубокое приседания, руки завести за спину, соединить ладони вместе

И.П – ноги врозь, руки в стороны, поворот влево, правой ладонью сделать хлопок по левой

Поворот вправо, хлопок левой ладонью по правой

Повороты туловища через хлопок

Приподнять плечи, руки развести в стороны, плавно отпустить руки и присесть на корточки

Ходьба на месте

Приостановиться

Бег на месте

Ходьба на месте

Ведущий: ой, уважаемый доктор, посмотрите… вы, кажется, растеряли все свои медицинские инструменты, пока делали зарядку.

Соревнование помоги доктору собрать чемоданчик

Улица Поваров

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

Повар: Ребятки, а вы знаете что делает повар? (ответы детей)

Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как ты думаешь, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как ты думаешь это просто – готовить? Ты скажешь: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».

На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.

Дидактическая игра «Это правда или нет…»

Повар варит нам обед – это правда или нет?

Суп сварили на обед из оладьев и конфет – это правда или нет?

Нам на завтрак испекли вкусные-превкусные угли?

Варит повар по утрам очень много каши нам.

Соревнование из овощей сварить суп, а из фруктов сварить компот

Повар: Ребята, а вы хотите поиграть в поваров? Тогда давайте разобьемся на 2 команды.

1 команда будет варить на обед суп. Из чего варят суп?

2 команда будет варить компот. Из чего варят компот?

Молодцы – перед вами корзины в которых лежат разные предметы. 1 команда из корзины должна достать только овощи и по очереди отнести их в свою кастрюлю. 2 команда достает только фрукты и так же по очереди относит их в свою кастрюлю. Понятно задание?

Улица Строителей.

Ведущий: Ребятки, чтобы узнать на какую улицу вы попали, отгадайте загадку:

Кто средь облаков, на высоте,

дружно строит новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем.

Строитель: Ребята, давайте тоже превратимся в строителей? Перед работой строители должны размыть пальчики, где ваши ручки?

Проводится физкультурная пауза

Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок

Раздается громкий стук. Руки в стороны

Строим дом, дом большой Руки вверх

И с крылечком и с окном. Руки перед грудью

Разукрасим мы дом Красим руками

На верху флажок прибьем. Флажок из пальцев

Будут жить в доме том Показ зайчика, мишки, кота

Зайка с мишкой и котом.

Стук, стук молотком Стучим кулачками

Строим, строим новый дом. Пилим

Ты пила пили быстрей.

Строим домик для друзей.

Молодцы, а теперь давайте построим из кубиков надежный, прочный, красивый дом.

Эстафета для 2 команд. «Построй домик из кубиков»

Улица Водителей

Ведущая: Ребятки, чтобы узнать на какую улицу вы попали, отгадайте загадку:

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

Водитель: Ребята, а вы знаете, что делают водители? Сейчас проверим. Вы все превращаетесь в водителей (раздать детям цветные кольца). Уважаемые водители будьте добры встаньте все в гараж.

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Водитель: Ребята, вы молодцы, из вас получатся отличные водители. Но на нашей улице живут не только водители, но и пешеходы. Давайте проверим, вы знаете как должны вести себя пешеходы на дороге.

Главный командир на дороге – это светофор. Он подает всем пешеходам сигналы, по которым пешеходы определяют как себя нужно вести. Итак, давайте вспомним эти сигналы:

Красным глазом светофор на нас смотрел в упор.

Мы стояли, молча ждали, потому что точно знали:

Если красный свет горит, пешеход всегда стоит.

Загорелся желтый свет – никому дороги нет.

Пешеходы не идут, и машины тоже ждут!

Светофор моргнул и – раз! Он зажег зеленый глаз!

Нам зеленый свет горит, он нам словно говорит:

Пожалуйста, идите, но только не бегите,

Взрослых за руку держите!

Подвижная игра «Бегущий светофор».

Улица Спортсменов.

Ведущая: Чтобы узнать на чью мы улицу попали отгадайте загадку

Быстро бегает, метко стреляет, как одним словом их всех называют?

Спортсмен: Ребята а вы любите заниматься спортом? А какие виды спорта знаете?

Загадаю вам ребятки я спортивные загадки…

Мяч по травке шустро скачет

От ворот и до ворот.

Бьют ногами - он не плачет.

Кто игру мне назовёт? (ФУТБОЛ)

Проводится эстафета «Собери в корзину только мячики».

Музыкальная игра «Полосатый мячик»

Все собираются на центральной площади улицы мастеров

Ведущий: Много мастеров и мастериц в нашем городе живет, а вот кого у нас нет, вы мне сейчас подскажите.

Дидактическая игра «Хлопай-топай».

Если я буду называть слова-профессии, вы хлопайте, а если вам кто-то не нравится – топайте.

ВОСПИТАТЕЛЬ, ВРЕДИНА, ПИЛОТ, ЛЕНТЯЙ, ПРОДАВЕЦ, ХУЛИГАН, ПАРИКМАХЕР, ЖАДИНА, ПОЛИЦЕЙСКИЙ.

Ведущая: Да, профессий век не счесть -

Присмотреться время есть.

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Музыкальная игра « Кем быть»

Ведущая: Итак, наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Садимся в свои паровозики.

Звучит песня Железновых «Едет, едет паровоз»

Дети отправляются на свои участки

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие в сказочный город Мастеров»

для детей среднего дошкольного возраста

Петина Наталья Викторовна,

воспитатель МДОУ № 28,

п. Шевляково Клинского р-на Московской обл.

Цель : создание условий дляформирования представлений воспитанников о профессиях в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать элементарные знания дошкольников о профессиях балерины, строителя, врача, парикмахера, учителя, водителя, космонавта.
  2. Сформировать элементарные представления об инструментах, которые используют в работе люди разных профессий.
  3. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Профессии».

Развивающие:

  1. Развивать познавательную и речевую активность, внимание.
  2. Способствовать развитию творческой самостоятельности.
  3. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к труду взрослых.

Предварительная работа: беседы о людях разных профессий, о профессиях родителей; игра-инсценировка «Отгадай, кто?», дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку»; сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Столовая»; пальчиковая гимнастика «Мы ребята — мастера».

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, игровой, проблемный, метод практической деятельности, вопросы к детям.

Оборудование : игрушки куклы: Балерина и её пуанты, строитель, учитель, художник, парикмахер, космонавт. Мультимедийное оборудование, экран, презентация к НОД. Руль, кепка, аудиозапись Барбарики «Дружба», игровые инструменты для профессий: доктор, учитель, парикмахер, повар, строитель, художник, парикмахер, повар, космонавт.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть

После проведения игры «Отгадай, кто?», младший воспитатель заносит в группу куклу-балерину босую (инсценирует плачь куклы).

Воспитатель (по желанию можно забрать куклу или работать в паре с младшим воспитателем): Здравствуй девочка, почему ты так горько плачешь?

Арина-балерина :Я не девочка, я балерина и зовут меня Арина… (плачет навзрыд).

Воспитатель : Хорошо-хорошо, Арина-балерина, только не плачь. Может, ты расскажешь, что случилось? Ты пришла к нам в гости… плачешь – грусть наводишь … и ничего не говоришь…

Арина-балерина : Ой, извините (всхлипывает)… Здравствуйте! Это группа «Ромашка»? (озвучивает название детского сада, улицы, посёлка или города). Я правильно попала? (Ответы детей). В нашей стране, «Играславе», говорят, что в эту группу ходят самые умные и добрые ребята на свете, вот я и решила к вам прийти со своей бедой и просьбой.

Основная часть

Воспитатель: Ребята, что это за страна такая – «Играслав»? Как вы думаете? (Ответы детей). А как вы предполагаете, что случилось? (Воспитатель, если надо, обращает внимание детей на босые ножки балерины). (Ответы детей).

(Арина-балерина подтверждает или опровергает предположения детей, стараясь говорить только «да» и «нет»).

Воспитатель: Ну, хорошо, расскажи, что случилось?

Арина-балерина: В нашем городе Мастеров у меня, и ещё некоторых жителей пропали инструменты (грустит), и мы совершенно не знаем, что нам делать и где их искать. Поможете? (Ответы детей).

Воспитатель: А что нам следует сделать для того, чтобы помочь вам? Сережа, как ты считаешь, что нужно сделать? А ты, Игорек, что скажешь, чем мы можем помочь? Дашенька, ты согласна с ребятами? (Дети отвечают).

Арина-балерина: Для начала следует попасть в волшебную страну «Играслав», в город Мастеров. Чтобы попасть в этот город, нужно произнести секретные слова. Закройте глазки! Слушайте и повторяйте за мной!

Секретные слова произнесём,

В волшебную страну мы попадём!

В «Играслав» — страну игры. Расступитесь горы!

Пропустите нас леса… Превращайтесь … чудеса!»

(Дети маршируют на месте с закрытыми глазами).

Арина-балерина: Ну вот, мы и в моей стране, теперь надо добраться до города Мастеров! А вот на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, разгадав загадку.

Что за чудо – длинный дом.
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус). (Слайд с изображением автобуса).

Воспитатель : Правильно, мы поедем на автобусе. А нашим водителем сегодня будет … (называет имя ребенка).

Арина-балерина: Ребята, наше путешествие будет очень интересным, присаживайтесь. (Дети садятся на стульчики, расположенные в форме автобуса). Ну что, поехали? (Включаем аудиозапись Барбарики «Дружба», вступление 14-16 секунд).

Арина-балерина: Ребята, мы подъехали к остановке загадок, только через неё мы можем попасть в город Мастеров. Здесь мы узнаем, какие ещё мастера потеряли свои инструменты.

(Загадывает загадки и при правильном ответе появляется ответ-слайд).

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит… (шофер).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит… (строитель).

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает… (врач).

В школе учит он детей.

Строг, но все прощает.

Помогает стать умней,

Все он объясняет … (учитель).

Если сделались ребята

вдруг похожими на льва –

не ухожена, лохмата,

словно с гривой голова;

можно волосы детишкам

расчесать, укоротить;

ну а храбрым всем мальчишкам

и машинкой их постричь!

Позабудьте все о страхе –

пострижёт вас … (парикмахер).

Ловко движется по сцене,

Музыкальный вкус в ней ценен.

Не нужна ей пелерина:

Пачку носит … (балерина).

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … (художник)

Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит … (космонавт)

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Давайте с вами вспомним наше волшебное стихотворение «Мы ребята – мастера», вы ведь действительно мастеровые ребята.

Пальчиковая гимнастика «Мы ребята — мастера!»

Поломался стул вчера.

(Дети скрещивают руки перед собой.)

Мы ребята — мастера!

(Выставляют вперед руку, большой палец вверх.)

Молотком тук-тук стучали,

(Постукивают кулаком о кулак.)

Гвозди долго забивали.

(Постукивают кулаком одной руки по указательному пальцу другой.)

Чтоб не получилось криво,

(Выполняют поступательные движения ребром ладони.)

Отпилили мы красиво.

(Потирают ладонь о ладонь.)

Ножки шкуркой зачищали,

Лаком после покрывали.

(Имитируют движениями ладоней покраску.)

Верх украсили узором,

(Рисуют в воздухе указательным пальцем.)

Вот и стал наш стул, как новый.

(Выставляют большой палец вперед.)

Арина-балерина: Какие вы молодцы, сколько всего умеете! Ну, поехали скорее дальше. (Аудиозапись Барбарики «Дружба», вступление 14-16 секунд).

Воспитатель : Ребята, ой что это? Куда мы заехали? (Звучит аудиозапись со звуками Бабы Яги).

(Слайд с изображением избушки на курьих ножках).

Арина-балерина: Мне страшно …

(Воспитатель идёт узнавать, в чём дело. Раздаются звуки, треск, шелест, воспитатель появляется с ящиком с инструментами).

Воспитатель : Ребята, оказывается, это Баба Яга украла инструменты у самых лучших мастеров-работников. Я её прогнала, но вот что делать с этой кучей инструментов не знаю. Поможете?

Арина-балерина: И я помогу!

Игра «Кому нужен этот предмет?»

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит большая коробка, а в ней находятся разные предметы, которые потеряли люди разных профессий. Вы должны будете достать по одному предмету и рассказать:

— Как называется этот предмет?

— Людям какой профессии он нужен?

— Что делает человек данной профессии?

— Кто хочет рассказать? (3-4 ребенка рассказывают об инструментах из коробки).

Воспитатель (берет из коробки один из предметов — кисточку): А этот предмет кому нужен, людям какой профессии?

Дети: Художнику.

Воспитатель (намеренно говорит неправильно): Разве художнику? А я думала парикмахеру. А какой предмет нужен парикмахеру? Оленька, иди сюда, достань этот предмет. (Оля достает ножницы).

Воспитатель: Ребята, вы согласны с Олей? Молодцы!

— Скажите-ка, ребята, что получится, если строителю вместо кирпичей дать ножницы? Сможет ли он построить дом? А если парикмахеру дать градусник? (Творческие ответы детей).

(Воспитатель предлагает еще нескольким воспитанникам рассказать об оставшихся предметах в коробке).

Воспитатель: А теперь отдайте (положите на столик перед экраном) эти предметы тем мастерам-игрушкам, которым они понадобятся для работы.

(Воспитатель выносит кукол в костюмах, аналогичных профессий. Последними достаёт пуанты для куклы. Арина-балерина благодарит ребят и прощается с ними).

Воспитатель: У нас с вами путь ещё не окончен, нам нужно возвращаться из сказочной страны в наш детский сад. Надо произнести волшебные слова, слушайте и повторяйте: «Из волшебной страны уезжаем в садик — в группу свою попадаем! (В этот момент дети могут с усилием опустить ладошки на колени). Ух!

Воспитатель : Ну вот, мы и вернулись! Когда все зашли в группу младший воспитатель или сам воспитатель произносит: «Повар просил отблагодарить вас за помощь и передал вкусные вафли вместе с кефиром». (Дети кушают).

Воспитатель : Ну как, ребята, понравилось?

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель : С кем мы с вами сегодня познакомились? Что у нас сегодня случилось? Где путешествовали? А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель : Ребята спасибо вам за старание, вы все сегодня молодцы!

КГУ «Чкаловская специальная (коррекционная)

школа - интернат для детей с ограниченными

возможностями в развитии».

Воспитатель: Ярошинская Наталья Петровна

Тема: «Веселое путешествие по городу Мастеров в стране Профессий».

Цель занятия: закреплять и расширять знания о разнообразном мире профессий, показать важность труда в любой профессиональной деятельности.

Подготовка:

экскурсии-знакомства с профессиями (библиотекарь, медик, продавец, почтальон и др.);

конкурсы рисунков, сочинений о профессиях;

подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);

Оформление и оборудование:

компьютерная презентация «В поисках профессии»,

рисунки для оформления на доске карты Города Мастеров,

детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,

карточки для игр и заданий,

рисунок-контур дома,

прямоугольники-«кирпичики» из цветной бумаги,

ручки и листы бумаги на партах, набор цифр для ведения счёта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!

Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться – вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться!


А школа – начало пути к любой профессии.

Да, время быстро пролетит,

Будет вам семнадцать…

Кем работать вам тогда?

Чем заниматься?

И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в столицу страны профессий – Город Мастеров . Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но и знает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать по городу будет и весело, и познавательно. Путешествовать мы будем экипажами на транспорте, который придумали и нарисовали сами.

Дети делятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На парты кладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки к занятию.

В пути мы будем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». А раз есть соревнования, то есть и компетентное и очень справедливое жюри (представление жюри).

Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров !

Открывается доска, на ней оформление: надпись «Город Мастеров», весёлые разноцветные плакаты с рисунками и надписями «завод», «библиотека», «НИИ», «столовая» и т.д.

Воспитатель: При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательский Институт. Учёные, которые там работают, изобрели машину времени. Они предлагают нам отправиться в наше прошлое и вспомнить, как мы начинали готовиться к сегодняшнему путешествию…

Показ презентации

Учитель: Мы побывали в прошлом, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем к весёлому МАГАЗИНУ.

Продавец для разминки предлагает нам игру «Доскажи словечко»: (учитель читает начало предложения, экипажи по-очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждый верный ответ присуждает 1 балл)

Трактор водит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку – … (машинист), В доме свет провёл… (монтёр),
Стены выкрасил … (маляр), В жаркой кузнице – … (кузнец),
Доску выстругал… (столяр), Кто всё знает – молодец!

Защищать в суде всех рад У станка он дни и ночи

Наш умелый….. (адвокат) Всё умеет, он - …. (рабочий)

На посту и в дождь и в град, Не решит больной задач

В бой за нас пойдёт … (солдат) Всех больных полечит…. (врач)

Под весенний птичий свист Сон и отдых позабыты

Пашет землю …. (тракторист) Песню пишет ….. (композитор)

Лоботрясов укротитель Мебель, хлеб и огурцы

В школе учит нас … (учитель) Продают нам…. (продавцы)

Весёлая компания, удвой своё внимание

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

На крючок не попадись!

Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет… (трубочист, а не врач)

Варит кашу и бульон

Добрый, толстый …. (повар, а не почтальон)

Булки нам и калачи

Каждый день пекут… (пекари, а не врачи)

Кто пасёт коров, овец?

Ну, конечно, ….. (пастух, а не продавец)

Посадил уж сотни роз

В городском саду…. (садовник, а не матрос)

На заводах по три смены

У станков стоят ….. (рабочие, а не спортсмены)

Дрессирует львов, собак

Храбрый, смелый наш… (укротитель, а не рыбак)

Складки, карманы и розовый бант

Платье красивое сшил… (портной, а не музыкант)

Воспитатель: И мы отправляемся дальше! Следующая остановка ЗАВОД.
В 4 классе мы писали тест «Кто больше назовёт профессий». Каждый из вас перечислил от 7 до 23 профессий. Интересно, насколько больше профессий мы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам рабочий.

Игра «Кто больше назовёт профессий?»

Экипажи в течение 2–3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названия профессий. Проверка: экипажи по-очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.

Воспитатель: Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежит мимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что на каждую букву алфавита есть профессии

Портные предлагают сыграть в игру «Алфавит».

А- аптекарь б – бочар в –валяльщик г- гончар д – дробильщик здоровенный

Е – ефрейтор, он военный ж – жестянщик- простачок з – закройщик – старичок

И – историк бородатый к – красильщик франтоватый л – лудильщик

М – маляр н – носильщик о – овчар п – писатель, р – радист, с – сапожник, т – турист,

У – бесстрашный укротитель, ф – чудак – фотолюбитель, х – художник – баталист, ц – известный цимбалист, ч – чудесный часовщик, ш – шофёр – большой шутник,

Щ – щенок его, Букетик, Э - электрик – энергетик, ю – юрист, а дальше я, (хором) я – это я, мои друзья.

Воспитатель: Владеть профессией – замечательно! Ещё замечательнее – любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеров своего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху.
Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров – это, конечно же, в СТОЛОВОЙ!

(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла» )

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!

Воспита тель: Наши ребята – не бездельники! ШКОЛЬНИКИ – так называется профессия ребят. Как много нашли они стихов, пословиц, загадок о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Наше путешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ!

Библиотекарь приготовила игру «Угадай-ка»

Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами, загадками о профессиях, об инструментах. В течение 3–4 минут дети восстанавливают пословицы, отгадывают загадки. Проверка: экипажи по-очереди читают составленные пословицы, читают загадки, хором называют отгадки.

Пословицы для работы:

1.Кто не работает, (тот не ест)

2.Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Не печь кормит, (а руки)

4.Дерево сильно корнями, (человек трудом)

5.Землю солнце красит, (а человека-труд)

6.Труд человека кормит, (а лень- портит)

? Какие вы знаете пословицы о труде?

Примеры пословиц:

      С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. /Русская пословица/

      Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом. /Русская пословица/

      Малый топор может срубить большое дерево. /Албанская пословица/

      Душу вложишь - все сможешь. /Русская пословица/

      Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. /Русская пословица/

      Без труда жить - только небо коптить. /Русская пословица/

(слайд № 1 ) В левой части дано начало пословицы. Найдите в правой части таблицы их окончание.

Уменье и труд

(слайд № 2)Ответы:

Уменье и труд все перетрут.

За много дел не берись, а в одном отличись.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не тряси яблоко пока зелено: созреет - само упадет.
Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый пойдет за крапивой.

Не начавши - думай, а начавши - делай.

Куй железо, пока горячо.

Поспешишь – людей насмешишь.

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.


Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет... (пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет... (художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет... (певица)

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачем)

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Продавец зимой Олегу
Продал три сугроба снега.
Крепостей Олег лепитель –
Он потомственный... (строитель)

Труд строителя всем нужен,
Нужен всем и вкусный ужин,
Доктор, чтобы всех лечил,
И учитель, чтоб учил.
Летчик нужен, чтоб летать...
Ну а ты кем хочешь стать?

Жюри подсчитывает правильные ответы.

Воспитатель: Как оказалось, и загадки, и пословицы наши ребята знают хорошо! Можем отправляться дальше. По маршруту следования – великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. В Городе Мастеров оно так красиво, что многие больные излечиваются, просто полюбовавшись на него! Главный врач больницы рассказал, что дети в городе исстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужна внимательность и наблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом и некоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательны наши ребята.

Игра «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»

Каждому экипажу даётся карточка с названием профессии и 1–2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем экипажи по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные команды угадывают (врач, учитель, строитель).

Врач

Вдруг ангина или кашель,

Голова болит, хоть плачь.

Это точно знает каждый –

Здесь поможет только врач.

Он прослушает дыханье

И попросит рот открыть,

Чтобы про заболеванье

Организм ваш расспросить.

Он назначит вам лекарства,

Чтоб болезнь у вас прошла.

Медицинские заботы –

Тоже важные дела.

Воспитатель

Почетна работа учителя,

Хоть хлопотна и утомительна.

Тетрадки надо проверять

И план уроков составлять.

Заботиться, сердиться,

А иногда – гордиться.

Нелегкий труд, почетный труд,

Но что сказать мне хочется:

Не зря учителей зовут

По имени и отчеству.

Строитель

Строить дома – хорошее дело.

Строитель – профессия нужная,

Красиво, надежно, быстро, умело

Возводит кирпичное кружево.

Мосты через реки, дорожные трассы –

Все их рукам по силам.

И дачу вам даже построят классную,

Если захотите.

Воспитатель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, – и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия – не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья».

(Подготовленные дети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева )

Великая радость – работа!
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!
Мир и радость вам, живущие,
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!

Воспитатель: Наше путешествие по Городу Мастеров подошло к концу.
Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнили слова
Л.Н.Толстого : (открывается плакат)

(слайд № 3)

«Стыдиться можно и должно
не какой-либо работы,
хотя бы самой нечистой,
а только одного: праздной жизни»

Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята-пятиклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные – они будут сделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии? Напишите 2–3 предложения, что вы думаете об этом.

Детям раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2–3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом – ещё один в Городе Мастеров.

Подведение итогов:

Каждый экипаж выбирает самого активного, самого знающего члена экипажа. Ему вручается медаль «Знаток профессий».

Жюри подводит итоги по командам. Команды–экипажи награждаются закладками с высказываниями известных людей о труде (слайд № 4 )

Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!

И до финиша плыть еще так далеко.

Так примите пожеланья мои личные,

Чтобы были ваши знанья лишь отличные

И счастливыми бы были дни житейские,

А здоровье ваше было лишь гвардейское.

И запомните вы все в заключение:

Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята…

Чтобы вырос из вас Человек.

На этом наш классный час подошел к концу, я надеюсь, каждый из вас извлек для себя нужную информацию и может на сегодняшний день выбрал, кем быть в будущем. Я желаю вам удачи и до новых встреч.

Задачи:

- формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;

- развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Рубцовская общеобразовательная школа-интернат №1»

Итоговое занятие по тропинке «Искусство и ремесло»

Подготовила:

Вагнер Татьяна Николаевна

Воспитатель 3А класса.

г. Рубцовск 2017г.

Тема: Путешествие в город Мастеров.

Цель : Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.

Задачи:

Формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;

- развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей ;

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать.

Возраст участников: для воспитанников начальной школы.

Инновационная технология: игра путешествие.

Оборудование: презентация, карточки с профессиями,

Ожидаемые результаты:

  • активизация процесса профессионального самоопределения;
  • расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций с изображением людей, занятых различным трудом.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Собрались все дети в зале

Все сейчас же с места встали.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Вы дружные!

Вы умные!

Вы прекрасно учитесь!

Всё у нас получится!

2.Вводная часть.

Сегодня мы собрались в зале на необычное занятие. Но прежде давайте вспомним.

По какой тропинке мы шагали? (Искусство и ремесло) (слайд2)

А что такое ремесло?

Ремесло- Профессиональное занятие - изготовление изделий ручным способом. (слайд3)

Назовите девиз тропинки? («Труд – дело чести, трудно одному – сделаем вместе».) (слайд4)

Каждый из вас знает, что на Земле нет ничего важнее и почетнее труда, без труда
нет добра, потому что (послушайте стихотворение и скажите Почему без труда нет добра?)Потому, что все что создано человеком, создано добрыми руками.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.

3. Основная часть.

Ребята, вы, наверное, уже задумывались над тем, где вы будете трудиться?

Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на занятии? -Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.

П ир р ис о са фрукт е ль с осулька с лон и рис я блоко (слайд 5)

А что такое профессия?(слайд6)

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

И сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие.(слайд7)

Тема нашего занятия «Путешествие в город Мастеров»

Вот славный город Мастеров.(слайд8)

Коль поработать нужно,

Любой из жителей готов

За дело взяться дружно.

Но и отлично отдыхать

Тут научились тоже,

Тебе загадку загадать

Вмиг каждый мастер может.

Секреты дедов и отцов

Хранятся здесь годами,

Чтоб не ударить в грязь лицом,

Пошевели мозгами!

А кто живет в этом городе? Правильно, люди разных профессий. А каким качеством

должны обладать эти люди?

Трудолюбием. (слайд9)

Что такое – ТРУ-ДО-ЛЮ-БИЕ - ярко выраженное отношение человека к трудовой деятельности,

Чтобы попасть в Город Мастеров необходимо открыть ворота, а поможет нам в этом небольшая разминка.(слайд10)

Игра «Угадай профессию».

Давайте выясним, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные описания профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, соответствуют этим описаниям. Например, – самая денежная профессия. Какая профессия являются самой денежной? Ответ: кассир.

Итак, приступаем:

Молодцы, мы открыли ворота в Город Мастеров. (слайд11)

Каждый город, каждый дом (послушайте и скажите Без чего нельзя прожить?)

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землей –

Рудокоп пошел в забой.

Без работы, без труда

Не появится руда.

Экскаватор зашагал –

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдет в поля вода.

В корпусах станки стучат –

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживешь!».

На улицах этого города можно встретить людей разных профессий, которые приготовили вам задания.

И мы отправляемся.

Улица «Умелые руки». (слайд12)

Жители этой улицы мастерски владеют различными инструментами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.

Игра «Кому, что нужно для работы» (слайд12) (по щелчку)

Инструменты и предметы: кастрюля (повар), шприц (врач), краски (художник), конверт (почтальон), пила (плотник), фотоаппарат (фотограф), малярная кисть (маляр), ножницы (парикмахер).

«Что лишнее» В цепочке слов найдите лишний предмет (слайд14)

1)Шприц- лекарство- вата- спица (по щелчку)

Спица

2) Игла –нитки –гвоздь – ножницы

гвоздь

3) Кастрюля –ложка –плита –утюг

утюг

4) Фен –нож –расческа –зеркало

нож

Физминутка. (слайд14)

Давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Потопаем – похлопаем». Если вы со мной не согласны, вы должны «топать», если согласны «хлопать». Будьте внимательны.

Пекарь доит корову.

Таксист перевозит людей.

Садовник ухаживает за садом.

Кондуктор стрижет волосы.

Маляр красит стены.

Модель демонстрирует одежду.

Слесарь – сантехник чинит краны.

Кондитер печет торты и пирожные.

Библиотекарь разносит почту.

Пчеловод разводит кроликов.

Пожарный жарит котлеты.

Врач лечит людей.

А вот Улица «Загадочная» жители этой улицы приготовили вам задания.(слайд16)

Задание1 «Найди спрятанные профессии» (слайд17)

Найдите в буквенном тексте спрятанные профессии

Блсавктучительенвмьрошофересьлр (по щелчку)

Ответ : учитель, шофер,

Задание2 «Одгадай загадку» (слайд18)

(по щелчку)

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет. (повар)

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь -

Как лечиться, знает... (врач)

С сумкой тяжёлой обходит район,

Письма нам в ящик кладёт...

(Почтальон.)

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает... (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок... (учитель)

Он одет в комбинезон,

Красит рамы, стены.

Он и пол и потолок

В доме выкрасить помог. (Маляр)

Следующая Улица «Знатоки» жители, которой, предоставят вам (слайд19)

«Пословицы о труде и профессиях» С обери пословицы (слайд20)

  • Кончил дело - гуляй смело . (по щелчку)
  • Терпение и труд всё перетрут
  • Труд кормит, а лень портит. .
  • Глаза страшатся, а руки делают .
  • Поспешишь, людей насмешишь .
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда .

Улица «Артистическая» (слайд21)

На этой улице живут творческие люди, которые имеют художественный вкус и фантазию. Они приготовили вам следующее задание.

Игра «О профессии не скажем, а что там делают – покажем!»

Детям раздаются карточки с изображением профессий: швея, водитель, повар, маляр, фотограф, артист, парикмахер.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Остальные угадывают. (слайд 22)

Музыкальная физминутка. (слайд 23)

4.Заключительная часть.

Ну, вот и закончилось наше путешествие. (слайд24)

С какими профессиями мы сегодня встречались? (слайд25)

Есть в Антарктике самая редкая профессия на Земле она занесена в книгу рекордов Гиннеса, называется она - переворачиватель пингвинов.

Дело в том, что пингвин, если упадет на спину, то не может самостоятельно встать.

В нормальных условиях пингвин вообще-то никогда на спину не падает, но в Антарктике, рядом с аэродромами, там, где летают самолёты, вертолёты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину и встать сами не могут. И вот для этих – то целей и нужен подниматель пингвинов. После каждого взлёта и посадки он ходит вокруг аэродрома и ставит пингвинов на ноги. (слайд26)

А кем вы бы хотели стать? (слайд27)

Пусть пока вы не имеете никакой профессии, но вы тоже являетесь мастерами, потому что каждый из вас уже освоил какие-то трудовые навыки (шьете, вышиваете, изготавливаете различные поделки, наводите порядок в группе и дома, работаете на

Участке). (щелчок)

Все профессии прекрасны,
Все профессии важны!
Знаем мы, что Ваши руки
Будут Родине нужны!

Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.

Поэтому я прежде всего желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. (слайд28)

Список литературы:

  1. Л.Завельнюк «О профессиях», Омега, 2006г
  2. В.Борисов Загадки о профессиях. Изд. Лада, М., 2004 г.
  3. В.Степанов. Профессии. Сборник загадок. ОЛМА-ПРЕСС, М., 2003 г. .
  4. http://www.moeobrazovanie.ru/vse_professii_nuzhny_vse_professii_vazhny.html
  5. http://www.moeobrazovanie.ru/kem_byt_vse_professii_nuzhny_vse_professii_vazhny.html
  6. http://festival.1september.ru/articles/410865/
  7. http://buketkrasoty.cc/index.php?topic=4623.0
  8. http://www.zagadki.org/riddles/professions/1/
  9. http://www.forumchata.ru/zagadki/37-pro-mamu-i-papu/772-zagadki-o-professijah-mam.html

Конспект

комплексного занятия

для детей среднего дошкольного возраста

«Путешествие в город мастеров»

Предварительная работа:

  • Знакомство с предметами быта (беседа о предметах обихода и их назначении)
  • Рассматривание деревянных ложек
  • Игра на ложках
  • Чтение русской народной сказки «Жихарка» и инсценирование с помощью театра ложек отрывка из сказки
  • Разучивание пословиц и поговорок о труде
  • Опытническая деятельность: Знакомство со свойствами дерева и металла на основе сравнения деревянных и металлических ложек
  • Знакомство с русской народной игрушкой «Матрёшкой», использование песен и плясок. Д/И «Чудесная матрёшка»
  • Работа с родителями – пошив народных костюмов; консультация «Из истории деревянной посуды». Использование малых форм фольклора в развитии речи.
  • Знакомство детей с элементами растительного узора.

Задачи:

Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Продолжать знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Конкретизировать представления о традиционном убранстве русской избы, обобщающие понятия по теме «Предметы обихода».

Совершенствовать связную речь, обогащать словарь. Воспитывать уважение к труду.

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка для украшения силуэтов утвари, с использованием уже известных им элементов. Упражнять в рисовании различных растительных орнаментов.

Словарная работа:

Сундук, печь, скалка, люлька, изба, мастерская, шкатулка.

Оборудование:

Элементы русской избы, утварь и предметы обихода, матрёшки, клубочек.

Гуашь, палитра, кисти, подставки, салфетки тканевые и бумажные, стаканы с водой, бумажные силуэты утвари, образцы элементов растительного орнамента, аудиозапись на народную тему.

Ход занятия:

Дети входят в зал в народных костюмах.

Воспитатель:

Здравствуйте дети! Какие вы красивые, нарядные. Что это за костюмы у вас такие?

Дети:

Русские народные.

Воспитатель:

Молодцы какие! Мы живём в великой стране России, в которой много талантливых людей и интересных мест. Вы сегодня отправитесь в необычное путешествие «Город мастеров», а поможет вам в этом клубочек.

Ребёнок:

Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас клубочек в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает воспитатель, одетый в народный костюм.

Марья Искусница:

Здравствуйте красны девицы, да добры молодцы! Меня зовут Марья Искусница. Здравствуйте гости желанные.

Дети:

Здравствуйте!

Марья Искусница:

Желанному гостю всегда рады!

Ребята, что это такое?

Дети:

Клубочек.

Марья Искусница:

Клубочек, да не простой, волшебный. Привёл он вас в город мастеров, прямо к моей избе. В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу. Давайте войдём в избу и посмотрим что там внутри.

Дети входят в «избу», убранную в русском стиле.

Дети рассаживаются по лавкам, рассматривают убранство избы.

Марья Искусница:

Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,

Слава русской земле.

И про нашу старину,

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Устройтесь поудобнее

И послушайте рассказ о моей избе.

Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата» - говорили на Руси.

Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Марья Искусница:

Да, ребята. Русская печь обогревала дом, всю еду готовила в печи. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

В левом углу от печки всегда стоял стол. На столе хлеб с солью. Около него простые длинные скамейки.

А вы знаете как назывался этот угол?

Он назывался «красным», т.е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью.

В правом от печки углу размещалась домашняя утварь в.ч. красивая деревянная посуда, прялка, расшитые полотенца. Тут же висела люлька кроватка для младенца.

Дети проходят к предметам обихода, о которых рассказывает воспитатель.

Марья Искусница:

Посмотрите из какой красивой посуды или раньше люди. Из какого материала она сделана?

Дети:

Из дерева.

Марья Искусница:

Очень любили и поныне любят русские мастера делать из дерева посуду: тарелки, кружки, ложки, ковши. А чтобы посуда была яркой праздничной, искусные мастера расписывали ее.

На посуде вьется травка – былинка, а из нее выглядывают ягодки – смородина, малина, рябина или цветы разные. А иногда из под кисти художника выходят такие травы, что ни в каком лесу их не встретишь.

Много лесов в России. А сколько народных умельцев на Руси! Из обыкновенного полена могут вырезать например, вот такую шкатулку резную, в которой хранят мелкие предметы. Или сундук, да не простой – расписной, игрушку, свистульку.

Чашку для пшенной кашки!

Блюдца – никогда не бьются!

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

А загадки вы любите?

О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? Только чур, хором не кричать! Руку поднимать, и спокойно отвечать. И обращайте внимание на вещи в горнице, может и отгадку быстрее найдете.

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят.

Верчусь кручусь,

Под руками тружусь.

У нее есть рот и нога,

Во рту всегда суп

Проглотить не может,

А в другой рот выливает.

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка.

(матрешка)

Да, не мало сил и труда приложили мастера. Умеешь потрудится, умей и веселиться. Не пора ль нам повеселиться? И в веселый пляс пуститься? Эй, народ, не ленись – скорей на танец становись!

Дети вместе с воспитателем:

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки.

Танец «матрешки»

(После танца дети стоят в кругу)

Марья Искусница:

Русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье и посиделки девушки не ходили без работы.

А вы знаете поговорки и пословицы о труде?

Давайте их вспомним, а поможет нам волшебный клубочек.

Дети:

Ты катись, катись клубочек,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остановился,

Тот пословицу и скажет нам.

«Игра с клубочком»

(Звучит музыка, с остановкой музыки тот, у кого в руках клубочек, рассказывает поговорку или пословицу о труде.)

Марья Искусница:

Какие замечательные пословицы вы знаете! Русские люди всегда умели и любили трудиться. Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, веретенце, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить.

А вы хотите стать настоящими мастерами?

Дети:

Да, хотим.

Марья Искусница:

Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети выбирают силуэты предметов быта, присаживаются за столы и украшают силуэты растительным орнаментом. Составляют узор из уже знакомых элементов. Звучит музыка.)

Марья Искусница:

Молодцы ребята, рисовать вы мастера. Русские люди никогда не боялись труда, а трудились всегда с радостью. Хорошо мы потрудились, хорошо и повеселились. За хорошую работу не грех и наградить.

(Марья Искусница угощает пирогом из печи)

Отдает клубочек и прощается с ребятами.

Марья Искусница:

Приходите еще. Дорогим гостям всегда рады.