Урок исследование по теме успех карьера планирование. Урок на тему "управление карьерой". Образование: самая важная инвестиция в жизни

План-конспект урока технологии в 11 классе

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»

Цель урока:

Развитие системы технологических знаний и умений.

Задачи:

Обучающие: Построение профессиональных и жизненных планов в современных

социальных условиях, освоение в процессе реальной ситуации способов практических действий.

    Развивающие: Совершенствование практических навыков планирования профессиональной карьеры, умения применять игру в практических целях, умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы действий в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательные:

Воспитание коммуникативных качеств личности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, схемы, таблицы, карточки, дополнительный тест, методические рекомендации.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности. Психологический настрой на работу.

II. Повторение изученного материала (проверка домашнего задания).

(слайд1) -На прошлом уроке мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. У каждого из вас на столе лежит распечатанная таблица «Профессиональное становление», в которой пропущены некоторые элементы.

(проецирование на экран - слайд 2)

Ваша задача – вписать недостающие слова или словосочетания. Время для работы – 3 минуты. Желаю успехов!

По окончании работы – взаимопроверка (ученики меняются выполненными заданиями, проверяют правильность выполнения, ставят подпись проверяющего, в помощь – заполненная таблица на экране - слайд 3)

III. Формулирование темы урока и постановка цели.

(слайд 4)

Перед вами – определение «Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия». Как в думаете, о чем идет речь? (ответы детей)

Совершенно верно, это определение «карьеры» (слайд 5)

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 годы XIX века как конкурент слова поприще - быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, бла­гополучия.

Так как мы с вами на прошлом уроке познакомились с этапами профессионального становления, то как можно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)

Да, тема нашего урока «Профессиональная карьера» (слайд 6)

Профессиональная карьера - это активное достижение человеком ус­пехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. В 9 классе на уро­ках профессионального самоопределения мы уже касались этого понятия.

Актуализация знаний . Вспомним, что в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, подразумевающая улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие опреде­ленных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых реше­ниях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

I V . Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы узнаем, что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.

(слайд 7)

В чем сущность вертикальной карьеры?

Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?

С чего начинается профессиональная карьера?

Предлагаю открыть учебники на странице 178 и самостоятельно узнать, что такое «должностной рост», что такое «профессиональное мастерство», что такое «призвание». По окончании работы с учебником - опрос детей.

(слайд 8)

Как найти свое призвание? (ответы детей)

Во-первых, надо знать мир профессий и конкретно избираемую вами профессию. Для этого ее надо изучить не только теоретически, но и практи­чески. На основе этого возникает предметное сознание.

Во-вторых, надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т. д.). В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «Я»).

Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

(слайд 9 «Мотивы выбора профессии»)

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение

Связанные с содержанием труда

Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.

Как вы думаете, что или кто влияет на выбор профессии? (ответы детей)

К ино

Друзья

Да. Верно. Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: лич­ностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зави­симость можно представить графически (слайд 10)

Группы факторов

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-экономические

Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого предлагаю использовать эту опорную схему.

(слайд 11)

Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и кон­кретизироваться.- Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие: (выдвигаются учениками, записываются в тетради)

    Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

    Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

    Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.

    Востребованность профессии на рынке труда.

(слайд 13)

Проведение динамической паузы .

Предлагаю всем ученикам выйти к доске и из разрезанных карточек с буквами сложить слово, выстроиться, чтобы можно было это слово прочитать, поднять руки с карточками вверх. Если вы все сделали верно, то в будущем ваша профессиональная карьера будет именно такой.

Складывается слово «УСПЕШНАЯ»

V. Практическая часть.

(слайд 13)

Практическая работа (закрепление нового материала – на выбор обучающихся предлагается выполнить задание 1 или 2 в тетради):
1.Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек, избранной вами профессии.
2.Приведите примеры вертикальной и горизонтальной карьеры данной профессии.

По мере готовности проводится опрос 2-4 человек.

3. Деловая игра (индивидуальное задание – работа в группе).

Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные принципы самопрезентации и способы ее осуществления.

(пара учащихся проводит игру в соответствии с инструкциями, выданными учителем (приложение 2), обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации). На что обратить внимание? На принципы самопрезентации, запишите их в тетрадь, этот материал понадобится нам на следующих уроках.

Слайд 14

V. Заключительная часть.

В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете, адреса на стенде, а так же материалами учебника (стр.177-179). Индивидуальные задания для 2-х учеников (самопрезентация в соответствии с принципами СП).

Слайд 15

Рефлексия

Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру.

А какое впечатление на вас произвел сегодняшний урок? Для ответов можно воспользоваться методом незаконченных предложений (ответы детей)

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

на уроке мне понравилось……

я хотел бы узнать еще……

Рада, что наш урок получился интересным и продуктивным, мы справились с поставленными задачами. Сегодня хорошо работали (имена учеников), они получают (озвучиваются оценки за урок).

Благодарю всех за работу! Урок окончен.

Класс – 11

Время проведения 45 минут

Тема раздела: «Технология профессионального самоопределения и карьера»

Тема урока: «Профессиональная карьера»

Урок творческий, креативного типа – эвристическая ситуация

Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной технологии

Цель: Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры.

Задачи урока:

Обучающая задача: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме, с использованием интерактивной и проектной технологии для обработки данной информации.

Развивающая задача: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.

Воспитывающая задача: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Оснащённость урока:

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Материалы и инструменты: Индивидуальные карточки с заданиями, творческий проект «Карьерный рост», цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, бумага.

Основные понятия: Карьера; профессиональная карьера; вертикальная и горизонтальная карьера; призвание; план профессиональной карьеры.

Ход занятия

I . Организационный момент: Приветствие, проверка учащихся.

II . Изложение нового теоретического материала с созданием эвристической ситуации :

Исследуемая проблема: Карьера?

Вопрос № 1 . Дать определение основным понятиям:

Карьера? – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера? - Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера? - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера? – Это рост профессионального мастерства.

Вопрос № 2. Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Вопрос № 3. Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Вопрос № 4. Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Вопрос № 5. Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Вопрос № 6 . Карьеризм – положительные – отрицательные моменты.

Планирование профессиональной карьеры.

Задание № 1. Работа учащихся в группах, передавая по кругу, доработать задания (Приложение 1):

1. Составить план профессиональной карьеры:

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьера; карьерный рост; вертикальная карьера; горизонтальная карьера; карьеризм.

3. Разработать эмблему: «Карьера».

III . Защита плана карьерного роста. Выступление групп.

Вопрос № 7. Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

IV . Заключительный инструктаж : По окончании работы учитель оценивает работу учащихся.

V . Домашнее задание: Обработать тест Дж. Голланда «Мой характер и выбор профессии» (

Понятие карьеры.

Виды профессиональной карьеры.

Направление реализации карьеры.

Планирование карьеры.

Модели карьеры.

Выбор карьеры.

Стадии развития карьеры.

Управление карьерой.

Развитие персонала.

Понятие карьеры

Трудовой путь, являясь совокупностью всех трудовых перемещений работника, включает в себя трудовую карьеру.

Трудовой путь представляет собой трудовую мобильность в течение жизни работника, поэтому классифицируется с учетом тех же принципов, что и движение рабочей силы в целом.

Исходя из этого трудовой путь работника можно представить в виде схемы (рис.9.1). Он может быть стабильным, если трудовая жизнь работника ограничивается пределами одного рабочего места, и динамичным, если на трудовом пути работника имеются смены рабочих мест.

Переход работника между рабочими местами фиксируется в результате изменения хотя бы одной из характеристик рабочего места, которое занимает работник (отрасль, район, предприятие, производственное подразделение, профессия, квалификация).

Можно выделить межотраслевой, профессионально-должностной (с подразделением на межпрофессиональный и внутрипрофессиональный) и миграционный трудовой пути работников, осуществляемые либо через канал межпроизводственного продвижения, либо через внутрипроизводственное продвижение.

Выделение отдельных типов трудового пути чисто условно. Отдельный трудовой переход может быть одновременно сменой и предприятия, и профессии, и отрасли, и места жительства.

Рис. 9.1 Типы трудового пути.

В зависимости от направления переходов трудовой путь подразделяется на вертикальный и горизонтальный. Горизонтальный трудовой путь - это последовательность переходов между равнозначными рабочими местами. Если же в течение трудовой деятельности осуществляются переходы между рабочими местами различного ранга, то это будет вертикальный трудовой путь. Вертикальный трудовой путь разделяется на карьеру (продвижение вверх) и на нисходящий трудовой путь, или, как его еще называют, деградацию.

Карьера - это успешное поступательное продвижение работника вверх по служебной лестнице, изменение способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с его деятельностью. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути, в основе которого лежит субъективное осознание собственных суждений работника о своем трудовом будущем.

Карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека.

Специалисты по управлению, рассматривая проблему отношения личности к карьере, подчеркивают, что, каким бы образом ни развивалась карьера, определяющим фактором является не объективная ее оценка со стороны, а субъективная оценка человека, делающего эту карьеру.

Другими словами, карьера - это, с одной стороны, индивидуально осознанная позиция в области о6щественной, служебной и прочей деятельности, а с другой - поведение, связанное с опытом работы и деятельности на протяжении трудовой жизни работника. При этом жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, являясь ее составной частью.

Правильная оценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры - это постоянный процесс (см. приложение 9.1).

Урок 8

Планирование карьеры: позаботься о себе сам

В этом уроке ученики рассмотрят различные варианты профессиональной карьеры и узнают, как они сейчас могут повлиять на свою финансовую безопасность в будущем. Они получат сведения о том, как найти подходящую работу и оплатить свое образование. В урок входят следующие главы:

22. Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества.

23. Как найти работу, которая тебе подходит

24. Образование: самая важная инвестиция в жизни

Дайте ученикам общее представление об уроке, прочитав следующее:

Чтобы начать профессиональную карьеру, прежде всего надо оценить свои способности и навыки и определить свои преимущества перед конкурентами. Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием.

Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Вы выполняете работу, за которую вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры.

Высшее образование - это самый лучший способ увеличить количество денег, которые вы сможете заработать за всю свою жизнь, но такое образование требует времени и может дорого стоить. Однако по сравнению с полным средним образованием высшее образование принесет вам доход, который будет выше почти в два раза.

Глава 22

Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества

Часть 1

Введение

Способность - это естественная склонность делать что-то хорошо. Сильная сторона - то, что вы умеете хорошо делать. Успехи в математике или склонность легко усваивать иностранный язык - это примеры способностей.

Навык - умение делать что-то или владение специальными знаниями.

Качество - свойство или характерная черта, которой вы обладаете.

Конкурентное преимущество - в бизнесе это умения, знания или технологии, которые есть у вашей компании, но нет у ваших конкурентов, и которые позволяют вам в большей степени удовлетворять нужды потребителей. Термин «конкурентное преимущество» можно также отнести и к человеку, описывая его умение и опыт, которых может и не быть у других людей.

Скажите ученикам: Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием. Если вам нравится что-то строить, возможно, вы захотите стать инженером. С другой стороны, если вы не выносите даже вида крови, медицинская карьера не для вас.

У людей бывают как положительные, так и отрицательные качества. К положительным качествам человека относятся честность, пунктуальность, трудолюбие и т.д. Неряшливость в работе, медлительность, непорядочность - примеры отрицательных качеств. В бизнесе такие качества, как решительность, уверенность, дисциплинированность всегда приводили к успеху. Можно постараться искоренить отрицательные качества и развивать положительные. Прежде всего нужно выявить отрицательные качества, признать их для себя, а затем поставить себе целью превратить их в положительные черты.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Сильные стороны и конкурентное преимущество». На это следует выделить приблизительно 20-30 минут.

а. попросить желающих рассказать о том, чем им нравится заниматься и что они умеют делать хорошо; попросить их подумать о том, смогут ли они зарабатывать деньги этим занятием;

б. попросить желающих описать свои положительные стороны и спросить о том, можно ли на этих положительных качествах построить карьеру?

Часть 3

Попросите учеников поразмышлять над следующим примером и прокомментировать его:

Предположим, что вы работодатель. Олег всегда приходит вовремя, но ежедневно производит приборов меньше, чем Алиса. Алиса всегда опаздывает на 10 минут, но у нее самая высокая производительность. Николай пунктуален, вежлив и очень сильно старается, но у него самый высокий процент бракованных изделий. Учитывая эти качества работников, скажите, кто из них самый ценный?

Глава 23

Как найти работу, которая тебе подходит

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Работа - это задания, которые вы выполняете и за это вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Возможно, на протяжении всей вашей карьеры вам придется выполнять разные виды работы.

Должность начального уровня - самая низшая должность в нижней части иерархии вашей компании. Иерархия - это расстановка должностей в компании по степени важности, эта расстановка представляет собой структуру компании.

Практика - это временная работа, выполняя которую можно получить опыт профессиональной деятельности. Некоторые практиканты получают деньги за свою работу, некоторые - нет. Кроме того существуют должности для студентов, обучающихся по методам кооперативного образования (cooperative education, co- op) (совмещение теоретических занятий в классе и практических - в компаниях и на предприятиях). Такие должности открывают на определенный срок, студенты получают деньги за выполняемую работу и одновременно приобретают профессиональный опыт.

Скажите ученикам: Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры. Если вы в конечном итоге решили заняться торговлей, тогда вам следует искать работу, которая позволит налаживать контакты с людьми. Если вы хотите построить карьеру в сфере обслуживания, конкретнее, в сфере общественного питания, тогда ищите какую-либо начальную должность в ресторане. Если вас интересует карьера в области здравоохранения, тогда вы могли бы стать волонтером в больнице. Если вы найдете должность с частичной занятостью, будете работать в качестве практиканта или будете совмещать учебу в вузе и работу (кооперативное образование), то имея уже соответствующий опыт, вам не придется начинать карьеру с самой низшей точки в компании.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Определи свои способности». На это следует выделить приблизительно 30 минут.

2. Разберите ответы вместе с учениками. Вызовите желающих или попросите учеников поработать в группах, чтобы сравнить ответы.

3. Со всем классом разберите основные понятия, фигурирующие в задании. Вы можете:

а. попросить желающих рассказать о том, как они оценили себя по вопросам, предложенным в первой части задания; задать вопрос: Вы думаете, что с помощью предложенных вариантов ответов можно правильно себя охарактеризовать?

б. спросить учеников, помогут ли им результаты задания в выборе карьеры. Попросите учеников объяснить свои ответы.

Часть 3

Развитие критического мышления

Попросите учеников ответить на следующий вопрос:

Подумайте о том, чего в конечном итоге вы хотите добиться в своей карьере. Какая работа поможет вам приобрести опыт, необходимый для достижения этой цели?

Глава 24

Образование: самая важная инвестиция в жизни

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Высшее образование - его можно получить в университетах, колледжах с 4-летним сроком обучения, общественных колледжах, школах профессионального обучения и школах торговли .

Плата за обучение - сумма, которую вы платите за учебу в вузе, в эту сумму не входит плата за проживание или за аренду квартиры, плата за питание, книги и посещение культурных мероприятий.

Скажите ученикам: чтобы получить диплом об окончании колледжа, вам понадобится от 2 до 4 лет. А если вы захотите овладеть такой профессией, как врач, юрист или инженер, вам понадобится еще от 4 до 5 лет. Так, стоимость получения специальности равна деньгам, которые вы могли бы заработать, если бы не получали ее.

Зарплата и образование

95 700 долларов - профессиональное образование

79 400 долларов - докторская степень

59 500 долларов - степень магистра

49 900 долларов - степень бакалавра

37 600 долларов - диплом младшего специалиста

35 700 долларов - образование, полученное в колледже, без ученой степени

30 800 долларов - полное среднее образование

21 600 долларов - неоконченное среднее образование

Представленная методическая разработка урока-исследования «Успех – карьера – планирование» может быть использована в работе с учащимися 8-9 классов в следующих номинациях:

  1. В качестве повторительно-обобщающего урока по теме «Личность и общество». (С)
  2. Как самостоятельный урок-исследование, соответствующий теме параграфа 1 «Быть личностью» учебника Обществознание 8 класс Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., М. Просвещение 2010. (Р)
  3. Тематический классный час «Я и моя профессия». (В)

На занятие могут быть приглашены администрация, учителя, родители, выпускники школы прошлых лет, ветераны Великой Отечественной войны, труда, представители попечительского совета школы и т.д., которые в ходе занятия станут его активными его участниками вместе с ребятами.

План-конспект урока-исследования «Успех – планирование – карьера».

Тип урока: урок-исследование с элементами групповой работы.

Основные цели занятия:

  1. Сформировать знания о понятиях «успех», «карьера», «планирование».
  2. Развитие навыков работы в группах, умение анализировать и использовать различные источники получения информации.
  3. Воспитание личностных качеств успешности, активной гражданской позиции.

(Приложение №6 – слайд №2).

Оборудование урока:

  • мультимедиа установка,
  • раздаточный материал (Приложение №1 , Приложение №2) ,
  • рабочие листы для групп (Приложение №3 , Приложение №4 , Приложение №5) ,
  • презентация (Приложение №6)

Первый этап урока – активизация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

– Современные социально-экономические условия требуют от нас быть успешными в жизни. Уметь правильно выбрать профессию, учитывая различные факторы успешности.

А планировать карьеру необходимо уже сейчас (Приложение №6 – слайд 3) .

Поэтому предметом нашего исследования сегодня является соотношение понятий «успех – карьера – планирование».

Давая определение понятию «карьера», мы выбрали следующие характеристики:

  • личностный успех (Приложение №6 – слайд 4) ,
  • профессиональный успех,
  • должностной рост (Приложение №6 – слайд 5) .

Второй этап урока – работа по группам.

Класс необходимо разделить на 3 группы, каждая из которых получает раздаточный материал (Приложения №1, 2) и индивидуальный рабочий лист группы (Приложения №3, 4, 5) .

Каждая группа выполняет первое задание, определяя соотношение понятий «карьера – профессия – успех», используя для решения поставленной задачи различные источники знаний и формы работы. Затем выполняются задания 2 и 3 из рабочих листов каждой группы.

Третий этап урока – подведение итогов работы в группах

(Приложение №6 – слайд 6) .

Выступают представители каждой группы, представляя итоги работы по первым трем вопросам рабочих листов поочередно.

Четвертый этап урока – обобщение полученной информации, представленной каждой из групп.

Учитель: Итак, карьера – это всегда успех в жизни, в профессиональной деятельности, в личностном росте (Приложение №6 – слайд 6) .

Что же необходимо для обеспечения данного успеха – планирование (Приложение №6 – слайд 7) . Какие ассоциации вызывает у вас данный термин? (Для фиксации ответов используется Приложение №6 – слайд 7) .

Для определения целей и задач необходимо осознавать не только свои желания, мечты, представления, но и обладать определенными знаниями по интересующей нас проблеме, учитывать социальные установки и потребности общества (Приложение №6 – слайды 8, 9, 10) .

Пятый этап урока – составление алгоритма успешных действий

(Приложение 6 – слайд 11) .

Учитель: Как же получить необходимые нам знания для планирования успешной деятельности? (Приложение №6 – слайд 11) .

Шестой этап урока – закрепление полученных знаний, «мозговой штурм».

Учитель: Чтобы добиться успеха, нам необходимы определенные качества личности. Поэтому каждый из вас может составить пожелания своему однокласснику для будущей успешной деятельности. Уважаемые ости! Вы сегодня тоже активные участник исследования, и мы обращаемся к вам с просьбой составить свои советы и пожелания для ребят в удобной для вас письменной или устной форме.

После окончания работы учащиеся и гости обращаются друг к другу со своими пожеланиями.

Седьмой этап урока – запись и комментарии к выполнению домашнего задания (Приложение № 6 слайд – 12, 13.).