Задонцев В.А. Академик В.Н.Челомей – Генеральный конструктор ракетно-космических систем. Космический самолет челомея В каких науках используют принцип челомея

Был разработан проект "Таран", предусматривавший использование УР-100 для целей противоракетной обороны. Проект не был реализован.

Сенсационным противоракетным проектом оказалось предложение Челомея - "Таран". Впервые о "Таране" я да, вероятно, и другие заместители Королева услышали, когда он, очень возбужденный, вернулся с одного из совещаний, которые по различным средствам вооружения довольно часто проводил Хрущев . Обычно Королев уважительно отзывался о поведении Хрущева на таких совещаниях, не позволял себе шуток и критики в его адрес, даже когда был недоволен принимаемыми решениями. На этот раз Королев был возмущен тем, что Хрущев без всякого серьезного рассмотрения одобрил предложения Челомея и в мае 1963 года вышло постановление ЦК и Совмина о разработке аванпроекта системы "Таран". В помощь генеральному конструктору Челомею был назначен руководитель разработки аванпроекта академик Минц . Рассказывая это, Королев кипел.

- Челомей хочет быть генеральным по противоракетной обороне. Поэтому предлагает использовать ракету УР-100 . Прекрасно! Но систему, а именно это главное в ПРО, систему должен делать Минц! Ракета для системы или система делается под готовую ракету? А ведь есть еще генеральный конструктор Кисунько . Он делает систему, а для его системы ракету делает Грушин . Так и должно быть! Не успел Владимир Николаевич доказать, что его "сотка" -лучшая в мире межконтинентальная ракета, как уже нашел ей другую работу. Он, видите ли, утверждает, что она может быть и антиракетой. Если на нее поставить головную часть в 10 мегатонн и выпустить навстречу американским боеголовкам, то при встрече на высоте апогея траектории, чтобы не портить зрение советским людям, сотня "соток" устроит такой ядерный костер, что через него якобы ни одна боеголовка не прорвется. Оказывается, траектории всех американских ракет, решивших атаковать Советский Союз, проходят (как по заказу!) через небольшую пространственную область, которая является удобным местом для их перехвата. Сверхмощные ядерные заряды, взорванные в этой области, способны уничтожить десятки, а может быть сотни летящих на нас боеголовок вместе со всеми ложными целями.

Я говорил с Келдышем, - продолжал Королев, - его ребята прикинули, с учетом, что американцы не такие дураки, как о них докладывают Никите Сергеевичу: на уничтожение 100 боеголовок " Минитменов " по одной мегатонне каждая потребуется затратить не менее 200 антиракет " Таран " по 10 мегатонн - итого ядерная иллюминация в 2000 мегатонн! Но главная задача Челомеем уже решена. Первая "сотка" еще ни разу не летала, а производство уже надо планировать на тысячи! Она ведь "универсальная"!

В. Н. Челомей. Штрихи биографии

Владимир Николаевич Челомей родился в 1914 году, учился в Киевском политехническом до 1937 года, во время учебы выпустил солидный учебник по векторному анализу, а его работы по теории динамической устойчивости стали классическими. В 1936 году Челомей проходил производственную практику на авиационном заводе в Запорожье. Именно в это время на заводе случилось ЧП. Вал одного из авиационных двигателей, предназначенных для истребителей, не выдерживал расчетных нагрузок и ломался. Конструкторы пытались предотвратить поломки, увеличивая толщину вала, но и после этого двигатель регулярно выходил из строя. Можно догадаться, чем в те годы это грозило заводу. Главный инженер уже готовился к аресту, когда студент-практикант В. Челомей предложил ему свой способ устранения аварии: уменьшить толщину вала. Парадоксальное решение: не увеличивать, а, наоборот, уменьшать! Утопающий хватается и за соломинку: «Делай, но под личную ответственность!» И двигатель заработал! Студент прочел на заводе курс блестящих лекций по динамике авиадвигателей, изложив результаты собственных исследований. (Слава и мощь парадоксальных решений - решений, которые иным казались абсурдными, нелогичными, решений, не продвигающих, но выталкивающих вперед, так что движение мысли В. Челомея сейчас представляется взрывным, пульсирующим, - отныне не оставляла его... до последнего мгновения, это понимайте буквально.) 1939-й: защита кандидатской, 40-й - приглашение в «сталинскую» докторантуру (50 докторантов всего). 1942-й: первые испытания пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, результат основных исследований 1936-1940 гг. (Авторское свидетельство получено Челомеем в 38-м. В Германии фирма «Аргус» поручает в начале войны П. Шмидту создание пульсирующего двигателя для беспилотного летательного аппарата, в конце 42-го такой двигатель и аппарат созданы, это Фау-1, создатели которого долгое время не могут устранить действия вибрации на при-борное оборудование самолета-снаряда. Испытания лишенного этого недостатка двигателя Челомея проводились в Лефортове и напугали Москву звуками, схожими со стрельбой зенитных батарей. На испытаниях присутствовали командующий ВВС генерал А. А. Новиков и нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин.) После того как стало известно о создании немецкого самолета-снаряда, молодой конструктор Челомей назначается главным конструктором и директором завода, которым до того руководил прославленный «король истребителей» Н. Н. Поликарпов (в последние годы жизнь его была тяжела: самолеты не шли, неизвестно почему. Может, слишком торопили...). Новому главному конструктору тридцать лет. Характер его нелегок: известна история, как он выкатил прочь из своего ангара трофейный самолет, добычу Туполева. Туполев, взбешенный, позвонил Сталину. Сталин осведомился, сколько лет дерзкому. Тем дело и кончилось. Чудом. В 44-м Челомей приступает на основе пульсирующего двигателя к созданию первой крылатой ракеты. Далее совсем коротко: защита докторской - 1951 год, член-корр.- 58-й, Генеральный конструктор - 59-й, академик - 1962 год. Пуск первого в мире маневрирующего спутника - 1963 год. Старт, названный на Западе «высшим пилотажем в космосе». Четыре космических лаборатории «Протон», которые запускались одноименной ракетой-носителем, принципиально новой в отличие от королёвской конструкции. (До сих пор «Протон» запускает в космос лунники, «Космосы», «Марсы», «Веги.....) Если Королев, давший в почти случайном выступлении по поводу геофизического года Земли определение нашего космоса: мирный , официально занимался исключительно космосом, очень скоро пилотируемым космосом и почти сразу публичным космосом (да, Королев был засекречен, но мир догадывался о единоличном правлении в советском космосе), то фирма Владимира Челомея начиналась не как космическая.

В марте 1945 года Челомей был вызван на совещание в Комитет обороны: решался вопрос о применении самолета-снаряда. Крылатая ракета называлась 10Х: десятая модификация неизвестного оружия. У американцев не было ничего подобного. У немцев был самолет-снаряд Фау-1. Впереди год до того дня, когда на захваченный войсками союзников полигон Пенемюнде срочно доставят Королева, чтобы выбрать кое-что из оснащения - американцам же достанется отец Фау-2 Вернер фон Браун. (Есть предположение, что Браун, с перевязанной сломанной рукой, был уже в наших руках, но не вызвал интереса и доковылял до американцев, после чего история ракетостроения развивалась так, как она развивалась: многие немцы работали у нас, но среди них не было Брауна, который был, если так можно выразиться, по характеру результатов германским двойником Челомея...) В течение 45-го 10Х поставляется на вооружение Советской Армии. Сохранился фильм, где ракета стартует. Совещание у Сталина по поводу применения 10Х включило моменты, опасные по тем временам. Берия задал каверзный вопрос: «Так кто же - у кого?» Имелось в виду, очевидно, параллельное движение конструкторской мысли создателей 10Х и Фау-1. Челомей хладнокровно ответил: «То, что я не мог заимствовать, - очевидно. Ну а могли ли немцы у меня - это вопрос к вам, Лаврентий Павлович». Далее вопрос задал Сталин: возможно ли применение 10Х уже сейчас? Конструктор дал твердо отрицательный ответ, отметив, что точность попадания самолета-снаряда не даст возможности избежать жертв среди мирного населения. Будь ответ другим (иными словами: овладей на мгновение амбиция конструктором, амбиция и страх...), ужас бомбардировки американской авиацией Дрездена был бы нами превзойден. Так обнаруживала судьба характер будущего Генерального.

Самолет-снаряд испытывался в Капустином Яру, на Черном и Северном морях. А Новиков и Шахурин, поддержавшие конструктора, были арестованы по обвинению в поставках фронту неисправных самолетов: Василий Иосифович Сталин в Потсдаме во время встречи с отцом, похвалил американские машины!.. Известно, что арестованного Новикова принуждали дать показания против маршала Жукова.

Два профессиональных руководителя авиационной промышленности ждали освобождения вплоть до смерти Сталина. В 1953 году в Капустином Яру шло очередное испытание 10ХН, когда, за десять дней до смерти, Сталин подписал постановление Совмина о ликвидации ряда предприятий. Несомненно, что смерть не дала развернуться сценарию. В черном списке была и «фирма» Челомея. То был первый, но не единственный случай, когда Владимира Челомея отлучали от своего дела, отдавая его другому. (Для памяти: драматичны были 53-й, 70-й, 81-й, и все отдельный рассказ.) Все наработанное отдано Артему Микояну, который хотел сделать крылатую ракету, заменив в МИГе летчика автоматической системой. К расправе причастен и Сергей Берия, не поладивший с одним из бывших сотрудников конструктора крылатых ракет (утверждение Г. Болтянского и В. Авдуевского). Есть еще догадка: сын Берия ко времени сталинского постановления уже имел некую свою фирму, также имевшую отношение к ракетам... не было ли отбирание важнейших тем, у того же Челомея, продиктовано отцовской заботой Лаврентия Павловича? Ведь Микоян занимался только пилотируемой авиацией, идея механического совмещения автомата и самолета критики не выдерживает, но она могла принадлежать властному непрофессионалу... То, что происходило с фирмой Челомея в эти годы, оставляет ощущение неясности. Небольшая конструкторская группа, оставшаяся у Челомея, разместилась в Тушине и упрямо продолжала свое дело - занималась работами по уменьшению направляющих, по которым стартовали 10Х (направляющие были уменьшены с 30 до 7 метров). Челомей не смирился, пытался попасть на прием к Берия, что того изумило. Наконец лично предложил руководителю военно-морского флота идею перевооружения флота и оснащения крылатыми ракетами (с этого дня отсчитывается новейшая история ВМФ). Летом 1955 года опальному конструктору позвонил Келдыш: «Принято решение о создании крупного предприятия для реализации ваших предложений, выделено место для строительства». Так на окраине Москвы началась «фирма Челомея».

Через три года предприятие, едва встав на ноги, начинает заниматься проектированием и созданием баллистических ракет: в декабре было принято решение о создании Ракетных войск стратегического назначения. На фирме по инициативе Генерального конструктора организованы лекции по аэродинамике гиперзвуковых скоростей, помните лекции киевского студента на авиационном заводе в 36-м: он был неутомим как педагог, его любимое выражение: «Думайте! Думайте!»

За год до появления секретного письма космонавтов, 12 октября 1964 года, в Особом конструкторском бюро № 52 (ОКБ-52), находящемся в подмосковном Реутове, состоялось совещание руководящих сотрудников предприятия, на котором генеральный конструктор Владимир Челомей предложил концепцию станции для решения "оборонных, научных и народнохозяйственных задач". Челомей, много лет отдавший конструированию передовой военной, прежде всего реактивной, техники, видел в такой станции мощное средство оперативной космической разведки, намного превосходящее по возможностям все созданные к тому времени образцы. Ему представлялся своеобразный космический наблюдательный пункт с комфортабельными условиями для жизни и хорошим оснащением, со сменяемым экипажем из двух-трех человек сроком полета один-два года. И Челомей нашел понимание у руководства.

Работы над станцией начались по приказу министра общего машиностроения от 27 октября 1965 года. Эскизный проект станции, получившей название "Алмаз", был выпущен в 1966 году. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 августа 1967 года определило сроки реализации программы и тактико-технические характеристики бортовых средств "Алмаза". Станцию предполагалось выводить на орбиту тяжелой ракетой-носителем "УР-500К" ("Протон-К") фузоподъемностью 20 т, которая также создавалась в ОКБ-52. На первом этапе космонавтов хотели запускать вместе со станцией - в возвращаемом аппарате, размещенном в ее передней части. Такая схема доставки выглядит необычно по нынешним временам, но тогда углубленно изучалась, поскольку возможность выполнения стыковки на орбите с переходом экипажа из объекта в объект не была еще отработана на должном уровне. При более подробном анализе выяснилось, что предложенная схема имеет серьезные недостатки, ведь наличие тяжелого возвращаемого аппарата в составе запускаемого объекта заметно уменьшает массу целевого оборудования, что само по себе снижает потенциал станции. В конце концов от идеи отказались, решив реализовать процедуру стыковки на пилотируемых кораблях "Союз".

Окончательный эскизный проект ракетно-космического комплекса "Алмаз", включающий в себя базовый блок и транспортный корабль снабжения "ТКС", оснащенный возвращаемым аппаратом, был принят Межведомственной комиссией в 1967 году. В состав комплекса также вошли ракета-носитель, техническая и стартовая позиции, наземный пункт приема информации и сеть наземных пунктов командно-измерительного комплекса (КИК). Предусматривалось создание тренажерных средств для подготовки экипажей.

Согласно проекту, "Алмаз" должен был стать более совершенным орбитальным разведчиком, чем автоматические "Зениты", давая очевидное преимущество по оперативности получения и обработки информации. Космонавты могли разглядывать Землю в видимом и инфракрасном диапазонах спектра через мощный "космический бинокль". Увидев нечто подозрительное, они давали бы команду на производство серии снимков. Фотопленка проявлялась на борту под контролем экипажа. Достойные внимания фрагменты полученных изображений предполагалось передавать на Землю по телевизионному каналу. Кроме того, привлекающие внимание участки планеты можно было просматривать с помощью радиолокатора бокового обзора.

Аппаратура, которую создали для установки на борт станции, по меркам того времени была самой передовой, очень сложной и дорогостоящей. В частности, основным средством наблюдения с орбиты должен был стать уникальный фотоаппарат с фокусным расстоянием в 10 м и диаметром зеркала около 2 м, сравнимый по разрешающей способности с современными орбитальными телескопами типа "Hubble" ("Хаббл"). На согласование технических характеристик фотоаппарата сотрудники Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ; такое название было присвоено ОКБ-52 в 1966 году) и Красногорского завода "Зенит" потратили три месяца. Только одна заготовка для производства зеркала должна была остывать в форме полтора года!

При проектировании станции "Алмаз" выбрали следующие габариты: полная длина - 11,61 м, обитаемый объем - 90 м 3 , стартовая масса - 18,9 т. Станция рассчитывалась на экипаж из двух человек и полное время работы на орбите до 410 дней. Электроснабжение осуществлялось панелями солнечных батарей общей площадью 52 м 2 .

Конструктивно станция разделялась на две части, которые можно условно назвать отсеками малого и большого диаметров. Отсек малого диаметра (поперечный размер по гермокорпусу - 2,9 м) располагался в передней части станции. Далее находился отсек большого диаметра (поперечный размер по гермокорпусу - 4,1 м). Внутренний объем станции включал бытовую, рабочую, приборную и переходную зоны.

Бытовая зона с несколькими обзорными иллюминаторами размещалась в отсеке малого диаметра и предназначалась для отдыха и сна космонавтов, приема пищи и проведения медицинских экспериментов. У одного борта был закреплен стол с подогревателями консервов, кресла космонавтов, емкости с водой и встроенные контейнеры с продуктами питания. Над столом смонтировали пульт управления системой жизнеобеспечения. У другого борта находились шкафы с медицинским оборудованием, комплектами белья, предметами быта и личными вещами, магнитофон с фонотекой и радиоприемник. Торец бытовой зоны был отдан под спальные места.

За бытовой следовала рабочая зона. Ее заднюю часть занимали аппаратура "Агат-1" и система управления станцией. В состав "Агата-1" входил большой оптический телескоп с переменным фокусным расстоянием для детального наблюдения за объектами, расположенными на земной поверхности, в акватории мирового океана и в атмосфере Земли. Телескоп был совмещен с широкопленочным фотоаппаратом "АСА-34Р" и занимал герметичную нишу от пола до потолка. В рабочей зоне стояли проявочная машина для обработки фотопленки и световой стол, на котором можно было детально, с увеличением, рассмотреть проявленные кадры. Наиболее интересные и важные снимки считывались, кодировались и передавались на Землю по радиоканалу. В рабочей зоне отсека большого диаметра располагались пульты управления и контроля станции, пульт пилота с отображением текущих координат и индикатором пространственного положения станции, с ручкой управления ориентацией станции, оптическим измерительным устройством "ОД-4", позволявшим "останавливать" бег земной поверхности и наблюдать отдельные районы с разрешением 7–8 м, панорамнообзорным устройством "ПОУ-II" для широкого осмотра земной поверхности, перископом кругового обзора и контроля за окружающим космическим пространством. Кроме того, в рабочей зоне разместили телевизионную аппаратуру "Печора" и бортовую информационно-поисковую систему для оперативного получения данных по работе оборудования "Алмаза". Там же устанавливался комплексный тренажер с бегущей дорожкой для физических тренировок и измеритель массы (массметр). Конечно же, были предусмотрены и шлюз для удаления контейнеров с отходами, и туалет, и шкаф с предметами личной гигиены.

В приборной зоне размещались агрегаты бортовых систем станции: ориентации и управления движением, жизнеобеспечения, электропитания, радиосвязи, телеметрии, командной радиолинии и других. Всем этим комплексом управляла цифровая вычислительная машина "Аргон-12А" (по сути - бортовой компьютер). Снаружи гермоотсека монтировались панели теплообменников системы терморегулирования, датчики системы ориентации, антенны телеметрии и радиосвязи.

Переходная зона была сферической формы и жестко соединялась с рабочей зоной большого диаметра. Между переходной и рабочей зонами размещался гермолюк. Снаружи на торце переходной зоны располагался пассивный стыковочный узел типа "Конус" с лазом для перехода космонавтов из транспортного корабля на станцию. В верхней части переходной зоны сделали люк для выходов в открытый космос; здесь же находился контейнер для укладки скафандров (в реальности ни на одном "Алмазе" скафандров для работы в открытом космосе не было).

Двигательная установка станции имела вытеснительную подачу топлива и работала на высококипящих компонентах: азотная кислота и несимметричный диметилгидразин. Она состояла из сферических топливных баков, шар-баллонов с газом наддува, шести двигателей коррекции, шестнадцати двигателей жесткой стабилизации, двенадцати двигателей мягкой стабилизации. Агрегаты двигательной установки размещались в кормовой части станции, только двигатели системы стабилизации стояли на переходном отсеке в носовой части "Алмаза".

Несмотря на возможность передавать полученные фотоснимки в качестве телеизображений по радиоканалу, военные разведчики хотели получать пленку с "Алмаза" непосредственно в руки и обрабатывать ее в своих наземных лабораториях, посему с самого начала перед конструкторами стояла задача обеспечить доставку наиболее важных материалов на Землю. Для ее решения была сконструирована капсула спуска информации (КСИ). Кассета с отснятой пленкой подвешивалась внутри оболочки, покрытой аблирующей теплозащитой; сверху помещались парашютная система и пороховая двигательная установка (ПДУ), включающая тормозной двигатель и четыре двигателя стабилизации. Для капсулы создали специальный торовый амортизатор, надуваемый сжатым газом перед приземлением. В верхней части тор имел клапаны, которые при посадке на твердую поверхность прорывались, плавно выпуская газ. При приводнении тор служил поплавком. На поиски капсулы отводилось всего несколько часов, для чего была спроектирована, построена и испытана специальная вездеходная машина с термостатом, которая должна была срочно доставить КСИ на аэродром, где ждал эвакуационный вертолет или самолет. Техническое задание требовало, чтобы капсула совершила посадку строго на территории СССР. Если капсула промахивалась, то срабатывала автоматическая система подрыва объекта. В процессе проектирования удалось поместить в капсулу дополнительные небольшие кассеты, которые упаковывались по сторонам от основной бобины, - внутри наматывались пленки от "звездного" фотоаппарата, обеспечивавшие координатную привязку отснятых наземных объектов. Экипаж "Алмаза" снаряжал капсулу добытыми материалами, и она отстреливалась в заданный момент через специальную пусковую камеру. Снаряжение и подготовка к спуску капсулы массой 360 кг, вмещающей два километра пленки массой 120 кг, были сами по себе задачами не из легких. Поэтому для переноса ее из внутреннего помещения станции в шлюзовой отсек и установки в пусковую камеру изготовили специальный манипулятор.

Разработчикам "Алмаза" было известно, что в США ведутся работы над проектами военных инспекционных спутников и маневренных кораблей-перехватчиков. Чтобы защитить станцию от вражеских аппаратов подобного рода, ее оснастили авиационной пушкой конструкции Нудельмана-Рихтера "НР-23", модифицировав готовое хвостовое орудие реактивного бомбардировщика "Ту-22". Дальность стрельбы против орбитальных целей должна была составлять не менее 3000 м. Космическая пушка делала 950 выстрелов в минуту; причем снаряд массой 200 г летел со скоростью 690 м/с. По воспоминаниям конструкторов станции, в наземных испытаниях на дальности более километра залп из пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина.

Пушка жестко устанавливалась под "брюхом" станции. Ее можно было наводить на вражеский объект через прицел, поворачивая всю станцию вручную. Стрельбой управлял программно-контрольный аппарат, который вычислял залп, требуемый для разрушения цели при времени полета снаряда до нее от 1 до 5 секунд. Отдача при стрельбе в пустоте компенсировалась за счет включения двигателей жесткой стабилизации или маршевых. Понятно, что нападать на кого-либо "Алмаз" не мог, - какой смысл использовать в качестве космического истребителя пилотируемый наблюдательный пункт массой под 20 т, снабженный гигантским фотоаппаратом и прочей ценной начинкой? А вот обороняться от нападения станция вполне умела, и ни один спутник-агрессор не устоял бы перед ее огневой мощью. К счастью, американцы ни разу не рискнули приблизиться к летавшим на орбите "Алмазам".

Поскольку проект транспортного корабля снабжения "ТКС", который начали в ОКБ-52, нуждался в длительной отработке, на первом этапе создания системы было решено доставлять экипажи на станцию пилотируемыми кораблями "Союз". Однако освоение этих новых кораблей внезапно обернулось настоящим кошмаром для инженеров и космонавтов.

Все-таки, русские националисты - полные мудаки во всем. Особенно, когда начинают "защищать СССР". От таких защитников уХи вянут. Послушал тут выступление Фурсова о "предателях России"... И все бы хорошо: Горбачев, Ельцын - это без сомнения негодяи, достойные всяческого порицания, что видно невооруженным гласом и здесь ума не надо. Достаточно статистики.

Но когда дело доходит до дела, проявляется какое-то дичайшее невежество "патриотов". Кстати, это относится и к проблеме Сталина. А это - проблема. Если российские "либералы" лепят из Сталина вселенского злодея - они, на самом делое, являются - и сегодня это совершенно очевидно, последователями внешних врагов СССР, то "русские национальные патриоты" - из тех, кто Сталина защищает (а есть еще "черная сотня"- последыши недобитой белогвардейской сволочи, которые ненавидят Сталина и СССР, за отнятые у их предков привилегии), невероятно поверхностны и их "сталинизм" - это банальный протест против сегодняшнего ублюдочного положения России. Но об этом - разговор отдельный.

Г-н Фурсов утверждает, что, мол, если бы в СССР были бы реализованы ТРИ ПРОГРАММЫ, то СССР бы занял лидирующие в мире позиции. Он называет эти позиции:

1. ОГАС - Глушков
2. Холодный термоядерный - Филимоненко.
3. Интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс -Челомей.

Могу разочаровать г-на Фурсова.

Ни одна из перечисленных им программ не могла быть реализовна, хотя и по разным причинам.

Напротов, СССР проявили серьезное зравомыслие, что не стали втягиваться в их реализацию: попытка реализации двух их них: ОГАС и идеё Челомея вызвали бы экономическую катастрофу, а идея Филимоненко - это обычный шизофренически бред именно в духе М.Калашникова, которому занятия в качалке явно знаний не прибавили.

Начну с "холодного термояда", как с самого очевидного.

Для осуществления реакции термоядерного синтеза два положительно заряженных ядра, скажем, дейтерия и трития, должны сблизится на расстояние примерно в 10 -15 метра. Если на расстояниях порядка размеров атома: 10 -10 метра, - положительный заряд ядер компенсируется частично или полностью отрицательным зарядом электронов (поэтому обычные атомы - нейтральны) то внутри электронной оболочки ядра оказываются "голыми" и, в силу закона Кулона, отталкиваются в силу своей одноименной заряженности. Чтобы преодолеть это отталкивание, нужно разогнать ядра до скорости, эквивалентной примерно 100 миллионам градусов и выше. Иначе ядра просто друг до друга не долетят и не попадут под действие ядерных сил, которые, собственно и ответственны за их слияние и выделение энергии.

В этом смысле все неквантовые (о которых ниже) варианты термояда различаются исключительно способами разгона ядер. Термические - каким образом разогреть вещество до температуры в сотни миллионов градусов - и удержать его достаточно долго, чтобы реакция успела произойти (и,главное, чтобы реакция успела произойти достаточно глубоко, чтобы энергетические затраты на разогрев оказались меньше, чем выделенная в ходе реакции энергия). Ну или можно использовать ускорители, разгоняющие ядра (ионы) до нужной скорости... Увы, пока эта задача не решена. Но, вероятно будет решения как минимум одним из способов: либо удержанием горячей, но низко-плотной плазмы магнитным полем достаточно долгое время, либо одновременным разогревом вещества и его уплотнением до огромных величин лазерным излучением. Что касается ускорителей, то, пока, увы, ускорение обходится много дороже энергетически, чем величина выхода.

Единственный не-термический мыслимый вариант термояда связать с квантовой механикой, а точнее с тем обстоятельством, что частица (в том числе, протоны) одновременно являются и волнами и, поэтому, могут квантовомеханически "просачиваться" через потенциальные барьеры. Чтобы такое просачивание произошло, нужно, чтобы ядра могли сблизится друг с другом на расстояние в небольшое количество "ядерных" длин без необходимости увеличивать их кинетическую энергии. Как это сделать? - Это возможно только в том случае, если положительный заряд ядер будет - по образу атомов, - экранирован на нужном расстоянии компенсирующим отрицательным зарядом, причем этот заряд проживет достаточное время, чтобы число протуннелировавших ядер оказалось достаточно велико. Идея хороша. Но в данном случае мы живем в мире элементарных частиц и стабильных частиц способных образовывать псевдо- атомы радиусом скажем, в 10 -13 метра, да еще жить сколько-нибудь заметное время только одна: это массивный "квази-электрон" - элементарная частица, известная под названием мю-мезон. Которая, увы, нестабильна и живет только 10 -6 секунды. Надежда была - но не сложилось... Энергия, затрачиваемая на производство мю-мезонов оказалась больше, чем термоядерная энергия, выделяемая за время их жизни в результате реакций, в результате квантовомеханического просачивания ядер, находящихся в центре "мезоатомов". Увы и ах. Надежда была закрыта и теоретически, и экспериментально.

А других путей НЕТ. Поэтому, можно гарантией утверждать: к сожалению, "холодный термояд" относится к категории вечных двигателей. Хочется, но, увы...

ОГАС Глушкова Здесь сходятся сразу ДВЕ ОШИБКИ "формальных технарей".

Первая - ошибочное отождествление рынка с капитализмом, а социализма - с ДИРЕКТИВНЫМ планом. Почему слово "директивным" выделено? Потому что директивное планирование - это приказ кому, что, сколько и когда выпускать. Но есть и другие виды планирования - например, индикативное. Само название говорит о смысле последнего: это планирование показателей интегрально отражающих состояние экономики в целом, а не номенклатуру и количество отдельных изделий и услуг. Эти два похода прекрасно сочетаются в той части, что планировать директивно имеет смысл (и даже возможно) только для сравнительно малого числа критических наименований продукции.

Директивное планирование, поэтому, является признаком, не социализма/коммунизма, а МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ (или мобилизационной части экономики) когда ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНО ПУТЕМ РЫНОЧНОГО, ТО ЕСТЬ, СВОБОДНОГО, ОБМЕНА.

СССР Сталинского периода вынужденно находился в мобилизационном состоянии: рыночном путем развитие индустрии, достаточное для победы в войне за отпущенный срок было невозможно в принципе. В этом кстати была главная ошибка Бухарина или там Чаянова и иже с ним: они, как Столыпин в свое время, не учитывали главный ресурс: ВРЕМЯ. Бло бы у СССР 100 лет на плавную индустриализацию, путь через кооперацию был бы замечателен. Но этих 100 лет, как и 20 столыпинских, у страны просто не было. Поэтому, спасибо слепоте Столыпина, Россия проиграла Первую мировую и свалилась в революцию и, спасибо ясности мысли Сталина, СССР победил в самой Великой войне.

Но главная ошибка - в другом. Не один Глушков - из "программистов" - страдает от экономической слепоты. Вот, к примеру, Вассерман пропагандирует аналогичную ахинею, и на том же заблуждении основан пресловутый "нооскоп" Вайно.

Проблема в том, что ПЛАНИРОВАТЬ ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИ МОЖНО ТОЛЬКО ВЫПУСК ОЧЕНЬ УЗКОГО НАБОРА ИЗДЕЛИЙ. И дело даже не в том, что, "нельзя сосчитать матрицу, содержащую 10 16 элементов", хотя и это тоже, ибо, на самом деле многие экономические задачи НЕВЫЧИСЛИМЫ в строгом смысле слова. Это, как шутят, задачи "Кристобаля Хозъевича Хунты": как решать задачи, если доказано, что они не имеют решения. В реальности, проблем в другом: в том, что природа (общество) не считают. Они ЖИВУТ. А это значит, что поскольку мы не может мгновенно создавать вещи и столь же мгновенно их "рассозадавать", за время производства меняются условия, в том числе спрос, а то что уже запущено в производство не "рассоздашь": фарш обрато плохо прокручивается. В результате строго планирование невозможно. Единственный способ борьбы с этим - эти своего рожа "хеджирование производства" - то есть учен неопределенности планирования. То это обессмысливает идею "оптимизации всего" - Задача оказывается тупо неустойчивой.

Реально такова, что планировать можно только то, что имеет четко определенный спрос. Например вооружения. И это надо и правильно делать. Но это лишь малая часть проблемы. Но даже со строительством такого однородного продукта как жилье возникают проблемы.

В этом смысле, замечу, реформа Либермана-Косыгина "ошибочна" в глазах некоторых патриотов, только потому, что Либерман - Либерман, а не Иванов. Для иных "патриотов" - это исчерпывающее доказательство неправоты автора.

Нет вины Сталина в том, что Сталин строил из страны танк. Это было, как говориться "велением времени". Главная послевоенная проблема СССР - то, что по ряду объективных и субъективных причин, СССР не смог демобилизоваться .

Ну и наконец Челомей. Тот, кто знаком с задумками Челомея, не может не вспомнить 100000 танков Тухачевского. Они предлагали строить мост, который нельзя достроить! - Это опять неучет временЫх ограничений. Не было у страны экономической возможности резко реализовать такую программу. А при медленном исполнении в доступных стране масштабах она бы устаревала раньше, чем была бы достроена. Это вообще характерная ошибка многих "формалистов".

Вот скажем, в СССР в 1985 году не хватало домашних телефонов. Ну не хватало!

Представьте себе, что Горбачев на радостях бы бросил бы все средства чтобы обеспечить ЗА ГОД "каждой квартире по телефону"? Бросил бы на телефонизацию миллиарды, которых и так было в обрез... Ну да, хоть десять лет после того - до создания мобильных телефонов люди бы еще ими хотя бы попользовались... А если бы средств хватило бы только на двадцатилетнюю программу? - Проект просто не был бы закончен, а вложенные деньги были вы выброшены на ветер, ибо к 1995 году пошел массовый переход на мобильники и никакая сеть в том виде, как она была видна в 1985 году просто не понадобилась бы.

Практически, предложения Челомея либо обрушили бы экономику страны более эффективно, чем ядерное нападение, либо, в планировавшемся виде, привело бы к бессмысленным затратам средств

Это (как и в случае с Глушковым) "оптимизация без учета ограничений" - то есть хуже чем вредительство: головотяпство со взломом. Слава богу, не случилось.

Владимир Николаевич родился 30 июня 1914 года в небольшом городе Седлец, который в настоящее время находится на территории Польши, а в 1914 году входил в состав Российской Империи. В своих мемуарах 1952 года сам Владимир Николаевич пишет, что до 1917 года его родители были учителями народной школы. После революции мать преподавала русский язык и литературу, позднее биологию, а отец работал инженером. После революции 1917 года семья Челомеев переехала в Полтаву. Жизнь в Полтаве является одним из ключевых моментов в жизни юного В.Н. Челомея, поскольку в этот момент было определенным образом сформировано его мировоззрение, образование, прежде всего культурное и духовное, которое оказало большое влияние на всю его дальнейшую жизнь. Дело в том, что в Полтаве семья поселилась в доме, который в конце 19 века построила сестра Николая Васильевича Гоголя, Анна Васильевна Гоголь. После Октябрьской революции в этом доме жила внучка А.С. Пушкина, Мария Александровна Быкова, которая в свою очередь, была женой племянника Н.В. Гоголя, Н.В. Быкова. В последствие, сюда приехала жить дочка Марии Быковой, Софья Данилевская. Именно она стала, вместе с родителями, доброй и чуткой духовной и культурной наставницей Володи Челомея. Она смогла привить ему любовь к литературе, музыке, живописи, читая ему произведения русских классиков, привила ему любовь к классическому, правильному русскому языку....

В июле 1941 Челомея назначают начальником отдела реактивного движения в ЦИАМ (Центральный Институт Авиационного Моторостроения) им. П.И. Баранова. В ЦИАМе Челомей начал работу над ПуВРД или пульсирующими реактивными двигателями. Это интересный факт, поскольку в печати неоднократно появлялась информация о том, что Челомей скопировал германские реактивные снаряды «Фау-1», как Сергей Павлович Королев скопировал «Фау-2». Это правда лишь отчасти. Дело в том, что первый пробный запуск двигателя произошел во второй половине 1942 года, в то время как первые «Фау-1» попали в руки нашей армии лишь в самом конце войны при освобождении города Близна в Польше и позже при захвате главного завода в Пенемюнде. До 1944 года в СССР к теме реактивных снарядов с ПуВРД относились весьма скептически и обратили на них внимание только тогда, когда в 1944 году Германия нанесла первые удары по Лондону. Сталин обратился к наркому обороны с вопросом кто у нас занимается этим вопросом и тут-то и вспомнили про Челомея. Еще в 1943 году Челомей испытал первый ПуВРД ВЧ-1.

Пульсирующий реактивный двигатель Д-10 конструкции В.Н. Челомея пол крыльями самолета Ла-7


После смерти Сталина в 1953, В.Н. Челомей смог не только вернуться к любимой конструкторской деятельности, но и создать собственное конструкторское бюро ОКБ-52, которое вскоре после создания обрело собственное новое место в подмосковном Реутове, где находится и сегодня....

Реактивный снаряд 10Х созданный по мотивам ФАУ-1 с двигателями В.Н. Челомея.


Уникальность Владимира Николаевича как конструктора заключается в том, что он и его ОКБ-52, как факт, были единственными, кто успешно совмещал работу сразу в трех направлениях - крылатые ракеты, межконтинентальные ракеты и ракетоносители, спутники и спутниковые системы.

Впервые в мире, всего через 4 года после полета Гагарина, Челомей создал маневрирующий спутник типа «Полет», на основе которого позже была создана система уничтожения спутников «ИС», которая не была развернута, но, тем не менее, была принята на вооружение в 1993 году, уже после смерти Владимира Николаевича. По его инициативе была создана система раннего предупреждения о ракетных стартах «УС-К», разрабатывалась система телевизионной глобальной разведки (ТГР). Все советские пилотируемые орбитальные станции, а позже и международная МКС, основаны на базе разработанной в ОКБ-52 пилотируемой разведывательной станции «Алмаз», которая запускалась в итоге под наименованием «Салют». До конца 80-х на вооружении ВМФ СССР находилась уникальная система глобального наблюдения и целеуказания для крылатых ракет «Гранит» - МКРЦ «Легенда». Велись работы и над кораблями многоразового использования «ТКС», «МП-1», «М-12», «Р-1» и «Р-2» «ЛКС». Идеи, которые были заложены еще в 60-х годах Челомеем, нашли отражение в новейшем американском беспилотном космическом аппарате многоразового использования X-37.

Под руководством В.Н. Челомея был разработан ракетоноситель тяжелого класса УР-500, более известный широкой публике под названием «Протон», который до сих пор, не смотря на то, что был создан в 60-х годах, вот уже более 40 лет остается одной из наиболее востребованных ракетоносителей во всем мире. В период лунной программы СССР, в ОКБ-52 разрабатывалась ракета УР-700, которая превосходила бы по своим характеристикам американский «Сатурн-5». В.Н. Челомей изобрел уникальный способ ампулизации ракет, использующих токсичное жидкое топливо, в результате чего такие ракеты могут десятилетиями храниться в пусковых контейнерах (ТПК) в заправленном состоянии, готовые к пуску. Созданная В.Н. Челомеем МБР УР-100 стала самой массовой советской баллистической ракетой РВСН, обеспечившей в 70-х годах ядерный паритет с США. Некоторые ее модификации до сих пор стоят на боевом дежурстве....

Пуск МБР УР-100Н УТТХ


Весьма часто в печати и в документальных фильмах звучат разговоры о том, что Челомей добился такого успеха благодаря тому, что у него в КБ работал сын Н.С. Хрущева, Сергей Никитич Хрущев. Бытует мнение, что «Челомей сразу забрал к себе в КБ молодого специалиста С.Н. Хрущева». Это весьма однобокая точка зрения. В.Н. Челомей не сделал ровным счетом ничего для того, чтобы найти такого «удачного» сотрудника. На самом деле, С.Н. Хрущева сосватал Челомею Лев Иванович Ткачев - знаменитый разработчик гироскопов, применяемых в системах наведения, ориентации и стабилизации летательных аппаратов. Челомей предлагал ему работать у себя, а тот привел С.Н. Хрущева к Челомею. Не будем говорить, что Владимир Николаевич не понимал, что может сулить наличие в КБ такого сотрудника, и в складывающихся жестких условиях конкуренции между КБ, занимавшихся сходными проблемами, он воспользовался случаем. Хотя, по воспоминаниям дочери В.Н. Челомея Евгении Талызиной, Владимир Николаевич неоднократно дома сетовал, что не знает, чего больше принесло принятие на работу сына вождя партии - выгоды или хлопот....

В каком бы свете ни выставляли В.Н. Челомея его недоброжелатели или завистники, о человеке принято судить по его делам и поступкам. А в области противокорабельных крылатых ракет В.Н. Челомей сделал несколько изобретений, которые определили основные пути развития этой области не только в нашей стране, но и во всем мире. И не только в области крылатых ракет! Ему принадлежит изобретение ТПК - транспортно пускового контейнера для ракет. Ему принадлежит изобретение раскладывающегося в полете крыла ракет, благодаря которому КР могли помещаться в достаточно компактные контейнеры для размещения на подводных лодках. Он применил и отработал для КР старт из-под воды. Сейчас пусковые контейнеры и раскладывающееся крыло применяются практически везде, где применяются ракеты.

Естественно, что подобные успехи не могли не вызвать если не зависти, то во всяком случае противодействия со стороны прямых конкурентов. Прямыми конкурентами В.Н. Челомея безусловно были ОКБ-1 С.П. Королева и ОКБ-586 М.К. Янгеля....

Между Челомеем и Янгелем, Челомеем и Королевым не было таких непримиримых конфликтов, как например, между Королевым и Янгелем или Королевым и Глушко - конструктором ракетных двигателей. Была конкуренция, критика, отстаивание, лоббирование, порой жесткое, своих интересов, но не было открытой вражды или ненависти, неуважения. Непримиримая вражда возникала там, где конфликт задевал личные отношения. Глушко и Королев будучи изначально друзьями рассорились на почве противоположных взглядов относительно топлива для ракет. И отказ от работ над лунной ракетой Н-1, и создание Глушко двигателей для ракет Челомея и Янгеля Королев воспринял как предательство. Янгель с Королевым тоже поссорились на личной почве. Равно как Устинов ненавидел Челомея, а Челомей, видимо, испытывал не менее «теплые» чувства к Устинову, поскольку они оба задевали личные амбиции каждого. Это парадоксальная ситуация, когда изначально люди скорее всего не испытывали друг к другу негатива, оба были умными, образованными людьми, но в силу стечения множества фактов стали непримиримыми врагами....

Благодаря жесткому лоббированию своих интересов со стороны Королева, КБ Челомея фактически вытеснили из «лунной программы». Челомей предлагал ракету УР-700, которая по расчетным характеристикам превосходила бы американский «Сатурна-5» и, что самое главное, она могла быть создана на базе уже испытанных блоков и частей ракет УР-500 и УР-200, в то время как Королевская Н-1 создавалась с нуля. В данном случае Королев совершил ошибку, и эта ракета была изначально практически обречена на неудачу. Челомей, предвидя это в силу более глубокого академического знания, высказывал свое мнение на тему «тупиковости» проекта Н-1, но его фактически не хотели слышать. Королев, а после его смерти в 1966 году Мишин добились того, что КБ Челомея лишилось работ по космическому аппарату для пилотируемого облета Луны. А вот мнение Александра Шехояна - заместителя главного инженера по испытаниям ЦКБ Машиностроения (ныне НПО «Машиностроения»): «Если бы не сняли Хрущева в 1964 году и не зарубили 700-сотку, мы были бы первыми на Луне».

Провал пилотируемой лунной программы СССР лишь усилил плохие отношения между Устиновым и Челомеем. Устинов поддержал Королева, а Королев и Мишин не смогли реализовать задуманные планы. И Устинов прекрасно понимал, что тоже совершил ошибку, и что именно Челомей был прав....

Потерю лунной программы Владимир Николаевич переживал в гораздо меньшей степени, чем, например, историю с «Алмазами», в которой Д.Ф. Устинов, можно сказать, «отыгрался» за свой провал в лунной программе руками других людей. Челомей прекрасно понимал, что «лунное ралли» между СССР и США это исключительно дело политиков, соревнование капитализма с социализмом. Было понятно, что никакого развития эта программа не получит ни у нас, ни в США. Человечество не было готово к масштабному освоению других планет. А вот долгоживущие на орбите пилотируемые станции представлялись гораздо более практичным и реализуемым проектом, который мог бы принести реальную пользу и военным, и гражданским отраслям. Точно так же, Челомей не поддерживал идею создания в СССР только корабля многоразового использования «Буран», который создавался исходялишь из идей «у нас должен быть такой же, но больше и лучше». Программа «Space Shuttle» тоже, как мы видим сегодня, не нашла длительного применения, в то время, как орбитальные станции возникли раньше и продолжают существовать и сейчас. Крупные многоразовые корабли опередили время, под эти корабли не было четких планов. А вот более мелкие корабли типа «ТКС», «ЛКС» или «ЭПОС» могли бы более эффективно и дешево работать и на гражданский, и на военный космос. И то, что Владимир Николаевич был тогда опять, в который уже раз, прав, говорит факт развитие США новой программы кораблей многоразового использования Х-37 и Space-X«Dragon».

Во времена развала СССР, после снятия многих грифов секретности в печати на волне времени появилось довольно много критики в адрес «всего, что было до». В том числе и в отношении ВПК, хотя, «все, что было до» - это есть причина нашего «сегодня» и критикуя других, мы, так или иначе, критикуем и себя. В свое время, Карел Чапек сказал: «Критика - это когда критик говорит автору что не правильно, и как сделал бы критик, если бы он умел».

Наиболее мощными критиками ракетно-космической отрасли в постсоветское время были Г.В. Кисунько, В.Н. Бугайский, Л.Л. Селяков. Критикуя в целом каждый свое, все трое подвергают жесткой критике и В.Н. Челомея. Действительно, эти люди никогда не имели уважительного отношения к В.Н Челомею и ранее, а при желании критиковать, повод всегда находится. Вопрос всегда в том, как подать тот или иной факт, как, например, появление в ОКБ-52 Сергея Хрущева или расформирование КБ Мясищева и передачу его мощностей в качестве филиала в ОКБ-52 Челомея. Все зависит от того, как автор смотрит на тот или иной факт.

Но есть и другие факты. Например, факт того, что за все время испытаний изделий В.Н. Челомея ни разу не было катастроф. Были неудачные пуски, были поломки, отказы, но ни разу не гибли люди. Факт в том, что Ракеты УР-100 до сих пор стоят на вооружении стратегических ядерных сил, в том, что все наши подводные лодки, которые вооружены крылатыми ракетами для борьбы с авианосцами, вооружены ракетами, которые сделал В.Н. Челомей или его последователи. Именно он, впервые предложил идею разделяющихся боеголовок, но только реализовали ее первыми США. Его ракетами вооружены почти все крупные надводные корабли ВМФ России и береговые противокорабельные комплексы. Факт в том, что ракета носитель «Протон» остается одной из самых мощных и востребованных ракет в мире, а международная космическая станция (МКС) содержит модуль «Звезда», который создан на основе станции «Алмаз», сконструированной КБ Челомея.

Интересным, парадоксальным является факт, что 20 марта 1986 года через два года после смерти Владимира Николаевича Челомея в Государственном реестре научных открытий СССР была зафиксировано новое открытие за номером 314 с наименованием «Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей». Авторы И.О.Кудрин и А.В. Квасников являются членами авторского коллектива В.Н. Челомея, который за несколько лет до открытия, уже фактически, предвидел то, что рано или поздно оно состоится. И сейчас очень отрадно сознавать, что коллектив, созданный Владимиром Николаевичем Челомеем, и после его ухода из жизни, не сбавляя темпов продолжал трудиться. Под руководством ближайшего соратника В.Н. Челомея, Герберта Александровича Ефремова, который был на посту Генерального конструктора НПО «Машиностроения» с 1989 по 2007 год, предприятие преодолело тяжелейший кризис после развала СССР. Ныне, под руководством Александра Георгиевича Леонова, с 1975 года работавшего с В.Н. Челомеем и продолжающем достойно нести его традиции, коллектив НПО «Машиностроения» остается одним из передовых и мощнейших предприятий ракетной отрасли России и мира.

«….Мы в США постоянно уделяли

Особое внимание работам конструкторского

бюро В.Н. Челомея из-за его нестандартных

и эффективных решений….»

Уильям Перри. Министр Обороны США 1994-1997 гг.

В завершение, хочется выразить огромную благодарность сотрудникам НПО «Машиностроения»:

Помощнику Генерального Директора Дегтяреву Антону Олеговичу

Начальнику отдела Дементьевой Наталье Евгеньевне

Начальнику отдела Попову Михаилу Игоревичу

за организацию, проведение интервью и предоставление обширных интереснейших материалов.